Методика диагностики коммуникативной деятельности детей 2-3 лет с задержкой речевого развития
Для реализации целенаправленной помощи детям с ЗРР в ранние сроки их речевого и психического развития и разработки эффективной коррекционной программы необходимо предварительное диагностическое изучение детей.
С этой целью нами разработана специальная экспериментальная методика, включающая в себя стандартизированное наблюдение за детьми и их родителями в пяти различных ситуациях, каждая из которых требовала от них решения особого рода речевых и коммуникативных задач.
Только в различных ситуациях можно сравнительно полно и точно зафиксировать характерные особенности коммуникативной деятельности и речевого поведения каждого ребенка и каждого родителя. Именно поэтому содержание эксперимента мы разбили на пять основных коммуникативных ситуаций, в условиях которых и приходилось действовать детям и родителям.
При разработке этой методики мы исходили из психолого-педагогических особенностей детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
В условиях индивидуального занятия учитывались возрастные возможности детей: при постоянной смене деятельности продолжительность занятия составляла около 15 минут. При этом учитывался ведущий вид деятельности детей раннего возраста, поэтому взаимодействие ребенка со взрослым строилось на основе предметной деятельности.
Подбор практических задач производился с учетом ведущих потребностей детей раннего возраста (прежде всего стремления к самостоятельности), а также их зоны актуального и ближайшего развития. Одни задачи были доступны для самостоятельного решения детьми, другие — только в процессе взаимодействия со взрослым.
Учитывая ограниченность речевых возможностей детей, мы не предлагали им обширные вербальные инструкции, а также такие задачи, решить которые невозможно без активного использования речевых средств.
Каждая из экспериментальных ситуаций имела определенное коммуникативное содержание, при этом каждая предыдущая ситуация по своему коммуникативному насыщению предваряла последующую.
Коротко представим содержание экспериментальных ситуаций.
Ситуация 1. «Встреча». Ребенка вместе с родителем приглашают в специальное помещение, где проводится эксперимент. При этом экспериментатор как можно меньше привлекает внимание к себе, поскольку в этот момент происходит адаптация ребенка и родителя к новой обстановке и новому человеку.
Ситуация 2. «Знакомство». С ребенком организуют беседу у стола, на котором разложены различные предметы, а также специально приготовленная игрушка. Ситуация носит несколько провокационный характер, поскольку игрушка, находящаяся на столе, может привлекать внимание ребенка в большей степени, чем беседа, и отвлекать его от взрослого. Родитель к участию в беседе не приглашается.
Ситуация 3. «Подготовка к игре». Ребенку предлагается собрать три игрушки для игры, которые расположены в разных местах комнаты. В первом случае, не прилагая особых усилий, из всех разложенных на столе предметов ребенок должен выбрать резиновую игрушку; во втором — приложить некоторые усилия (подпрыгнуть, подтянуться, встать на цыпочки и т.п.), чтобы достать мягкую игрушку с низкого шкафа; в третьем — преодолеть серьезное препятствие, поскольку пластмассовая игрушка находится далеко от него (поставить стул к шкафу, встать на него и достать игрушку с верхней полки шкафа либо обратиться за помощью к взрослому).
Ситуация 4. «Постройка дома». Ребенка просят построить (из кубиков «Строителя») домик для одной из игрушек, которые он собирал в предыдущей экспериментальной ситуации. При этом одна часть (меньшая) кубиков находится на столе, другая — у родителя, третья (большая) — у экспериментатора. Ребенок может отказаться от выполнения задания, может закончить работу после использования тех кубиков, которые находятся на столе, или после использования тех кубиков, которые находятся у него и у мамы, а может выполнить задание и завершить работу до конца.
Ситуация 5. «Теремок». Рядом с постройкой ребенка обыгрывается фрагмент из сказки «Теремок». Ребенку предлагают разместить в построенном доме вторую игрушку, при этом в его распоряжение поступает весь строительный материал. Родителя приглашают включиться в деятельность ребенка по решению поставленной задачи.
Первые две экспериментальные ситуации представляют собой первый этап изучения, в процессе которого происходит адаптация ребенка и родителя к новым условиям. Здесь не решают задачи совместной деятельности родителя и ребенка, однако создают такие ситуации, в процессе разрешения которых можно было бы наметить некоторые тенденции к определенному типу их взаимоотношений. Цель этих экспериментальных ситуаций — установление первоначального контакта с ребенком, а также выявление разнообразия реакций его ответного поведения, наличия инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослых и организацию совместной с ними деятельности.
Третья и четвертая ситуации составляют второй этап изучения — изучение специфики коммуникативной деятельности ребенка. С этой целью на данном этапе ребенку предлагают такие практические задачи, которые требуют от него, с одной стороны, проявления определенного уровня субъективной активности, т.к. в некоторых вариантах необходимо обнаружить стремление к самостоятельному решению; с другой — определенного уровня развития коммуникативных навыков, поскольку в какой-то момент необходимо обратиться за помощью к взрослому; в третьих — определенного уровня развития речевой активности, т.к. ему необходимо не только обратиться за помощью, но и объяснить свои трудности и просьбу.
Лишь при наличии каждого из указанных компонентов можно ожидать успешного решения экспериментальных задач. В то же время огромный интерес представляют реакции родителей на действия своих детей, их стремление включиться в совместную деятельность с ребенком, характер их взаимоотношений с ним. Эти экспериментальные ситуации позволяют также установить различие характера контактов ребенка в условиях совместной деятельности с близким (родитель) и малознакомым (экспериментатор) взрослым.
На третьем этапе (5-я экспериментальная ситуация) детям и родителям предлагается действовать в условиях их совместной деятельности. Это позволяет определить общую картину коммуникативного взаимодействия родителя с ребенком, выявить его основные коммуникативные средства и содержание личностных контактов. Именно здесь может наиболее полно раскрыться характер их взаимоотношений, окончательно определиться реальный тип их взаимодействия в процессе общения.
Нами выделен ряд общих параметров наблюдения за детьми и их родителями в каждой из экспериментальных ситуаций; кроме того, представлены и частные параметры наблюдений в зависимости от категории испытуемых (дети или родители), а также от коммуникативного содержания конкретной ситуации, (см. Приложение 1).
Разработанная система психологического изучения коммуникативной деятельности у детей 2-3 лет с задержкой речи дает представления о своеобразии деятельности общения не только детей, но и их родителей и тем самым позволяет судить о возможных неблагоприятных факторах социальной ситуации развития детей.
Данная методика может быть использована психологами в целях выявления особенностей развития коммуникативной деятельности как у детей раннего возраста с задержкой речевого развития, так и у нормально развивающихся детей этого возраста.
Тщательный анализ полученных данных позволил сделать заключение, что поведение детей с ЗРР в процессе общения со взрослым несколько отличается от поведения их нормально развивающихся сверстников.
Мы выделили ряд качественных характеристик общения детей с ЗРР, которые, безусловно, связаны с общими особенностями их развития, в том числе:
· продолжительное налаживание контакта ребенка со взрослым;
· отсутствие обратной связи в процессе взаимоотношений с ним;
· неоднозначный эмоциональный настрой (с положительным или отрицательным оттенком) на взаимодействие со взрослым;
· преимущественное использование неречевых средств в процессе общения;
· низкая инициативность в обращении за помощью к взрослому в процессе взаимодействия с ним по совместному решению задачи.
Однако данные коммуникативные особенности можно наблюдать и у некоторых детей с нормальным речевым развитием, поэтому необходимо было выявить у детей с ЗРР специфические, присущие только им качественные характеристики общения со взрослым.
Специальное исследование позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, дети с ЗРР в процессе общения со взрослыми испытывали трудности коммуникативного характера не только в ситуации взаимодействия с незнакомым, но и с близким взрослым — родителем.
Во-вторых, в процессе взаимодействия со взрослым такие дети часто обнаруживали элементы амбивалентного поведения, что выражалось в неоднозначных эмоциональных проявлениях.
В-третьих, в процессе решения практической задачи дети с ЗРР изначально нацеливались либо только на самостоятельное ее решение, либо только на ожидание помощи со стороны взрослого. Они не могли ориентироваться на оба выделяемых объекта внимания одновременно — игрушку и взрослого, а также свободно переключаться с одного объекта на другой, хотя этого требовала ситуация.
В-четвертых, дети с ЗРР, несмотря на описанные выше трудности речевого и коммуникативного характера, не отказывались от взаимодействия со взрослым и не предлагали ему взаимоотношений лишь на эмоциональной основе, исключающих использование слова. В определенных условиях они стремились строить отношения со взрослым на основе голосовых и деловых контактов, однако инициативу в таком взаимодействии проявлял взрослый.
Таким образом, выявленные общие и специфические характеристики общения ребенка со взрослым подтверждают значительное отставание в развитии коммуникативной деятельности у детей рассматриваемой категории. Родители детей с ЗРР, оказывая им помощь, когда те испытывали какие-либо затруднения, не старались эмоционально поддержать ребенка, а стремились объяснить или показать нужный способ действия. Они проявляли инициативу в оказании помощи своим детям, не всегда оценивая, нуждаются дети в помощи в данный момент или нет. Помощь, которую предлагали родители, была направлена скорее не на поддержку ребенка, а на быстрое достижение им результата деятельности.
Родители обнаружили и ряд характерных особенностей речевого поведения в процессе взаимодействия с детьми: при оказании помощи они чаще руководствовались показом, а не объяснением нужного способа действия, не требовали от детей оречевления своих трудностей и просьб, а в большинстве случаев активность по отношению к ним проявляли жестово-мимическими средствами (приближением и прикосновением).
Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что в период раннего детства именно взрослый организует и обеспечивает общение с ребенком, создает такие условия коммуникативной деятельности, в процессе которой происходит становление ребенка как субъекта этой деятельности. В нашем случае родители детей с ЗРР не только не обеспечивали эти условия, но и не стремились взаимодействовать со своими детьми.
В связи с этим разработанная нами диагностико-коррекционная программа для детей 2-3 лет с ЗРР предусматривает решение следующих задач:
· изучение особенностей коммуникативной деятельности у детей 2-3 лет с ЗРР в процессе взаимодействия с незнакомым и близким взрослым (родителем);
· выявление возможностей формирования их как активных участников речевой и коммуникативной деятельности в процессе общения со взрослым;
· развитие коммуникативных навыков и речи;
· обучение детей использованию речевых средств в ситуации взаимодействия со взрослым, инициативности и активности в процессе общения со взрослым и сверстником;
· развитие коммуникативных навыков родителей в процессе взаимодействия с ребенком;
· обучение родителей адекватным способам оказания помощи детям, практической деятельности на основе общения.