Эволюция подходов к проблеме эффективности обучения
Проблема эффективности образовательного процесса возникла еще в древние времена и продолжает оставаться насущной до настоящего времени. Такая «живучесть» проблемы определяется не столько ее сложностью, сколько динамичностью, выражающейся в том, что она имеет особенность видоизменяться при каждой смене поколений людей и изменении об- щественно-экономической формации. Попытки осознания эффективности обучения уходят сво- ими корнями в глубокую древность. Преемственность в решении проблемы повышения эффективности обучения выражается в постепенном усложнении приемов и методов. Но даже комплексный подход не позволяет найти достаточно конструктивного решения, поскольку рассматривает процесс обучения как некий кон- гломерат, состоящий из различных компонентов, по-разному взаимосвязанных между собой. Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности обучающегося и обучаемого и отражают их двойствен- ный характер. В современной педагогической науке существует большое количество исследований по проблемам эффективности обучения и учения. В свое время основное внимание в вопросах эффективности обучения уделяли тому, чтобы помочь преподавателю осуществить эффектив- ную организацию учебного занятия. Обучающимся отводилась роль пассивных реципиентов, «сосудов для наполнения» знаниями. Подобный подход еще не изжил себя, хотя следует при- знать повсеместно принятым утверждение о том, что обучение является значительно более сложным явлением, включающим высокую степень взаимодействия с процессом учения. Обу- чение и учение, по сути, неразделимы, и поэтому мы обычно используем выражение «обучение и учение», тем самым, подчеркивая взаимосвязь этих двух процессов. Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и спосо- бов организации познавательной деятельности обучающихся, которые обеспечивают эффек- тивное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей. Процесс обучения всегда является двусторонним и содержит в своей структуре два эле- мента: деятельность преподавателя (преподавание) и деятельность студента (учение). Преподавание – это деятельность преподавателя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности, оказанию помощи при возникновении затруднений в процессе учения, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений. Целью преподавания является организация эффективного учения каждого обучаемого в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Учение – это деятельность по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке до- стижений, осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем раз- витии обучающегося. Эффективность учения предполагает организацию как совместной, так и самостоятель- ной деятельности. Преподавание и учение неразрывно связаны. Очевидно, что тот, кто интересуется препо- даванием, должен представлять себе, как происходит процесс учения. Обучение – это способы и методы организации образовательного процесса. Оно являет- ся наиболее лучшим путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение. Учебная деятельность включает в себя: – овладение системами знаний и оперирование ими; – овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения – умениями и навыками; – развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего; – овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психически- ми процессами [1]. Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В каче- стве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучаю- щегося, уровень обученности и обучаемости. Обучаемость – это приобретенная обучающимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соот- ветствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима для достижения заданного результата. Обученность – это запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату). В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают: – степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности [2]; – темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения; – уровень образованности или профессионального мастерства; – готовность повысить образование. Согласно классификации Бенджамина Блума, можно ввести иерархию целей образова- ния по трем основным категориям [3]: – когнитивные (относящиеся к знаниям); – аффективные (затрагивающие интересы, отношения и ценности); – психомоторные (относящиеся к физическим и манипулятивным способностям). Учение протекает в трех основных областях – когнитивной, психомоторной и аффектив- ной. Эти три области учения часто пересекаются так как многие виды деятельности, связанные с учением, попадают в области пересечения. Учение в целом охватывает все области, а на от- дельно взятом занятии акцент обычно делается на одной особой области (рисунок 1.) когнитивная психомоторная аффективная Рисунок 1 – Области учения Когнитивный компонент – результаты мыслительной деятельности, включающие факто- ры, теории, концепции, понятия и т.п. Аффективный компонент – отношения, ценности, убеждения, эмоции. Психомоторный компонент – новые физические умения и навыки, практическая деятель- ность, поступки, создание продуктов. Деятельность предписывает, что обучаемый должен достичь, и/или что он будет делать, чтобы продемонстрировать результаты учения. Деятельностные утверждения должны содер- жать глагол действия (например, «объясните принцип циркулирующей системы», вместо «пой- мите принцип циркулирующей системы»). Условия идентифицируют и устанавливают параметры для деятельности, то есть, как это оценивается (например, «от руки через кальку», или «работая в паре», или «предоставив необ- ходимые документы»). Критерии устанавливают ожидания для уровня владения, то есть насколько замеряемые параметры соответствуют тому или иному уровню («допускается не более трех ошибок», или «не менее 80 % точности»). В общем виде ключ к успешным задачам состоит в описании ожиданий от процесса обу- чения достаточно точно, чтобы достигнутый результат был вполне очевиден. Обычно задача прописывается одним предложением, которое включает: – кто (ясно, что всегда обучающийся, но указание подлежащего необходимо, чтобы по- строить предложение по правилам грамматики); – будет делать что; – при каких условиях; – насколько хорошо ( или по каким стандартам и критериям)