И Брестской областей и смежных с ними территорий
Николай ШЕЛЯГОВИЧ
ЯТВЯЖСКАЯ РУСЬ
– древнерусский период истории Калининградской
И Брестской областей и смежных с ними территорий
Твангост-Кёнигсберг-Калининград
Е СТОЛЕТИЕ
Варягия. Варяжская Русь. Варяги – славянские племена, в 6-9 веках жившие на южном и юго-восточном побережьи Балтийского (Варяжского) моря – от северо-востока Германии до Латвии.
Варяги – племена, составлявшие 4-ю славянскую группу – балтославянскую (варяжскую) – наряду с южнославянской, западнославянской и восточнославянской.
Земли Варягии (Варяжской Руси) делились на западную, центральную и восточную части.
Военно-политический союз Ладожско-Новгородской и Варяжской Руси. Совместный поход западных и восточных руссов на Царь-град в 860 г.
К 860 году сложился устойчивый военно-политический союз западной и восточной Руси, Арконы и Старогоста с одной стороны и Ладоги и Новгорода с другой стороны.
Ладожско-Новгородскую и Варяжскую Русь объединяла общая славянская речь – в то время различия между восточнославянскими и балтославянскими (варяжскими) наречиями были не столь значительны. Кроме того, варяжское язычество было очень близким русскому.
К 860 году Ладожско-Новгородская Русь являлась ведущим европейским государством, под крыло которого стремились попасть многие соседние племена. Удельные варяги, испытывая натиск соседних германцев и датчан, тоже искали защиты от порабощения неродственными народами в союзе с восточной Русью.
И для Ладожско-Новгородской Руси Варягия была очень важным союзником – через Варяжскую Русь открывался выход к Варяжскому (Балтийскому) морю. А главное, варяги помогали Руси и защищаться от западных недругов, и ходить походами на Царь-град, на хазар и печенегов.
В 860 году варяги, как одни из главных союзников Руси, идут походом на Царь-град (Константинополь, ныне – Стамбул). Победа над византийцами еще больше сплотила ладожско-новгородских и варяжских руссов и поставила перед обоими родственными племенами вопрос о необходимости более тесной политико-военной, экономической и духовно-культурной консолидации.
Ареал расселения руссов к 860 году охватывал не только земли западной и восточной Руси, но и южной. Но только на территориях западной и восточной Руси русские племена, жившие в перемешку с другими – родственными и неродственными – этносами, занимали главенствующее, руководящее положение.
Русские племена южной Руси (прежде всего на Киевщине) в те времена находились в подчинении хазар и печенегов, поэтому они и не могли участвовать в первоначальном "собирании земель русских".
Етвязь – часть Варягии. Территория Етвяжской Руси.
Етвязь – одно из названий (русское и польское) центрально-варяжских племен. Известны и другие названия Етвязи – Ятвягия, Ятвяжский союз, Ятвяжская Русь... У европейцев Етвязь принято называть Poruthenia, Поруссия, Пруссия, Ятвягия, Jеtvingum, Jatvingorum...
Территория Етвязи (центральной Варягии) в 9 веке включает в себя земли нынешних Калининградской области, юго-западной Литвы, северо-восточной и центрально-восточной Польши, западной, юго-западной и центрально-южной Белоруссии и северо-западной Украины.
Главными городами Етвязи в те времена были Брест, Твангост (Калининград), Русь-матерь (Светлогорск), Пинск, Туров, Гирдов (Железнодорожный), Тапов (Гвардейск), Тыльгост (Советск), Рагайны (Неман), Здитов, Лыко (Эльк), Петриков, Бельск...
Е СТОЛЕТИЕ
Е СТОЛЕТИЕ
Е СТОЛЕТИЕ
Е СТОЛЕТИЕ
Походы тевтонов на центральную Варягию – Етвязь и Ливонские завоевания северных территорий восточной Варягии – территории нынешней Латвии не были походами на свободные от «цивилизованной власти» языческие земли, как это принято истолковывать отдельным историкам.
В те времена это были русские владения – по-Руссия. И на этих землях до прихода тевтонов и ливонских крестоносцев были княжества, которые не только входили в состав Руси с большей или меньшей степенью вассальности, но и жители этих княжеств исповедовали Русскую веру (русско-греческую), оставаясь при этом верными и своим языческим традициям.
Основным связующим – духовно-идеологическим – элементом византийства была греческая вера, которая называлась: и византийское православие, и греческая вера, и русская греческая вера, и русская вера. Вот именно, крестовым походом против племен, исповедующих русскую греческую веру, Ватикан и шел на земли и северной Етвязи, и северо-восточной Варягии в первой половине 13-го века с целью – уничтожения православия.
Вторая цель крестоносцев имела политический масштаб и преследовала захват новых территорий для укрепления своего могущества. И начаты эти походы, тевтонский и ливонский, были в момент ослабления Руси.
При тевтонских костелах на северной Етвязи и при ливонских костелах на севере восточной Варягии, начиная с середины 13 века, активно создавались «костёлно-приходские школы», в которых местное население обучалось грамоте на латинском языке.
А с 1387 года, со времени принятия Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским при князе Якове (он же – Ягайло, он же -- король Польши Владислав) католицизма, «костёлно-приходские школы» с обучением на латыни стали создаваться и в северной Литве (северо-запад Белоруссии и Виленский край), и в Жмуди и Куршии (регион Каунаса, Шяуляя, Паневежиса и Паланги).
Эти латиноязычные «костёлно-приходские школы» выполнили свою ассимиляционную миссию – повлияли на развитие славянских языков варягов, прежде всего, языков северных ятвягов, куршей, жмудинов, латгалов и латышей, в сторону их обособления в отдельную языковую группу – балтийскую.
В последующие годы латинизацию языка северных ятвягов остановило их онемечивание (после 1525 года). Ливонское немецкое влияние в пост-ливонский период сказалось на развитии современного латышского языка, у которого ярко выраженная славяно-латино-немецкая основа.
На территории северной Литвы (северо-запад Белоруссии и Виленский край) местные славянские наречия наследников варягов с 16 века стали развиваться под влиянием польского языка, сменившего латынь в здешних «костёлно-приходских школах».
Участие южной Етвязи, как Руси, в создании совместно с русским балтославянским племенем Литва Великого княжества Русская Литва со столицами в русском (литвинском) Новогрудке и русском (ятвяжском) Луцке.
Во времена правления князя Даниила Галицкого (первые десятилетия 13 века) и ятвяжские, и литвинские, и жмудские княжества были в политической зависимости – в составе – Галицко-Волынской Руси, были русскими.
К 1235 году главным ятвяжско-литвинским князем был князь Минда (немецкая или идиш форма имени – Мындов, белорусская – Мiндау, латинская – Миндовг).
Консолидация ятвяжско-литвинско-жмудских племен происходила в сложные времена для региона. С севера наседал Ливонский орден, на западе захватывал ятвяжские земли Тевтонский орден. Защитником ятвяжско-литвинско-жмудского объединения племен был Даниил Галицкий, а само варяжское объединение под началом князя Минды было союзником, частью Галицко-Волынской Руси.
К 1245 году власть князя Даниила стала слабеть, Тевтонский орден вместе с Ливонским окреп, этим воспользовался князь Минда и заявил о себе (в 1245 или 1246 году) и как о руководителе отдельного государства – Великого княжества Русская Литва, и как о претенденте на власть во всей Руси. После этого ему пришлось вести борьбу с Даниилом. Но союзником Даниила в новообразованном ВКРЛ был брат его жены и племянник Минды – Товтивил. И Минде не удается захватить власть во всей Руси.
Тогда князь Минда, чтобы сохранить свою власть в ВКРЛ и не быть в составе Галицко-Волынской Руси, в 1251 году отрекается от православия и принимает католичество, а в июле 1253 года коронуется с согласия Папы Римского Иннокентия IV то ли в ятвяжском (в те времена в волынском) Луцке, то ли в русском литвинском Новогрудке, ставшем столицей ВКРЛ, в результате чего появляется новое, признанное Ватиканом, государство – Великое королевство Русская Литва!
А уже в 1254 году князь Минда, после принятия и Даниилом королевской короны от Папы Римского (коронация происходила в январе 1254 года в юго-западном прусском/ятвяжском Дрогичине), заключает с Галицко-Волынским княжеством военно-политический союз, а княжеский трон в литвинском Новогрудке передает сыну Даниила – Роману. Таким образом, королевство Русская Литва прекращает свое существование и возвращается в Русь, как его часть, под названием великое княжество Русская Литва.
Сразу после заключения союза Даниил и Минда планировали совершить совместный поход на Киевские земли, но он расстроился. В 1255 году сын Минды – Войшелок и Товтивил захватывают князя Романа в плен.
Сам же Войшелок (в православии – Василий), не желая окатоличиваться, протестуя против предавшего православие отца, отказывается от власти в ВКЛР и отправляется в 1255-8 годах в паломничество-послушание в православный Афон.
К 1255 на землях ВКЛР созревает бунт против католиков. Первого епископа Русской Литвы (его резиденция была в Любче под Новогрудком), доминиканца Вита, изгоняют из княжества, прекращается сотрудничество с Папской курией. В ВКРЛ активно восстанавливается православие.
Папа Римский Александр IV, видя такой отход ВКРЛ от католицизма, тотчас объявляет против него крестовый поход. Такие крестовые походы против ВКРЛ по повелению Папы Римского совершались католиками Польши, Чехии, Австрии и в 1257, и в 1260, и в 1261 годах.
В 1260 году князь Минда, отрекшийся – вероятнее всего под влиянием сына – от католицизма и вернувшийся в православие, разрывает мир с Тевтонским орденом и поддерживает восстание ятвяжских/прусских – православно-языческих – единоверцев против орденской власти.
В 1260-3 годах великий князь Русской Литвы Минда совершает, совместно с галицко-волынскими и полоцкими русинами, успешные походы против крестоносцев в Пруссию и Ливонию. Эти походы можно называть походами за возвращение северо-ятвяжских и восточно-варяжских земель в Русский мир! Эти походы на 20 лет задержали приход тевтонов на северо-восточные ятвяжские земли.
Именно при поддержке дружины князя Минды восставшие северные ятвяги разрушили в Твангосте тевтонские: и замок Regiomontum (Княжья гора), построенный на месте захоронения твангостской знати, и костел, построенный на месте православной церкви или часовни на территории языческого капища.
В 1263 году князь Минда был убит заговорщиками, и власть в ВКРЛ на короткое время перешла к его племяннику – Тройнату, который в том же 1263 году был свергнут сыном Минды – князем Василием/Войшелком, вернувшимся в 1259 году из православного Афона.
Князь Василий/Войшелок вошел в историю как создатель на землях ВКРЛ православных монастырей и рьяный распространитель православия.
Приверженцы белорусской национальной идеи, исповедующие в основном католицизм и униатство, как и идеологи Лукашенко, или на самом деле не знают, или старательно скрывают происхождение, корни «национального белорусского» бело-красно-белого флага.
Факт выбора идеологами "удельной (автономной) белорусскости" православного флага, даже если этот выбор был случайным, указывает на глубокую и неразрывную связь белорусов с Русью.
Открывшееся знание о происхождении православного белоризного бело-красно-белого флага поможет своей внутренней духовной энергией утихомирить сепаратистские устремления тех белорусов, которые невольно или вольно забыли о своем русском происхождении.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Подданный России И.Кант.
В числе тех, кто присягал Российской императрице Елизавете на верность и получил Российское подданство как гражданин Прусской губернии России, был и известный – теперь уже немецко-российский! –
философ Иммануил Кант.
И.Кант родился в 1724 году, когда город обрел имя Кёнигсберг.
В 1758 году прошение на занятие должности профессора Кёнигсбергского университета И.Кант подает на имя императрицы Елизаветы Петровны.
Умирает И.Кант в формальном статусе подданного и России, и Пруссии.
Николай ШЕЛЯГОВИЧ
ЯТВЯЖСКАЯ РУСЬ
– древнерусский период истории Калининградской
и Брестской областей и смежных с ними территорий