Прусские восстания порабощенных, но не побежденных ятвягов.

Тевтонские – агрессия, жестокость, подлость, хитрость – встречали сопротивление ятвягов, которые мужественно, героически, находчиво защищали свою свободу и этничность. Тевтонам приходилось завоевывать в тяжелых боях каждый ятвяжский город, каждое ятвяжское княжество.

Завоевывая ятвяжские крепости, тевтоны строили на их месте или рядом с ними свои замки и так укрепляли здесь свою власть. Первыми захваченными твердями ятвягов были: Бальга, Ольгин, Русь-матерь...

Но и после захвата многих ятвяжских твердей и постройки там своих укрепленных замков, тевтоны еще долго не могли чувствовать себя полноправными хозяевами завоеванных земель.

Известны многочисленные восстания ятвягов (прусские восстания) – 1242-44, 1260-62 и 1278-80 годов.

Если в 1242-44 годах северным ятвягам в борьбе с тевтонами помогал Галицко-Волынский князь Даниил, то в 1260-62 годах ятвяги поднялись на восстание против тевтонов при поддержке князя Русской Литвы Минды, который накануне отрекся от католичества и стал активно восстанавливать на литвинско-ятвяжских землях православие.

Третье знаменитое восстание северных ятвягов против тевтонов в 1278-80 годах произошло при поддержке объединенных войск Руси и Великого княжества Русская Литва, при князе Тимофее (до крещения – Довмонт), который в те времена, будучи руководителем Псковского княжества, руководил и ВКРЛ.

Русской православной церковью великий князь Тимофей причислен к лику святых.

Третье «прусское» восстание было последней попыткой вернуть Твангостское и другие северо-ятвяжские княжества в Русский мир.

36. Строительство на месте ятвяжских капищ и православных церквей костелов в Твангосте (альтштадский костел, костел Юдитт, костел в Книпов-тверди на острове Книпов).

Тевтоны, будучи нетерпимыми ко всему ятвяжскому, на месте русско-ятвяжских святынь активно строили свои костелы.

В священном урочище на священной горе Твангоста (сейчас это середина проезжей части Ленинского проспекта между западным крылом гостиницы «Калининград» и ТРК «Плаза»), среди языческого капища, на месте православной церкви или часовни тевтоны построили первый твангостский костел, позднее названный немецкими историками – альтштадским.

Но судьба этого тевтонского костела была несчастливой – восставшие ятвяги и пришедшие им на помощь дружины православного князя Русской Литвы Минды, ятвяга по происхождению, в 1260-62 году сожгли его. И больше тевтоны не осмелились строить на этом месте костел.

Второй по древности католический костел Твангоста был построен западнее от прежнего (теперь это поворот с Ленинского проспекта на улицу Житомирскую).

Известную Альтштадскую кирху – на месте бывших: православной церкви (часовни) и первого тевтонского католического костела – построили в конце 19 века уже немецкие пруссы-лютеране.

В числе первых тевтонских храмов, построенных в окрестностях Твангоста (теперь это районы Калининграда) на месте православно-языческих святынь ятвягов,

Прусские восстания порабощенных, но не побежденных ятвягов. - student2.ru

были – и костел Юдитт на Тенистой аллее (теперь это – Свято-Никольская православная церковь) и католический костел в Книпов-тверди на острове Книпов (теперь это недействующий лютеранский кафедральный собор на острове Канта).

Участие южной Етвязи, как Руси, в создании совместно с русским балтославянским племенем Литва Великого княжества Русская Литва со столицами в русском (литвинском) Новогрудке и русском (ятвяжском) Луцке.

Во времена правления князя Даниила Галицкого (первые десятилетия 13 века) и ятвяжские, и литвинские, и жмудские княжества были в политической зависимости – в составе – Галицко-Волынской Руси, были русскими.

К 1235 году главным ятвяжско-литвинским князем был князь Минда (немецкая или идиш форма имени – Мындов, белорусская – Мiндау, латинская – Миндовг).

Консолидация ятвяжско-литвинско-жмудских племен происходила в сложные времена для региона. С севера наседал Ливонский орден, на западе захватывал ятвяжские земли Тевтонский орден. Защитником ятвяжско-литвинско-жмудского объединения племен был Даниил Галицкий, а само варяжское объединение под началом князя Минды было союзником, частью Галицко-Волынской Руси.

К 1245 году власть князя Даниила стала слабеть, Тевтонский орден вместе с Ливонским окреп, этим воспользовался князь Минда и заявил о себе (в 1245 или 1246 году) и как о руководителе отдельного государства – Великого княжества Русская Литва, и как о претенденте на власть во всей Руси. После этого ему пришлось вести борьбу с Даниилом. Но союзником Даниила в новообразованном ВКРЛ был брат его жены и племянник Минды – Товтивил. И Минде не удается захватить власть во всей Руси.

Тогда князь Минда, чтобы сохранить свою власть в ВКРЛ и не быть в составе Галицко-Волынской Руси, в 1251 году отрекается от православия и принимает католичество, а в июле 1253 года коронуется с согласия Папы Римского Иннокентия IV то ли в ятвяжском (в те времена в волынском) Луцке, то ли в русском литвинском Новогрудке, ставшем столицей ВКРЛ, в результате чего появляется новое, признанное Ватиканом, государство – Великое королевство Русская Литва!

А уже в 1254 году князь Минда, после принятия и Даниилом королевской короны от Папы Римского (коронация происходила в январе 1254 года в юго-западном прусском/ятвяжском Дрогичине), заключает с Галицко-Волынским княжеством военно-политический союз, а княжеский трон в литвинском Новогрудке передает сыну Даниила – Роману. Таким образом, королевство Русская Литва прекращает свое существование и возвращается в Русь, как его часть, под названием великое княжество Русская Литва.

Сразу после заключения союза Даниил и Минда планировали совершить совместный поход на Киевские земли, но он расстроился. В 1255 году сын Минды – Войшелок и Товтивил захватывают князя Романа в плен.

Сам же Войшелок (в православии – Василий), не желая окатоличиваться, протестуя против предавшего православие отца, отказывается от власти в ВКЛР и отправляется в 1255-8 годах в паломничество-послушание в православный Афон.

К 1255 на землях ВКЛР созревает бунт против католиков. Первого епископа Русской Литвы (его резиденция была в Любче под Новогрудком), доминиканца Вита, изгоняют из княжества, прекращается сотрудничество с Папской курией. В ВКРЛ активно восстанавливается православие.

Папа Римский Александр IV, видя такой отход ВКРЛ от католицизма, тотчас объявляет против него крестовый поход. Такие крестовые походы против ВКРЛ по повелению Папы Римского совершались католиками Польши, Чехии, Австрии и в 1257, и в 1260, и в 1261 годах.

В 1260 году князь Минда, отрекшийся – вероятнее всего под влиянием сына – от католицизма и вернувшийся в православие, разрывает мир с Тевтонским орденом и поддерживает восстание ятвяжских/прусских – православно-языческих – единоверцев против орденской власти.

В 1260-3 годах великий князь Русской Литвы Минда совершает, совместно с галицко-волынскими и полоцкими русинами, успешные походы против крестоносцев в Пруссию и Ливонию. Эти походы можно называть походами за возвращение северо-ятвяжских и восточно-варяжских земель в Русский мир! Эти походы на 20 лет задержали приход тевтонов на северо-восточные ятвяжские земли.

Именно при поддержке дружины князя Минды восставшие северные ятвяги разрушили в Твангосте тевтонские: и замок Regiomontum (Княжья гора), построенный на месте захоронения твангостской знати, и костел, построенный на месте православной церкви или часовни на территории языческого капища.

В 1263 году князь Минда был убит заговорщиками, и власть в ВКРЛ на короткое время перешла к его племяннику – Тройнату, который в том же 1263 году был свергнут сыном Минды – князем Василием/Войшелком, вернувшимся в 1259 году из православного Афона.

Князь Василий/Войшелок вошел в историю как создатель на землях ВКРЛ православных монастырей и рьяный распространитель православия.

Наши рекомендации