Психоаналитическое направление в психологии: общая характеристика и теории.
Психоанализ– это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX – первой трети XX в. Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы (ТЕОРИИ), или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Область бессознательного действенна. Информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Личность: учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно(Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальномпутем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др. Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа – индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие «психосоциальная идентичность»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой. К. Юнг, один из учеников З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа – аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человека коллективного бессознательного. По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – они существуют уже при рождении в виде архитипов, которые унаследованы от предков.
Сущность психоанализа
Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии — см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
ТЕОРИИ ( с примерами) 1) уровень сознания состоит из ощущений, переживаний и т.п., которые человек осознаёт в определённый момент времени. Например, сейчас ваше сознание вмещает в себя смысловое содержание данного текста, а также, возможно, смутное ощущение надвигающегося голода, лёгкое раздражение или интерес. З. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, чувства, образы восприятия и представления памяти) входит в сферу сознания. Причём определённое содержание осознаётся лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень пред- сознательного или бессознательного - по мере того, как внимание человека перемещается на другие объекты;
2) область предсознателъного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание - или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить всё, что делали прошлым вечером, все города, в которых вам довелось жить и т.д. По выражению З. Фрейда, предсознательное «наводит мосты» между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического;
3) бессознательное - самая глубокая и значимая область человеческой психики. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что когда-то были подавлены или вытеснены человеком в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаёте. Содержащиеся в бессознательном переживания, в отличие от предсозна- тельных, полностью недоступны для осознания, но они могут выражаться в замаскированной или символической форме - например, в снах, фантазиях, игре или работе. Согласно З. Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование. Причём эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают «пробиваться» в сознание или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление человека.