Психологические особенности проведения семинарских занятии
Семинарские занятия – это научный анализ теоретической или практической проблемы, коллективный поиск путей ее эффективного разрешения. Здесь также следует обратить внимание на то, что семинар представляет собой научный анализ той или иной проблемы. Такое внимание необходимо потому, что некоторые преподаватели, стремясь повысить активность обучаемых на семинарском занятии, проводят его, как они сами говорят, методом «круглого стола». Опыт, однако, показывает, что «круглый стол» ничего общего не имеет с семинаром. При проведении занятий методом «круглого стола» отсутствуют обстоятельный доклад, глубокие по своему содержанию выступления курсантов, научный анализ вопросов, вынесенных на обсуждение. Здесь каждый говорит то, что он знает, как правило, на уровне житейских представлений. Иначе говоря, обучаемые действуют по принципу: «У кого что болит, тот о том и говорит».
Назначение семинара состоит в следующем: углубить, закрепить знания курсантов, проверить их качество, помочь обучаемым разобраться в наиболее сложных вопросах; выработать у них умение правильно применять теоретические положения в ходе профессиональной деятельности в войсках; развивать творческую активность, самостоятельность мышления курсантов. Кроме того, семинары позволяют преподавателю выявлять и преодолевать формализм и неполноту знаний, дефекты речевых навыков курсантов. В процессе семинарских занятий раскрываются особенности личности обучаемых, их положительные стороны и недостатки. В ходе семинара преподаватель получает информацию и о курсантском коллективе, об уровне его подготовленности, взаимоотношениях, психологической атмосфере.
Следовательно, семинар выполняет познавательную, контрольную, стимулирующую и воспитательную функции.
К семинару предъявляются следующие требования: высокий научно-теоретический уровень; обеспечение связи теории с практикой, выработка у обучаемых умения применять теоретические знания к анализу войсковой практики [3].
Психологическими особенностями проведения семинарских занятий являются:
- семинар является одной из активных форм проведения занятий, активность достигается при условии тщательной подготовки обучаемых и преподавателя;
- создание проблемных психологических ситуаций и вовлечение обучаемых в их обсуждение;
- формирование положительной установки у курсантов на активное участие в семинаре, умений и навыков вести творческую дискуссию, создание психологической атмосферы свободного высказывания курсантами собственных мыслей без боязни ошибиться;
- побуждение курсантов к применению теории для анализа жизненных фактов и другое.
Отсюда вытекают психологические условия эффективности семинарских занятий.
Со стороны обучаемых:
- тщательная подготовка к семинару, изучение всей рекомендованной литературы, систематизация приобретенных знаний, их сравнение, анализ различных точек зрения, выработка своей позиции по дискуссионному вопросу;
- умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- наличие речевых навыков, способности излагать свои мысли логично, убедительно;
- осознание необходимости углубления и закрепления приобретенных знаний, их практического применения;
- умение применять теоретические знания к анализу войсковой практики.
Со стороны преподавателя:
- профессиональная и психологическая готовность к проведению конкретного семинарского занятия (наличие соответствующих знаний, навыков и умений, владение методикой проведения семинара);
- постановка на семинаре таких заранее подготовленных вопросов, которые требуют творческого мышления
- сосредоточение внимания в процессе семинарского занятия на узловых проблемах обсуждаемой темы без стремления охватить все вопросы;
- поддержание у обучаемых интереса и потребности высказать свою точку зрения, активно выразить свою позицию при обсуждении проблемы;
- требование к обучаемым излагать свое понимание закономерностей изучаемых явлений, доказательности рассуждений;
- активное участие преподавателя в теоретическом споре участников семинара, умение сталкивать различные точки зрения;
- умение преподавателя нацелить обучаемых в начале семинара на активное обсуждение поставленных вопросов и убедительно, аргументированно подвести его итоги.
Таким образом, различным видам учебных занятий в военном университете присущи свои специфические психологические особенности. Эффективность их проведения во многом зависит от знания и соблюдения условий, изложенных в данной статье.