Психогимнастическое упражнение «Воспоминания детства»
Включается релаксационная музыка и медленно говорится: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».
Обсуждение:
Предлагается рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали. Первым на вопрос отвечает психолог: «Когда я была маленькая… Далее высказывания по кругу:
· Назовите ассоциации со словом «детство»
· Вспомните самый счастливый день из своего детства.
· Вспомните свой самый волнующий день.
· Вспомните, чего вам было стыдно.
· Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?
· Изменились ли чувства, переживаемые в этих ситуациях?
· Изменилось ли отношение к этим ситуациям?
Родитель и ребенок, это разные люди, возрастные категории, но нужно стремиться к взаимопониманию. Психолог говорит о важности понимания себя самого и своего ребенка.
Упражнение «Ярлыки»
Родители объединяются в пары, где один выполняет роль ребенка, а другой взрослого. Каждому «ребенку» психолог одевает на голову «корону» с надписями: «Улыбайся мне», «Будь пасмурным», «Корчи мне гримасы», «Одобряй меня», «Говори, что я ничего не умею», «Жалей меня», так, чтобы родители не видели, что на ней написано. После этого каждой группе дается задача составить целую картину из разрезанных кусочков, но обращаться во время работы к участникам своей пары нужно так, как написано на его «короне».
Через 5-7 минут все, не снимая «короны», отвечают на вопрос:
- Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом?
После того, как все желающие высказались, психолог предлагает снять «короны».
Обсуждение:
- Чем в реальной жизни могут быть «короны»?
- Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?
- Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков?
- Как ребенок реагирует на ярлык?
- Как можно изменить представление человека о вас?
- Легко ли избавиться ярлыка? Как это сделать?
Упражнение «Ребенок моими глазами и реальность»
Родителям раздаются таблицы, в которых предлагается заполнить столбик «Ответ родителя», а дома задать те же вопросы ребенку и заполнить колонку «Ответ ребенка» а затем сравнить (Приложение 1).
Обсуждение:
- Сложно ли Вам было отвечать на вопросы?
- Как Вы думаете, совпадут ваши ответы с ответами детей?
- Какой вопрос для Вас был легче всего, а какой вызвал трудности?
Притча «Небезупречный»
У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды:
– Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.
– Почему? Чего ты стыдишься?
– Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.
Что же ответил ему водонос?
– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.
Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.
В течение двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!
Обсуждение:
- Какой смысл заложен в притче?
Так и дети: очень разные, индивидуальные, запоминающие и у каждого свои неповторимые «чёрточки». Нужно их только почувствовать и понять.
Заключение
На выбор родителей закончить фразу: «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно… »
После чего родителям раздаются памятки (Приложение 2).
Приложение 1
№ п/п | Содержание вопроса | Ответ родителя | Ответ ребенка |
Любимое животное | |||
Любимый цвет | |||
Любимая сказка | |||
Любимый персонаж | |||
Любимая песенка | |||
Как зовут друзей | |||
Что хочет в подарок |