Коррекционно-развивающая программа для детей 2-3 лет с задержкой речевого развития и ее реализация
Оказание ранней помощи детям с ЗРР должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи в раннем возрасте. Поскольку общение со взрослым необходимо для полноценного психического развития ребенка раннего возраста, дети данной категории нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности со взрослыми, постепенно становясь активными участниками речевого общения.
При создании коррекционной программы обучения мы опирались на выявленные в исследованиях У.В. Ульенковой научные и организационные принципы психолого-педагогической деятельности с детьми с задержкой психического развития в условиях специальных групп [27].
Коррекционная работа строилась по трем основным этапам, направления которых определялись результатами диагностического психологического изучения, а конкретное содержание каждого из них — возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, входящих в группу.
Содержание каждого этапа коррекционной работы включает несколько серий занятий, построенных по принципу нарастающей сложности представленных в них заданий. Программа предполагает использование подгрупповых занятий в сочетании с индивидуальной работой с каждым ребенком. Учитывая возраст детей, коррекционная работа построена на основе предметной и игровой деятельности.
Включение родителей в коррекционный процесс является обязательным условием организации специальной помощи детям.
Программа включает 25 индивидуально-подгрупповых занятий с детьми, 9 из которых проводились совместно с родителями, и реализовывается в три этапа.
I этап коррекционной работы включает 2 серии занятий (по 3 занятия в каждой) и направлен на создание у детей с ЗРР положительной мотивации к процессу общения со взрослым. С этой целью, во-первых, все занятия проводятся в максимально привлекательной и доступной форме — форме театрализованного представления; во-вторых, в процесс взаимодействия взрослого и ребенка включается дополнительный коммуникант (театральная кукла), с помощью которого и налаживаются первоначальные контакты между взрослыми и детьми.
На данном этапе родители включаются в коррекционный процесс опосредованно: организационная встреча и ряд индивидуальных бесед с психологом по результатам психологической диагностики ребенка.
II этап — формирование у детей 2-3 лет с ЗРР потребности в общении со взрослым. Обучающие занятия сгруппированы в 2 серии (по 6 в каждой). На данном этапе, как и на предыдущем, процесс общения с детьми осуществляется через дополнительного коммуниканта, однако конкретное содержание такого общения качественно значительно меняется.
Первая серия направлена на формирование у детей положительной мотивации обращения к взрослому в процессе создания различных коммуникативных ситуаций, требующих от детей оказания помощи взрослому или кукле.
Вторая серия подчинена формированию у детей потребности в обращении к взрослому. Для этого в занятия включены задания на основе знакомых детям настольных игр, но со специальным классом задач, которые требуют обращения за помощью к взрослому.
Кроме того, на данном этапе ставятся и реализуются задачи по коррекции нарушенных функций у детей, выявленных в процессе психолого-педагогической диагностики: построение общения с детьми 2-3 лет на основе специально подобранных заданий по развитию мелкой моторики и восприятия. Материал для обучения постепенно усложняется.
На данном этапе в коррекционную работу с детьми включаются родители (совместные занятия для детей и родителей), перед ними ставятся задачи понять и принять требования к организации взаимодействия с ребенком в процессе общения. Наряду с коррекционно-развивающими занятиями организуются индивидуальные и подгрупповые консультации, оформляется стенд информации психолога в группе и т.п.
III этап коррекционной работы связан с формированием у детей с ЗРР активности и инициативности в процессе общения с близким и незнакомым взрослым. Он включает серию обучающих подгрупповых (8) и индивидуальных занятий для детей и их родителей и предполагает моделирование таких практических ситуаций, в которых взрослый демонстрирует свою «неуспешность» и необходимость обращения за помощью к ребенку. Наиболее эффективно решение этой задачи на основе продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации).
На данном этапе реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи своим детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. На данном этапе детям и родителям предлагаются такие задания, которые требуют от них проявления определенного уровня субъективной и речевой активности, а также развития коммуникативных навыков.
Учитывая, что первые месяцы посещения дошкольного учреждения являются для ребенка адаптационным периодом, психологическое изучение детей начинается с конца октября — начала ноября. К коррекционным занятиям приступают в декабре, когда у многих детей заканчивается адаптационный период, а также выработались определенные навыки присутствия на подгрупповом занятии. (Календарный план занятий см. в Приложении 2.)