Разработка ассессмент-центра
В разных ассессмент-центрах кандидаты оцениваются по разному числу аспектов. Иногда рассматриваются четыре аспекта, иногда – более двадцати. Для выбора аспектов, которые должны выявляться ассессмент-центрами, организации могут использовать различные схемы для выявления общей компетентности.
Технология ассесмент-центра включает в себя три основных методических шага или три этапа:
1. Анализ требований должностной позиции,
2. Выбор методов вынесения оценочных суждений,
3. Планирование и проведение ассесмент-центра, агрегирование и интерпретация полученных данных.
1. Анализ требований должностной позиции
Перечень требований составляется исходя из уровня организационных целей, соответствующих определенной должностной позиции.
Э. Мак-Кормик предложил систему описания должностных позиций («Профессиональные менеджерские позиции»), включающую в себя три группы характеристик:
1) функциональное описание деятельности (планирование, переработка информации, интерперсональные отношения и т. д.).
2) квалификационные требования (образование, профессиональный опыт, особые личностные свойства и т. д.),
3) дополнительные требования (число сотрудников, ответственность за фактическое положение дел, виды служебных отношений, организация рабочего времени и т. д.).
Дополнительные требования, как видно из приведенных примеров, определяются типом и особенностями организации.
В качестве общей ориентировочной основы для составления каталога можно предложить следующую схему.
1. Функциональные требования. Речь идет о функциях менеджера и связанных с их выполнением требованиях должностной позиции. Описание функций менеджера показывает, как менеджер включается в управленческий цикл. Исходя из уровня целей должностной позиции определяется, какие функции являются приоритетными. И в случае необходимости каждую функцию можно описать более детально. Далее формулируются требования к менеджеру, связанные с выполнением каждой из указанных функций, и выполняются процедуры спецификации и операционализации требований.
А. Спецификация требований. Необходимо указать для каждого требования три категории сведений, которые касаются основных условий выполнения требований в практической деятельности: как и с какого рода информацией, персонами и предметной областью имеет дело менеджер. Спецификация требований необходима в дальнейшем для проектирования процедур ситуативной диагностики (наблюдение за поведением менеджера в специально подобранных ситуациях во врем я ассесмента).
Б. Операционализация требований. Необходимо указать, с какими поведенческими чертами связано выполнение каждого из требований.
Соотнесение функций и соответствующих им психологических особенностей позволяет сформулировать «требования-черты», являющиеся основой для дифференцированной оценки менеджера. В отечественной литературе термину «требования-черты» соответствует термин «управленческие качества». Для диагностики степени их выраженности у менеджера подбираются соответствующие измерительные процедуры (тесты, наблюдение, суждения коллег, биографические методы).
Конкретизированные требования (требования-черты, качества) после спецификации и операционализации оцениваются с точки зрения значимости для каждой из должностных позиций. Оценка производится экспертным методом и выражается в весовых коэффициентах.
2. Квалификационные требования. Обычно в число квалификационных требований включаются такие требования, как уровень профессиональной подготовки (продолжительность и качество обучения), опыт работы, имеющий прямое отношение к должности, стаж работы в управленческих должностях, стаж работы в организации и т. д. По существу, эти требования являются требованиями к стадии карьерного цикла, на которой должен находиться менеджер: в зависимости от должностной позиции и специфики деятельности может требоваться менеджер в начале карьерного цикла (завершение профессиональной подготовки, вхождение в профессию, минимальный практический опыт, минимальная социализация в организации), или в середине карьерного цикла (различные виды повышения квалификации, значительный практический опыт, значительный социальный опыт в связи с достаточно длительным пребыванием в организации или различных организациях, управленческий опыт), или во второй половине карьерного цикла (очень большой практический и профессиональный опыт).
Квалификационные требования могут быть связаны не только с карьерным циклом, но и с характером должностной позиции, т. е. с тем, какие элементы управленческого цикла (и соответствующие функции менеджера) имеют большее значение и, значит, должны обеспечиваться большим объемом уже сформированных знаний, умений и навыков.
В этом плане выделяют концептуальную (системный анализ проблем организации) и управленческую подготовку (владение технологией управления подразделением: техникой принятия решений, планирования и контроля); опыт руководства людьми (сфера межличностных отношений); профессиональную подготовку (знания в предметной области соответственно характеру деятельности: инженерные, экономические и т. д.).
Для низшего уровня должностных позиций наиболее важны профессиональные знания, умения и навыки, для среднего – опыт руководства и владение технологией управления, для высшего – опыт руководства и концептуальная подготовка.
3. Организационные требования (требования к стилю руководства). Организационные требования определяются прежде всего типом организации и соответствующим типу способом включения индивидуума в организационную деятельность.
Способ включения отражает организационную культуру предприятия и является основой для определения требований к стилю руководства персоналом.
Таким образом, исходя из типа организации можно определить требования к стилю выполнения менеджером функций контроля, мотивирования и оценки в целях интеграции усилий сотрудников в деятельность организации в целом.
Кроме типа организации, который определяет особенности цикла ее развития, существенное значение также имеет уровень развития исполнителей.
В зависимости от стадии жизненного цикла исполнителей формулируются требования к стилю руководства (всего выделяется 5 стилей). Стиль руководства группой определяется, в зависимости от уровня ее развития, соотношением двух составляющих: ориентированности менеджера на задачу (обучение-консультирование, оценка) и на человеческие отношения (мотивирование, кооперация). В данном случае речь идет о разных способах включения группы в деятельность организации, т. е. о ситуативно-организационных характеристиках.
Таким образом, требования к стилю руководства формулируются исходя из диагностики типа организации и ситуации, сложившейся в организации (подразделении, группе), и ориентированы на эффективное включение отдельных исполнителей (нижняя строка матрицы управленческих функций), групп (первая и вторая снизу строки матрицы) в деятельность организации (подразделения) или даже во взаимоотношения организации (подразделения) с внешней средой.
После составления перечня функциональных, квалификационных и организационных требований должностных позиций можно перейти к подбору методов измерения и оценки выраженности у менеджера соответствующих этим требованиям качеств или поведенческих черт.