Гендерные различия мужчин и женщин и их проявления в деловой сфере.

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ЭТИКА СЛУЖЕБНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

1. Гендерные различия мужчин и женщин и их проявления в деловой сфере.

2. Дискриминация по признаку пола и гендерная дифференциация профессий

3. Особенности мужского и женского коллектива

4. Особенности управления женским и мужским коллективом

СПОСОБЫ ДОБИТЬСЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

1. Придя на работу, начните не с рабочих вопросов, апоздоровайтесь с женщиной персонально, назвав еепо имени.

2. Проявите интерес к семейным и личным деламженщины. Если на столе женщины стоят фотографии ее род­ных и близких, расспросите о них. Помните имена ее мужа и детей. Помните дату ее рождения. Отправьте ей открытку или сделайте скромный подарок.

3. Задавайте женщине конкретные вопросы о прошед­шем рабочем дне, свидетельствующие о том, что вызнаете, чем она занимается. Задавайте вопросы, допускающие развернутый от­вет. Вместо «Вы закончили проект?» спросите: «Какидут дела с проектом?»

4. Замечайте, когда женщина выглядит утомленной.Женщины любят, когда их усталость не остается не­замеченной. Выражайте сочув­ствие. Например: «У вас столько работы» или «Чтоза день сегодня!».

5. Если женщина преуменьшает свои достоинства или дос­тижения, хвалите ее и отдавайте должное тому, чтоона делает.

6. Когда женщина говорит, ни в коем случае не смот­рите на часы. Если вам требуется закончить разго­вор, скажите об этом прямо, без намеков. Напри­мер: «Прошу меня простить, я опаздываю на встре­чу. Давайте договорим в другой раз».

7. Приносите на работу фотографии, связанные с со­бытиями вашей жизни, например, снятые во времяотпуска, на дне рождения ребенка и т. д.

8. Если женщина обратилась к вам за помощью,вспомните о том, что ей такие вещи даются нелег­ко. Поэтому по возможности ответьте:«Да, конечно». Если женщина обращается к вам с просьбой, вы­полнить которую– дело одной минуты, выполни­те ее тут же.

9. Выберите момент, когда женщина будет выглядетьособенно хорошо, и сделайте ей комплимент несексуального характера. Обращайте внимание, когда женщина меняет при­ческу, и делайте ей комплименты. Но избегайте делать это в официальной обстановке. Когдамужчин представляют, упоминая все их титулы изаслуги, представляйте ее не менее официально,упомянув о ее достижениях в работе.

10. Ободряйте женщину, если ей случится совершить оп­лошность. В ответ на ее «Так я никогда не закончу эту работу» скажите, например: «У вас обязательно по­лучится».

11. Если женщина расстроена, относитесь к ее чув­ствам серьезно, проявите сочувствие, понимание, поддержку.

12. Покидая офис, чтобы что-то отнести или принести,спросите женщину, не нужно ли что-нибудь ей.

13. Проявляйте гибкость при составлении рабочегораспорядка, чтобы в случае домашних неприятно­стей женщина имела возможность уйти. Всяческистарайтесь поддерживать равновесие между рабо­той и семейной жизнью сотрудников.

14. Обращайте внимание на настроение женщины иреагируйте на него, например, так: «Вы сегоднявыглядите такой счастливой» или «Кажется, вы не­сколько устали». После этого поинтересуйтесь при­чиной того или иного настроения.

15. Приветствуя женщину, встаньте. Всегда представляйте собеседницу, когда к вашемуразговору подключается кто-то еще. Представляя женщину, указывайте ее имя и долж­ность. В ярких красках опишите ее роль в деятель­ности фирмы или в обсуждаемом проекте.

16. Если женщина заслуживает похвалы, хвалите ее.Если она приписывает свои заслуги другим, сооб­щите коллегам о ее личном вкладе.

17. Если дискуссия приобретает излишний накал, мяг­ко остановите ее. Скажите что-нибудь вроде: «Да­вайте я немножко над этим подумаю, и тогда мывернемся к нашему разговору».

18. Будьте в курсе ее здоровья. Если женщина верну­лась после болезни, спросите о ее самочувствии. Если женщина какое-то время отсутствовала, дай­те ей почувствовать себя ценным работником. Ска­жите: «Нам так не хватало вас. Никто не знал, чтоделать с...»

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ЭТИКА СЛУЖЕБНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

1. Гендерные различия мужчин и женщин и их проявления в деловой сфере.

2. Дискриминация по признаку пола и гендерная дифференциация профессий

3. Особенности мужского и женского коллектива

4. Особенности управления женским и мужским коллективом

Гендерные различия мужчин и женщин и их проявления в деловой сфере.

В следующий раз, когда вам случится впасть в от­чаяние или возмутиться в связи с поведением че­ловека противоположного пола, уделите несколь­ко минут размышлениям о том, что Вы сегодня прочли. Вспомнив, насколько отличаются друг от друга муж­чины и женщины, и о том, что этот порядок вещей есте­ственен, вы получите возможность освободиться отизлишней мнительности и проникнуться глубоким пони­манием, уважением и любовью к людям.

Гендер - (от англ. gender - род) - совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины. Эти особенности, взятые в отдельности, определяют женственность (фемининность) и мужественность (маскулинность). Первая обычно ассоциируется с тонкой интуицией, эмоциональной выразительностью, покорностью, а вторая - с агрессивностью, способностью логически мыслить, чувством превосходства. Мужественность и женственность, т. е. гендерные различия, проявляются в том, как люди исполняют свои гендерные роли.Гендер –это формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения, а не сам пол. Это – совокупность социальных характеристик пола. Гендер является одним из базовых принципов социальной стратификации в обществе, оказывающих влияние на все отношения в сфере трудовой, экономической, управленческой деятельности людей.

Гендерные стереотипы – это устойчивые, повторяющиеся, общепринятые представления (мнения) о месте и исполняемых ролях того или иного пола в обществе, а также о личности людей той или иной гендерной идентичности. Гендерные стереотипы можно объединить в три группы:

1. Стереотипы, предписывающие людям определенные мнения о психических и поведенческих качествах, характерных для мужчин и женщин.

2. Стереотипы семейных и профессиональных ролей, связанных с гендером.

3. Стереотипы, связанные с содержанием деятельности мужчин и женщин.

Гендерные стереотипы выступают в качестве социальных норм, т.е. основных правил, определяющих допустимые гендерные проявления. Таким образом, каждый социум культивирует «женщину» и «мужчину» в соответствии с гендерными стереотипами, отвечающими его культурным традициям.

Взаимоотношения мужчины и женщины в служебной обстановке - особая сфера, весьма сложная для формирования каких-либо принципов установления этих отношений. В других разделах неоднократно указывалось на то, что главное в деловой субординации и координации - должность, принадлежность к более высокому или какому-либо другому должностному уровню, тем не менее, принадлежность к тому или иному полу играет достаточно значительную роль в построении деловых взаимоотношений, в продвижении по служебной лестнице (увы!), в служебном поведении и конкретных поступках.

Можно выделить основные гендерныеотличия в общественной и управленческой деятельности мужчин и женщин.

Характеристики Мужчины Женщины
Способность преодоления препятствий Интеллект, сила Хитрость, ловкость
Ориентированность на проблемы Перспективная Текущая
Потребность в эмоциональных стимулах Пониженная Повышенная
Основа решений Рассудочность Чувственность
Характер Замкнутость Открытость
Отношение к внешнему миру Реалистичное Идеализированное
Оценка проблемы Критическое Интуитивное
Поведение Сдержанное Эмоциональное
Преобладающий тип мышления Словесно-логический Наглядно-действенный
Объект внимания Содержание Форма
Наблюдательность и точность Пониженные Повышенные
Ориентированность Деловая Личная
Отношение к другим Прямолинейное Гибкое
Действие словесного поощрения Расслабляющее Возбуждающее
Реакция на критику Агрессивная Спокойная

Не ставя себе задачей выявить и проанализировать все психологические особенности полов, покажем, как проявляются эти особенности в повседневной служебной деятельности и каких этических ошибок следует избегать мужчине и женщине в процессе делового общения.

Психологи и физиологи утверждают, что женщины имеют более тонкий вкус, чем мужчины, они более четко видят различия в материалах, цветах, формах, внешнем виде конструкций. Поэтому не стоит спорить с женщиной-сотрудником по этим вопросам, лучше довериться ее суждениям.

Важной психологической чертой женщины является то, что она чаще и в больших масштабах испытывает страх, боязнь, опасения - перед своим менеджером и вообще перед руководством, а также перед ситуациями и обстоятельствами, кажущимися ей опасными. При этом, естественно, снижается уровень восприятия женщины-сотрудника, сама воспринимаемая информация может быть искажена, деформирована, снижается уровень продуктивности ее труда. Поэтому с точки зрения морали целесообразно стремиться не допускать подобных ситуаций, для этого следует деловые беседы, реплики, замечания, обращения по отношению к женщине-сотруднице сделать более мягкими, спокойными, сдержанными. Можно предположить, что более низкий, чем у мужчин, "порог страха" заложен в "прекрасной половине" генетически, идет из глубины веков, из тех времен, когда самым важным было наличие физической силы, интеллект не принимался во внимание, а поскольку женская физическая сила меньше, чем физическая сила мужчины, женщина большую часть своей жизни находилась в страхе, тревоге.Развитие человечества не привело к исчезновению этих страхов, хотя в современном мире женщина может восполнить отсутствие физической силы, подобной мужской, с помощью различных достижений технического прогресса (например, женщина-крановщица «поднимает» груз такой же тяжести, как и мужчина-крановщик), и это следует учитывать в межличностных деловых отношениях.

По свидетельству психологов, у женщин эмоциональное начало берет верх над рациональным, поэтому вполне возможен эмоциональный всплеск в случае возникновения в коллективе ситуации, которая кажется женщине-сотруднице конфликтной. Поэтому мужчине-сотруднику надо "сто раз подумать", прежде чем сделать какое-либо замечание коллеге-женщине относительно ее служебного поведения или исполнения служебных обязанностей и, если он все же решился на это, следует использовать самую мягкую, этичную "оболочку" для такого замечания. В противном случае есть риск возникновения словесной перепалки, психологического дискомфорта для обеих сторон и, вообще, конфликта в коллективе.

Мужчина генетически ориентирован на успех; успех - это и предмет обсуждения, и любимая тема разговора, в том числе в деловой компании. Женщина же, наоборот, не считает собственные успехи достойной темой разговора, она предпочитает обсуждать успехи других, поскольку хочет на них учиться, - что тоже обусловлено генетически: женщины легче приспосабливаются к условиям работы, к изменению обстоятельств, к методам руководства и т.п.И если, как уже утверждалось ранее, мужчина генетически ориентирован на успех, то женщина - на выживание, а этому более всего способствует приспособляемость.

Поскольку, как указывалось выше, женщина более эмоциональна, чем мужчина, она чаще бывает "конфликтоносителем"- во время деловых совещаний, служебных контактов с коллегами или с покупателями, клиентами, журналистами, поставщиками и другими представителями внешней, по отношению к организации, среды. Женщины также гораздо чаще, чем их сослуживцы-мужчины, высказывают максималистские суждения, которые тоже могут привести к конфликту, богатому аморальными коллизиями.

Однако те же генетические свойства женской натуры позволяют лучше "вживаться" в ситуацию, в переживания других людей, проявлять сочувствие и т.п. Поэтому этических нарушений в организации будет меньше, если именно женщина возглавляет такое подразделение, как отдел по связям с общественностью или этический комитет.

Женщина более внимательна к мелочам, деталям, поэтому анализ текста договора, контракта у нее более эффективен, чем у мужчины, но сформировать глобальное направление развития организации, выбрать стратегию, т.е. основную линию поведения организации, она может с меньшим успехом, так как обобщения, выводы - не ее сфера.Чтобы не возникала почва для нарушения этических норм и стандартов, следует учитывать тот утверждаемый психологами феномен, что женщина более внимательна к мелким деталям - например, к словам, отдельным выражениям в деловой беседе или в тексте договора, чем к общей направленности договора или конечным результатам беседы.

Несмотря на то, что уровень приспособляемости у мужчин ниже, они быстрее реагируют на изменения ситуации, новые методы работы и способы воздействия на коллектив. Поэтому не стоит торопить женщину, чтобы она быстрее высказала свое мнение или проявила отношение к чему-либо, так как это только спровоцирует противоречие, конфликт или другую неэтичную ситуацию. Следует это учитывать и не создавать таких ситуаций, которые провоцировали бы этические нарушения.

Еще одна причина проявления различий вделовых отношений: у мужчин лучше развито пространственное воображение, чем у женщин. Именно поэтому среди великих художников и талантливых конструкторов совсем нет представительниц прекрасного пола.

Есть еще некоторая особенность представителей сильного пола, которая может быть поводом для этических нарушений. (Как уже говорилось, мы не ставим себе задачу исследовать природу тех или иных особенностей полов, мы только стараемся предупредить возможные нарушения этических норм в деловых отношениях между ними.) Дело в том, что одной из особенностей характера мужчины является стремление к известности, популярности, которое может присутствовать в искаженной форме - т.е. в виде тщеславия. Достаточно часто тщеславие приводит к тому, что мужчина хочет "сорить деньгами", что, в свою очередь, к сожалению, имеет своим следствием желание иметь больше денег и получить их любыми путями: моральными или аморальными - безразлично. Автор далек от желания высказать мысль, что все мужчины в организации - потенциальные сотрудники, полагающие, что в отношении денег "цель оправдывает средства", - такое утверждение было бы абсурдом. Однако имеет смысл помнить о том, что некоторые сотрудники в организации могут быть склонны к некоторым неблаговидным, аморальным поступкам в отношении денег и таких сотрудников больше среди представителей «сильного» пола, нежели среди «слабого, но прекрасного».

Итак, для предупреждения возможного возникновения ситуаций, чреватых этическими нарушениями, следует учитывать психологические особенности, характерные для представителей полов. Такие особенности есть, и нельзя допустить, чтобы они служили почвой попирания морали - ни в большой степени, ни в малой.

Наши рекомендации