Основныехарактеристикисознания
Структурасознаниячеловека
Сознание человека— это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
Вструктуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, па мять). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и.направляет человека на их достижение).
Эти функции сознания можно схематично показать в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (рис. 18.1).
Рис. 18.1. Структура сознания: 7 — блок познавательных процессов; 2 — блок
различения субъекта и объекта; 3 — блок эмоций и чувств; 4 — креативный блок;
5 — блок формирования временной картины мира; 6 — блок целеполагания
Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека.
Например, в основу структуризации сознания можно положить:
□ масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание);
□ компоненты сознания (познание, переживание, отношение);
□ типы психических явлений (сознательные процессы, состояния
и свойства); □ его свойства (константность, целостность, активность) и т. д.
Однако с нашей точки зрения рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.
Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (рис. 18.2).
Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны па рис. 18.3.
С точки зрения материалистической науки между сознанием чело века и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (рис, 18.4).
Первый и второй тин взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им,
Рис. 18.2.Уровниобщественногосознания
Рис.18.3. Основныеформыобщественногосознания
по затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану.
Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся — четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания — самосознание,
Рис.18.4. Схемавзаимодействиясознаниясматериальныммиром
18.1.2. Функциисознаниячеловека
Исходя из структуры сознания, изображенной на рис. 18.1, мы можем вывести основные его функции (рис. 18,5).
Рис. 18.5.Основныефункциисознаниячеловека
Кратко охарактеризуем каждую из них:.
□ Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует па мять.
□Оценочная.Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
□Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
□ Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания чело века сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
□ Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
□Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
18.1.3. Свойства сознания человека
Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Эти свойства отражены в табл. 18.1.
Таблица 18.1.Свойства сознания человека
Свойство | Описание свойства | |
Активность | Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающей мир | |
Избирательный характер | Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями) | |
Обобщенность и отвлеченность | Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутом конкретных объектов действительности | |
Целостность | Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения) | |
Свойство | Описание свойства | |
Константность | Относительная устойчивость, не изменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности | |
Динамичность | Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и вновых свойствах личности | |
Искаженность | Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия, и установками личности) | |
Индивидуальный характер | Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания:, жизненным опытом, социальным окружением и пр. | |
Способность к рефлексии | Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди | |
В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие, как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С нашей точки зрения эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии - науки, тяготеющей к опытному знанию. Тем не менее, попытаемся определить эти «эмпирические» характеристики (рис. 18.6).