Методы оценки личностных качеств

В литературе встречаются описания огромного числа качеств личности, отражающих ее различные грани (социальные, эмоциональные, моральные, интеллектуальные и пр.), поэтому среди всего этого множества очень трудно выбрать какие-то главные.

Понятно, что ни один существующий психологический тест не может охватить их все. Существует достаточно много психологических опросников, предназначенных для оценки личностных качеств, однако среди них нет ни одного универсального. Дело в том, что каждый тест имеет свои преимущества и недостатки, связанные с его объемом и содержанием.

Первый параметр теста — тот набор личностных качеств, который он определяет. Казалось бы, Что чем больший круг личностных качеств охватывает тест, тем лучше, но при этом неизбежно возрастают и размер теста, и время тестирования.

Например, самый распространенный в мире тест — опросник Айзенка позволяет определить две стороны человека — его нейротизм(возбудимость) и экстраверсию (характер направленности — во внешний мир или на самого себя). Для оценки каждого аспекта личности требуется 24 вопроса, что дает высокую надежность результатов, но двух сторон личности слишком мало, чтобы делать какие-то определенные выводы. Если же мы постараемся охватить больше аспектов личности, то неизбежно сделаем тест более трудоемким в работе и длительным по времени использования. Поэтому в таких тестах уменьшается количество вопросов, отведенных на каждую черту личности, что делает результаты менее точными.

В частности, тест Кеттела оценивает 16 личностных качеств и на определение каждого из них предназначает от 6 до 12 вопросов (в зависимости от разновидности теста). Понятно, что достаточно точно определить выраженность личностного качества, задав всего шесть вопросов, трудно,тем не менее, этот тест может быть использован для быстрого и широкого охвата всей личности в целом. Тестирование с использованием его короткой версии (тип «с») занимает менее получаса, и в результате мы получаем полный (хотя и не очень точный) психологический портрет человека, который потом можно уточнить с помощью других тестов, оценивающих ту или иную сторону личности.

Еще один «многопрофильный» личностный тест, который часто используется при профотборе, это MMPI — личностный тест, созданный для клинических исследований и широко применяемый в психиатрии. Он позволяет хорошо выявлять скрытые и явные психопатологические черты личности, но малоинформативен в отношении «обычных» людей с уравновешенным характером. Тем не менее его можно использовать для тестирования претендентов на определенные должности повышенного риска (где персонал связан с оружием, денежными средствами, компьютерной безопасностью и пр.).

Среди «многопрофильных» личностных тестов, применяемых при профессиональном отборе, в последнее время хорошо зарекомендовал себя опросник Олдхэма — Морриса, который специально адаптирован к российской реальности автором данной книги. Он дает описание различных сторон личности, которые описываются по 14 шкалам от минимального проявления какого-то качества до максимального (психопатологического). Авторы теста выделяют такие типы личности как «Бдительный», «Отшельник», «Идеосинкратический», «Авантюрный», «Деятельный», «Драматический», «Самоуверенный», «Чувствительный», «Преданный», «Добросовестный», «Праздный», «Агрессивный», «Альтруистический» и «Серьезный».

Тест позволяет, в частности, оценить вероятность успеха человека в определенных сферах деятельности или профессии. Например, для достижения успеха в бизнесе нужны амбициозность, высокая активность и энергия, трудолюбие, готовность пойти на риск, жесткость и властность. В то же время излишняя послушность и преданность, повышенная чувствительность и тревожность, склонность к праздности, а также высокий альтруизм и готовность служить людям — не способствуют личному успеху. Это, конечно, вовсе не означает, что люди с данной комбинацией факторов не могут заработать много денег, но им труднее это сделать.

С другой стороны, каждое из «позитивных» качеств успешного человека при достижении крайних значений начинают мешать успеху. Так, качество «добросовестность» полезно, но излишняя добросовестность превращается в пунктуальность и педантизм, которые заслоняют от человека его стратегическую цель и заставляют тратить силы на второстепенные мелочи. Люди «деятельного типа» обладают огромным запасом энергии, необходимой для преодоления препятствий, но приизбытке внутренней энергии она приводит к разбросанности и чувству опустошенности и усталости.

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Взгляд на личность человека претерпел существенные изменения по мере развития и формирования человеческой культуры. В связи с этим выделяют несколько подходов (периодов), отличающихся концепция ми личности (табл. 20.3).

Таблица 20.3.Основные исторические периоды изучения личности

Период изучения личности Время Представители Особенности
Философско-литературный От античности до XVIII иска Философы, писатели (Аристотель, Платон, Жан Жак Руссо) В центре .исследования личности стоят вопросы нравственной и социальной природы человека. Определения личности - очень широкие, а отдельные теории плохо согласуются друг с другом
Клинический период С начала XIX века по начало XX иска Психиатры (3. Фрейд) Представление о личности было сужено по сравнению с предыдущим периодом, а акцепт делался па патологические или акцентуированные черты личности
Экспериментальный С XX века Психологи (А. Адлер, Р. Б. Кеттел, А. Маслоу) Гипотезы стали подкрепляться экспериментальными исследованиями с применением тестов, количественно измеряющих отдельные черты личности

Так как теорий (а если точнее, то гипотез) личности очень много, то встает вопрос об их классификации. Для разделения их на отдельные группы можно использовать различные подходы (табл. 20.4).

Таблица 20.4.Классификация теорий личности

Главная особенность подхода Типы теории личности
Основная движущая причина поведения Психодинамическис Социодинамические Интеракционистические

Таблица 20.4(продолжение)

Главная особенность подхода типы теории личности
     
Способ получения данных о личности Экспериментальные Априорные
Угол зрения на личность (форма или развитие) Структурные Динамические
Возрастной диапазон Детский период развития  
Понятия, в которых описывается личность Черты, качества и свойства личности Типы личности и формы поведения

С точки зрения главной движущей причины поведения теории личности делят на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.

Психодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его внутренних характеристик.

Социодинамическиетеории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из внешних, социальных, обстоятельств его жизни.

Интеракционистическиетеории основаны на взаимодействии внутренних и внешних факторов.

Исходя из способа получения данных о личности, теории делятся на экспериментальные и априорные.

Экспериментальные теории личности построены на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.

Априорные теории опираются па жизненные впечатления авторов, наблюдения и их размышления.

Теории личности можно также разделять исходя из того, что является основным предметом исследования: структурные особенности личности или особенности ее развития. Исходя из этого различают структурные теории, изучающие, главным образом, структуру личности, и динамические теории, в которых основное внимания уделяется развитию личности.

Классификацию теорий можно строить из того, через какие понятия описывается личность: через черты, качества и свойства личности или же через типы личности и формы поведения. В первом случае мы будем иметь дело с теориями черт (которые делают акцент на отдельные внутренние свойства и черты личности), а во втором — с теориями типов, которые построены на объединении людей в личностные типы с характерным для них поведением. Исходя из этой классификации, например, теория личности Кеттела относится к психодинамическим,экспериментальным, структурным теориям личностных черт, а теория Фрейда относится к психодинамическим, априорным, динамическим теориям типов (табл. 20.5).

Таблица 20.5.Основные теории личности и их особенности

Теория личности Теория черт Оллпорт, Кеттел Психоаналитические теории Бихевиоризм (Торндайк, Скиннср) Гуманистическая теория А. Маслоу Э. Эриксон -(теория жизненного цикла)
Движущая причина поведения Психодинамические * *      
    Социодинамические     *    
    Интеракционистические       * *
Способ получения данных Экспериментальные *   *   *
    Априорные   *   *  
Форма/ Развитие Структур ные *     *  
    Динамические   * *   *
Возрастной диапазон Детский         *
    Вся жизнь * * * *  
Понятия Черты * *      
    Типы и поведение     * * *

К наиболее известным сегодня относят теории личности следующих ученых.

□ Эрик Эрнксон — теория жизненного цикла.

□ Вильгельм Райх — телесно-ориентированная теория психосоматических связей.

□ Уильям Джеймс — теория психологии сознания.

□ Беррес Фредерик Скиннер - бихевиоризм.

□ Джордж Келли — теория личностных конструктов.

□ Карл Роджерс — гуманистическая теория личности.

□ Абрахам Маслоу — трансперсональная психология.

□ Эрих Фромм — гуманистический психоанализ.

□ Рэймонд Бернард Кеттел - теория черт личности.

□ Курт Левин — жизненное пространство.

□ Карл Юнг — теория жизненных типов и коллективного бессозна тельного.

В качестве примера приведем основные положения теории К. Г. Юнга (рис. 20.5).

методы оценки личностных качеств - student2.ru

Рис. 20.5. Схематическоеизображениеосновныхположенийпредставлений К. Юнгаоструктуреличностичеловека: К1-КЗ—комплексы

Наши рекомендации