Определите роль воспитания в развитии личности
Воспитание - третий существенный фактор развития и формирования личности Оно корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности В отличие от социализаци ее, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитания), как своеобразныйй механизм управления процессом социализации идеальной целью которой является человек, отвечающий социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые тормозят развитие его индивидуальности Вы иховання выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности Сила воспитательного воздействия заключается в целеустремленности, систематичности и в квалифицированном руководстве Слабость воспитания в том, что оно базируется на сознании человека и требует его участия, вместо наследственность и среда действуют не сознательно и подсознательно Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человекдини.
Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих воздействиях среды) к определению Ання единственным средством изменения человеческой природ.
Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем м специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровье человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и трудоспособностиі.
Природные задатки могут развиться в способности лишь под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности развития задатков и превращения их в Способности, а также для развития в таланта, нужны работоспособность и трудолюбие Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитанияня.
Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и о овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками происходят под руководством воспитателя Основой методики их воспитания является так называемая спильнороздилена деятельность, в процессе которой воспитатель пос лаблюе свое руководство с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельноо.
Воспитание играет главную роль в развитии личности лишь при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности по работе над собой, то есть когда развитие приобретает характер в саморазвитии Вот почему Л М Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодоносное дерево Ведь в буквальном смысле человек его не выращивает - оно само растет Она лишь копает землю, вносит добри ва, обрезает лишнее ветви, то есть создает необходимые внешние условия, способствующие его саморазвития Сам же развитие происходит по своим внутренним законам Нечто подобное наблюдается и в саморазвитии в личности Хотя он и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но они развивают и формируют личность в определенной, благодаря которой вызывают положительный отклик в его внутренние и сфере и стимулируют собственную активность в работе над собою.
37. Найдите взаимосвязь между героем-одиночкой - популярным персонажем американского кинематографа и примерами похожих идей в психологических теориях личности.
«Психологическое искусство Достоевского, - пишет Мочульский, - прославлено во всем мире. Задолго до Фрейда и до школы психоаналитиков он погружается в глубины подсознания и исследует душевную жизнь детей и подростков; он изучает психику безумцев, маньяков, фанатиков, преступников, самоубийц. О Достоевском психопатологе и криминалисте существуют специальные исследования. Но анализ его не ограничивается индивидуальной психологией: он проникает в психологию социальную - семейную, общественную, народную. Величайшие его прозрения относятся к душе народа, к метапсихическому» всеединству«человечества».
Безумцы, маньяки, фанатики, преступники, самоубийцы… Действительно, по произведениям Достоевского можно изучать патопсихологию. У многих его персонажей - ярко выраженный апатический или, наоборот, выражающийся в крайней раздражительности астенический синдром; они впадают в агрессию, в том числе направленную против самих себя, становятся жертвами галлюцинаций и навязчивых состояний, страдают от всевозможных неврозов, фобий и нарушений личности, развратничают, предаются садизму, мазохизму и нравственному эксгибиционизму, закатывают истерики, совершают девиантные - антисоциальные - поступки.
Всю эту «достоевщину» можно объяснить богатым на трагические ситуации жизненным опытом автора, вместившим трудное детство рядом с отцом-тираном и кроткой матерью; раннюю кончину матери и предположительно насильственную (от рук своих же крестьян) смерть отца; ранний оглушительный литературный успех, сменившийся чередой провалов и пренебрежением со стороны вчерашних почитателей (в том числе Белинского и Тургенева) - пренебрежением, которое сверхчувствительный молодой писатель воспринял как вражду и гонения. Увлечение утопическим социализмом привело Достоевского сначала в кружок Петрашевского, где собрались социалисты с умеренными взглядами, а затем - в общество заговорщиков-радикалов под руководством Дурова. Последовали арест, смертный приговор, инсценировка его исполнения и - в последний момент - замена казни годами каторги и ссылки. А дальше - женитьба на не отвечавшей ему взаимностью «мечтательнице» - Марии Дмитриевне Исаевой, вскорости умершей от чахотки; неразделенная любовь к авантюристке Сусловой; губительная страсть к азартной игре. Даже счастливый брак с Анной Григорьевной Сниткиной был омрачен смертью двухмесячной первой дочери Сони, от которой писатель долго не мог оправиться. Все это способствовало зарождению у Достоевского эпилепсии, привело к душевной раздвоенности, существованию на грани нервного срыва.
Предпринимались попытки объяснить поведение его персонажей с точки зрения разных психологических школ, в частности социальной психологии, бихевиоризма и психоанализа.
С точки зрения социальной психологии в произведениях Достоевского мы имеем дело с ярко выраженной аномией - отклоняющимся поведением, выражающим собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо общепринятых средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные, в частности противоправные. Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи. На групповом уровне аномия представлена в «Бесах», на индивидуальном - в образах Раскольникова (убийство), Кроткой (самоубийство) и других.
Многие персонажи, особенно поздних произведений Достоевского, испытывают трудности в смысле групповой идентификации и социальной адаптации. Так, если Девушкин, несмотря ни на что, естественным образом идентифицировал себя с чиновничеством, то герою романа «Идиот», князю Мышкину, никак не дается полноценное общение с людьми его круга. Однажды он произносит речь, в которой осуждает русское дворянство за западничество, оторванность от народа - и вдруг спохватывается: а ведь я и сам дворянин!
38.Критически оцените основные факторы Вашего личностного развития Критика и самокритика – это процессы познания и раскрытия в той или иной форме противоречий, ошибок и недостатков, возникающих по объективным или субъективным причинам в ходе общественной практики с целью их преодоления. В Литературной энциклопедии слово «критика» определяется как суждение и утверждается, что не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить – это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем-нибудь, анализировать какой-либо объект, пытаться понять его смысл, приводить его в связь с другими явлениями и т.д., словом, совершать некоторое обследование предмета. С другой стороны, судить означает делать окончательный квалифицирующий вывод об объекте, т.е. либо осудить его, отвергнуть, либо оправдать, признать положительным, причем конечно этот суд может быть аналитическим, т.е. одни элементы судимого объекта могут быть признаны положительными, а другие — отрицательными. Всякая критика действительно включает в себя, если она хочет быть основательной, своего рода следствие, т.е. подробное рассмотрение предмета, а также и приговор о нем.
Критической оценке поддается практически все. Так, научная критика оценивает результаты научных исследований и заявлений ученых, исходя из того, что научные исследования требуют объективности, доказательств и исключают непоследовательность. Художественная критика охватывает все виды искусства, причем наряду с объективными критериями оценки результатов художественного творчества в ней большую роль играют и субъективные критерии. Критика общества нацелена на оценку политических и общественных отношений, на выявление существующих противоречий и предложение путей улучшения ситуации.
Критика и самокритика в сфере общения людей направлена на познание и раскрытие в той или иной форме противоречий, ошибок и недостатков собственного поведения (самокритика) или поведения других людей (критика), возникающих по объективным или субъективным причинам в ходе общественной практики с целью их преодоления. Объективной основой критики и самокритики служат противоречия процесса исторического развития, различия в общественных интересах представителей различных социокультурных групп, борьба между новым и старым, прогрессивным и консервативным, происходящая во всех сферах общественной жизни, в сознании и взаимоотношениях людей.Критика и самокритика является видом обратной связи, которая может стать стимулом для личностного роста, повышения эффективности, разнообразия и гибкости деятельности критикуемого. Критика и самокритика это инструмент, овладев которым каждый человек может стать более продуктивным в решении собственных задач, реализации намеченных планов, качественного ощущения своей жизни. Каждому человеку свойственно ждать от других людей оценки своего поведения или работы. Например, успехи детей в школе и взрослых на работе в большой степени зависят от критических замечаний и стимулирования со стороны окружающих. Вместе с тем, внешняя оценка может противоречить ролевым ожиданиям, поэтому критические замечания могут задеть чувство собственного достоинства критикуемого, понизить его самооценку. Это объясняется тем, что каждый нормальный человек хочет быть как можно более ценной личностью в глазах ближних и делает все ради сохранения, защиты и повышения чувства собственного достоинства.