XX. Психологическое здоровье личности
Что такое валеопсихология? Что такое психическое здоровье и каковы его критерии? Как может относиться человек к болезни? Какие факторы способствуют повышению уровня психического здоровья личности? Какие принципы и приемы психического оздоровления личности существуют?
105. Что такое валеопсихология?
В последнее время появилось и быстро набирает силу новое научно-практическое направление — валеология, которое зародилось в нашей стране. Термин был предложен ученым из Санкт-Петербурга И.И. Брехманом. Валеология — наука о том, как поддерживать, укреплять и развивать здоровье. Здоровье является интегративной характеристикой личности, включающей в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты. Основная задача данной науки — повышение количества и качества здоровья и включение человека в процесс формирования собственного здоровья. Здоровье не является самоцелью, оно есть средство, позволяющее более полно реализовать свой жизненный потенциал, Еще Сократ говорил, что «здоровье - не все, но все без здоровья — ничто»,
Существуют разные определения понятия здоровья, Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют здоровье как отсутствие психических и физических дефектов, а также полное физическое, душевное и социальное благополучие. И.И. Брехман (1990) подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Один из основателей валеологии Т.Ф. Акбашев (1996) называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком. Академик В.П. Петленко (1997) предложил понимать здоровье как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды.
Валеология ставит своей целью интеграцию знания и опыта, полученного в разных сферах человеческого бытия (религиозные конфессии, эзотерические культы, различные на
правления физического и духовного совершенствования). Делая акцент на огромных возможностях, заложенных природой в самом человеке, валеология показывает пути развития их и вооружает каждого человека знанием об этих путях и способах определения своего уникального пути. Таким образом, валеология помогает познать, выявить и развить скрытые психические и энергетические способности. В валеологическом подходе слились воедино устремления врачей, психологов и педагогов, представителей искусства и религии, направленные на формирование Нового Человека со здоровым телом, душой, разумом и духом, который сам выбирает здоровый стиль жизни. По мнению валеологов, все проблемы человеческого бытия порождены нашим сознанием и фундаментальное решение этих проблем, в том числе проблемы здоровья, может быть найдено только при условии целенаправленного изменения сознания людей.
Обычно человек считает, что нездоровье является результатом плохого питания, некомфортной жизни, загрязнения среды обитания, отсутствия надлежащей медицинской помощи. Хотя много людей в разных странах имеют все в избытке, но тем не менее у них существует масса проблем со здоровьем. Традиционно современный человек занимается лечением болезней, т.е. «вырыванием сорняков», а не заботой о здоровье. В результате мы имеем успешную борьбу с болезнями на фоне постепенного увядания здоровья. Повышение уровня здоровья связано не только с развитием медицины, улучшением питания и т.д., а с сознательной, разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в фундаментальную составляющую образа-Я. Человечество постоянно занималось поиском взаимосвязей между физическим, душевным и духовным здоровьем личности, но лишь в последнее время возникла наука валеопсихология, или психология здоровья, формирующаяся как синтез двух ветвей знаний — психологии и валеологии. Основной принцип этой науки: «Познай и сотвори себя».
Стратегическая цель валеологического подхода к человеку — учить быть здоровым, а не лечить болезни, активно, творчески подходить к здоровью, сформировать потребность, умение и решимость творить свое здоровье своими руками за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий. Эта цель может реализовываться на основе расширения представлений о здоровье и болезнях, умелого использования всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья, овладения оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирования установки на здоровый образ жизни.
Валеопсихология опирается на представления о здоровье, которые сформировались в валеологии. Здоровье в контексте валеопсихологии рассматривается как целостное образование физической, психической, социальной и духовной составляющих здоровья.
Основными факторами, влияющими на физическое здоровье, являются следующие: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, а также гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). На духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияют высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера.
Важным направлением валеопсихологии является разработка методов, технологий повышения уровня здоровья и критериев его диагностики, причем диагностика понимается в основном как самодиагностика, которая включает консультационные и коррекционные моменты. В валеодиагностике главное не абсолютные значения показателей, а их динамика. Рост индивидуальных показателей здоровья гораздо важнее соотнесения их с нормативными показателями.
Таким образом, валеопсихологии предстоит целеустремленная и последовательная работа по возвращению человека к самому себе, освоению им своего тела, души, духа, разума, развитию «внутреннего наблюдателя» (умение слышать, видеть, чувствовать себя). Эти идеи валеопсихологии соотносятся с рядом принципов гуманистической психологии. Ее основоположник Карл Роджерс считал человека здоровым, если он доверяет своему организму и в качестве важного источника информации использует скорее свои ощущения, чувства и мысли, чем советы других. Но в жизни человек обычно действует наоборот. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы, он перестал отвечать за силы и здоровье своего тела. Также он поступает и с душой: не учится понимать ее. В результате «душа человека — потемки», так как он не осветил ее светом своею разума и не знает, что в ней Происходит; душа как бы не принадлежит ему. Собственный опыт — единственный путь освобождения сознания от иллюзий и навязанных схем жизни. Задача валеопсихолога помочь человеку в осознании личной ответственности за свое здоровье, в овладении технологиями диагностики и укрепления здоровья.
Здоровье в целом и все его компоненты во многом зависят от образа жизни человека. Но понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
Итак, основными задачами валеопсихологии являются:
1) разработка понятия психического здоровья, его критериев и факторов, оказывающих существенное влияние на уровень психического здоровья;
2) исследование взаимосвязи и взаимовлияний всех составляющих здоровья (физической, психической, социальной и ДУХОВНОЙ);
3) формирование новых представлений, установок на здоровье, здоровый образ жизни, болезнь;
4) овладение методами прикладной диагностики и укреплений здоровья;
5) формирование творческого отношений к своему здоровью.
Главные усилий в валеопсихологическом подходе направлены на «взращивание зерна здоровья», чем обладает каждый человек, на усиление жизненного потенциала, повышение устойчивости к различным болезнетворным, стрессогенным факторам.
Таким образом, валеопсихология в целом является Научно-практическим направлением, цель которого — помощь человеку в преобразовании себя в творческом процессе здоровьетворения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акбашев Т.Ф, Солдатова ТА Всеобщая валеограмотность, Ростов н/Д, 1994.С 3-17.
2, Брехман ИИ, Валеология — наука о здоровье. М., 1 990. С. 2 1 —50.
3. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота / Под ред. В.П. Петленко, СПб., 1997. Т. 1. С 15-86, 172-241.
4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.С. 117-171.
106. Что такое психическое здоровье и каковы его критерии?
Понятие психического здоровья является настолько сложным, что очень трудно найти исчерпывающее его определение, Обзор определений психического здоровья, выполненный К,.Ясперсом, показывает, сколь широко и неоднозначно оно рассматривалось на разных этапах развития человечества, Самое раннее из определений здоровья принадлежит Алкмеону: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон характеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей.
В современной психологии используют следующие определения психического здоровья: «способность реализовать естественный врожденный потенциал человеческого призвания», «обретение человеком своей самости», «реализация Я», «полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей». Представители гуманистической психологии и ее отдельных направлений уделяют большое внимание психическому здоровью личности. Например, К. Роджерс рассматривал здорового человека как гибкого, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на самого себя. Оптимально актуализируясь, такой человек полноценно проживает каждый новый момент жизни, он подвижен, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен. Ф. Перлз считал, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя; зрелая и здоровая личность спонтанна, внутренне свободна и естественна,
Представители психоаналитического, психодинамического направления в психологии еще раньше, чем гуманистически ориентированные психологи, обратили свое внимание на психическое здоровье личности, Так, 3. Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г. Юнгу, здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки зрения В. Райха, невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии, следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.
По определению Всемирной организации здравоохранения, психически здоровым следует считать человека, у которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а так же сохранена способность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производственной и другой деятельности.
В отечественной психологии проблема психического здоровья многогранно отражена в работах Б.С Братуся. Он рассматривает психическое здоровье как структуру, имеющую сложное, уровневое строение. Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека, общим смыслом и назначением его жизни, отношением к другим людям и себе. Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений, Наконец, уровень психофизиологического здоровья определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности,
Обычно, говоря о критериях психического здоровья, подразумевают психическую норму, хотя вопрос о разграничении психической нормы и патологии очень сложен, Так как психические функции исключительно многообразны и индивидуальны. Понятие нормы в значительной мере зависит от исторической эпохи, социально-экономической структуры общества, расовой, национальной и общественной принадлежности, морали и многих других факторов. Применительно к психической деятельности норма — это оптимальный уровень психического функционирования, дающий возможность полноценной деятельности человека не только в повседневных, но и в экстремальных природных и социальных условиях («идеальное здоровье» в медицинском и социальном смысле). Психическое здоровье включает и крайние варианты психических реакций, которые могут возникать в экстремальных условиях у так называемых акцентуированных личностей и ограничивают адекватное выполнение ими социальных обязанностей («практическое здоровье»).
Таким образом, психическое здоровье можно определить как одну из интегральных характеристик личности, связанных с ее внутренним миром и со всем многообразием взаимоотношений с окружением. Основными показателями наличия психического здоровья у личности являются ее внутренняя целостность и согласованность структурных компонентов, гармоничная включенность в социум и стремление к самоактуализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Братусъ Б,С. Аномалии личности. М., 1988. С. 67—109.
2. Даниленко ОИ. Здоровье души и поэзия. СПб., 1996. С. 22—61.
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 211—247.
4. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 324—326.
5. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 917—940.
107. Как может относиться человек к болезни?
При валеопсихологическом подходе болезнь трактуется как сигнал о внутреннем рассогласовании и дисгармонии, который требует осмысления; как знак несовершенства защитных сил и адаптационных систем; как сигнал к усилению работы над собственным телом и духом. Человеку необходимо понять возможные причины болезни, осознать, С чем именно не Справляется его тело или душа, что необходимо изменить в образе жизни, мыслях, чувствах, представлениях.. Болезнь как человека, так и общества создает затрудненные условия, в которых иммунитет может укрепиться, если найти в себе силы правильно выйти из болезни. Осмысливая истоки болезни и воздействуя на них, необходимо одновременно повышать уровень здоровья. Исключая симптомы болезни, не изменяя образ жизни, систему отношений и ведущие установки, человек каждый раз переводит организм на более низкий уровень здоровья, оставляя причину болезни, которая в последующем проявит себя в более острой форме. При валеологическом подходе после осмысления причин болезни и природосообразности выхода из нее выздоровевший человек переходит на более высокий уровень здоровья,
Таким образом, речь идет о более сознательном, ответственном, творческом отношении к болезни. Иными словами, не адаптация к болезни или борьба с ней, а выход за ее пределы через осознание причин.
В жизни человек демонстрирует несколько стратегий поведения во время болезни: 1) активная, творческая позиция — стремление преодолеть недуг и укрепить свое здоровье, отношение к болезни как к испытанию, способному сделать человека более сильным и зрелым. В случае невозможности выйти из болезни — жить вопреки болезни. Особенно часто эта позиция наблюдается у неизлечимо больных людей, которые стремятся реализовать свои планы в оставшееся время; 2) аутодеструктивная — игнорирование самого факта болезни и ее последствий (например, алкоголизм и наркомания), отсутствие культуры здоровья; 3) манипулятивная — использование болезни как способа манипулирования другими (феномен «ухода в болезнь», за которым скрыто стремление стать объектом внимания, жалости и заботы со стороны других); 4) пассивная, «пациентская» — болезнь — это зло, результат несовершенства человека и мира, может выражаться в обвинении себя и чувстве неполноценности («я слаб, беспомощен, болезнь сильнее меня») или в претензиях к другим, вплоть до негативизма по отношению ко всему миру и его Творцу («я никому не нужен, никому нет дела до меня и моих страданий», «мир не совершенен», «жить — значит страдать»); 5) ипохондрическая — уверенность в наличии болезни при отсутствии таковой; в этом случае болезнь часто становится стилем жизни.
Валеопсихологические рекомендации направлены на со здание условий выхода из болезненных состояний: 1) усиление позитивных мыслей и чувств, т.е. повышение степени принятия себя, окружающих и ситуации; 2) Осознание Актуальных жизненных целей, ценностей, смыслов и способов их реализации (т.е. размышление о том, как и для чего живем); 3) Ограничение и оптимизация социальной активности (в кризисные периоды жизни человеку необходимо на время отказаться от привычных дел и устоявшихся связей с внешним миром и
«вернуться к самому себе»); 4) оптимизация режима сна, отдыха, питания и т.п.; 5) проведение общеоздоровительных процедур с использованием естественных природных факторов.
Максимальная эффективность этих рекомендаций может быть достигнута лишь при их комплексном, индивидуализированном использовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа; познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1995, С. 19—30,