Воспитательные и коммуникативные способности преподавателя высшей школы
В структуре профессиональной компетентности преподавателя высшей школы мы выделяем следующие основные блоки: мотивационно-ценностный; систему профессионально важных качеств; систему способностей преподавателя (прежде всего педагогических и способностей, предопределяющих склонность к науке); когнитивный (знания); аффективный (положительное эмоционально-оценочное отношение к преподаваемому предмету и его важности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, способность к эмоционально-волевой регуляции поведения); конативный (профессиональные умения и навыки, педагогическая техника, поведение). Данные структурные компоненты реализуются в виде сформированных универсальных и профессиональных компетенций преподавателя высшей школы. Особо отметим, что в разработанной нами модели профессиональной компетентности преподавателя высшей школы интегрированы показатели, которые традиционно входили в понятие "педагогическое мастерство" (личностные качества, знания, умения преподавателя) с компетенциями преподавателя, служащими показателями способности применять эти знания и умения на практике. Вопрос о педагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки. И. П. Подласый выделил следующие главные группы педагогических способностей:
Организаторские — проявляются в умении сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и т. д.
Дидактические — конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность.
Персептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. (3, 28 с.)
Коммуникативные способности проявляются в умении преподавателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.
Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
Педагогические способности, направленные на воспитательный процесс, заключается в следующем:
− способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать (способность к эмпатии);
− способность быть примером для подражания; − способность в воспитательном процессе учитывать индивидуальные особенности;
− способность находить нужный стиль общения, добиваться расположения и взаимопонимания;
− способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди воспитуемых.
Среди педагогических способностей особо выделяется способность к педагогическому общению. Умение преподавателя организовывать длительное и эффективное взаимодействие с воспитанниками связывают с коммуникативными способностями.
Коммуникативные способности — это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия.
В психологической литературе выделяется несколько групп коммуникативных способностей. Познание человека человеком. Эта группа способностей включает оценку человека как личности, отдельных черт личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.
Познание человеком самого себя. Предполагает оценку своих знаний, оценку своих способностей, оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
Умение правильно оценить ситуацию общения — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.