XX. Психологическое здоровье личности

Что такое валеопсихология? Что такое психическое здоровье и каковы его критерии? Как может относиться человек к болезни? Какие факторы способст­вуют повышению уровня психического здоровья личности? Какие принципы и приемы психического оздоровления личности существуют?

105. Что такое валеопсихология?

В последнее время появилось и быстро набирает силу новое научно-практическое направление — валеология, которое за­родилось в нашей стране. Термин был предложен ученым из Санкт-Петербурга И.И. Брехманом. Валеология — наука о том, как поддерживать, укреплять и развивать здоровье. Здоровье является интегративной характеристикой личности, включа­ющей в себя физический, психический, социальный и духов­ный аспекты. Основная задача данной науки — повышение ко­личества и качества здоровья и включение человека в процесс формирования собственного здоровья. Здоровье не является самоцелью, оно есть средство, позволяющее более полно реа­лизовать свой жизненный потенциал, Еще Сократ говорил, что «здоровье - не все, но все без здоровья — ничто»,

Существуют разные определения понятия здоровья, Экс­перты Всемирной организации здравоохранения определяют здоровье как отсутствие психических и физических дефектов, а также полное физическое, душевное и социальное благопо­лучие. И.И. Брехман (1990) подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психоло­гическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Один из основателей валеологии Т.Ф. Акбашев (1996) называет здоровье ха­рактеристикой запаса жизненных сил человека, которая зада­ется природой и реализуется или не реализуется человеком. Академик В.П. Петленко (1997) предложил понимать здоровье как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды.

Валеология ставит своей целью интеграцию знания и опыта, полученного в разных сферах человеческого бытия (рели­гиозные конфессии, эзотерические культы, различные на­
правления физического и духовного совершенствования). Де­лая акцент на огромных возможностях, заложенных природой в самом человеке, валеология показывает пути развития их и вооружает каждого человека знанием об этих путях и способах определения своего уникального пути. Таким образом, валеология помогает познать, выявить и развить скрытые психические и энергетические способности. В валеологическом подходе слились воедино устремления врачей, психологов и педагогов, представителей искусства и религии, направленные на формирование Нового Человека со здоровым телом, душой, разумом и духом, который сам выбирает здоровый стиль жизни. По мнению валеологов, все проблемы человеческого бытия порождены нашим сознанием и фундаментальное реше­ние этих проблем, в том числе проблемы здоровья, может быть найдено только при условии целенаправленного изменения сознания людей.

Обычно человек считает, что нездоровье является результа­том плохого питания, некомфортной жизни, загрязнения сре­ды обитания, отсутствия надлежащей медицинской помощи. Хотя много людей в разных странах имеют все в избытке, но тем не менее у них существует масса проблем со здоровьем. Традиционно современный человек занимается лечением бо­лезней, т.е. «вырыванием сорняков», а не заботой о здоровье. В результате мы имеем успешную борьбу с болезнями на фоне постепенного увядания здоровья. Повышение уровня здоровья связано не только с развитием медицины, улучшением пита­ния и т.д., а с сознательной, разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по пре­вращению здорового образа жизни в фундаментальную со­ставляющую образа-Я. Человечество постоянно занималось поиском взаимосвязей между физическим, душевным и духов­ным здоровьем личности, но лишь в последнее время возникла наука валеопсихология, или психология здоровья, формирую­щаяся как синтез двух ветвей знаний — психологии и валеоло­гии. Основной принцип этой науки: «Познай и сотвори себя».

Стратегическая цель валеологического подхода к челове­ку — учить быть здоровым, а не лечить болезни, активно, твор­чески подходить к здоровью, сформировать потребность, уме­ние и решимость творить свое здоровье своими руками за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних ус­ловий. Эта цель может реализовываться на основе расширения представлений о здоровье и болезнях, умелого использования всего спектра факторов, влияющих на различные составляю­щие здоровья, овладения оздоровительными, общеукрепляю­щими, природосообразными методами и технологиями, фор­мирования установки на здоровый образ жизни.

Валеопсихология опирается на представления о здоровье, которые сформировались в валеологии. Здоровье в контексте валеопсихологии рассматривается как целостное образова­ние физической, психической, социальной и духовной со­ставляющих здоровья.

Основными факторами, влияющими на физическое здоро­вье, являются следующие: система питания, дыхания, физичес­ких нагрузок, закаливания, а также гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют сис­тема отношений человека к себе, другим людям, жизни в це­лом; жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных страте­гий и их соответствия социокультурной ситуации (экономи­ческим, социальным и психологическим условиям). На духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияют вы­сокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера.

Важным направлением валеопсихологии является разра­ботка методов, технологий повышения уровня здоровья и кри­териев его диагностики, причем диагностика понимается в ос­новном как самодиагностика, которая включает консультационные и коррекционные моменты. В валеодиагностике глав­ное не абсолютные значения показателей, а их динамика. Рост индивидуальных показателей здоровья гораздо важнее соот­несения их с нормативными показателями.

Таким образом, валеопсихологии предстоит целеустрем­ленная и последовательная работа по возвращению человека к самому себе, освоению им своего тела, души, духа, разума, развитию «внутреннего наблюдателя» (умение слышать, ви­деть, чувствовать себя). Эти идеи валеопсихологии соотно­сятся с рядом принципов гуманистической психологии. Ее основоположник Карл Роджерс считал человека здоровым, если он доверяет своему организму и в качестве важного ис­точника информации использует скорее свои ощущения, чувства и мысли, чем советы других. Но в жизни человек обычно действует наоборот. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы, он перестал отвечать за силы и здоровье своего тела. Также он поступает и с душой: не учится понимать ее. В результате «душа человека — потемки», так как он не осветил ее светом своею разума и не знает, что в ней Происходит; душа как бы не принадлежит ему. Собствен­ный опыт — единственный путь освобождения сознания от иллюзий и навязанных схем жизни. Задача валеопсихолога помочь человеку в осознании личной ответственности за свое здоровье, в овладении технологиями диагностики и ук­репления здоровья.

Здоровье в целом и все его компоненты во многом зависят от образа жизни человека. Но понятие здорового образа жиз­ни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также ос­мысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.

Итак, основными задачами валеопсихологии являются:

1) разработка понятия психического здоровья, его крите­риев и факторов, оказывающих существенное влияние на уровень психического здоровья;

2) исследование взаимосвязи и взаимовлияний всех составляющих здоровья (физической, психической, социальной и ДУХОВНОЙ);

3) формирование новых представлений, установок на здо­ровье, здоровый образ жизни, болезнь;

4) овладение методами прикладной диагностики и укреп­лений здоровья;

5) формирование творческого отношений к своему здоровью.

Главные усилий в валеопсихологическом подходе направ­лены на «взращивание зерна здоровья», чем обладает каждый человек, на усиление жизненного потенциала, повышение ус­тойчивости к различным болезнетворным, стрессогенным факторам.

Таким образом, валеопсихология в целом является Научно-практическим направлением, цель которого — помощь чело­веку в преобразовании себя в творческом процессе здоровьетворения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акбашев Т.Ф, Солдатова ТА Всеобщая валеограмотность, Ростов н/Д, 1994.С 3-17.

2, Брехман ИИ, Валеология — наука о здоровье. М., 1 990. С. 2 1 —50.

3. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота / Под ред. В.П. Петленко, СПб., 1997. Т. 1. С 15-86, 172-241.

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.С. 117-171.

106. Что такое психическое здоровье и каковы его критерии?

Понятие психического здоровья является настолько сложным, что очень трудно найти исчерпывающее его определение, Об­зор определений психического здоровья, выполненный К,.Ясперсом, показывает, сколь широко и неоднозначно оно рас­сматривалось на разных этапах развития человечества, Самое раннее из определений здоровья принадлежит Алкмеону: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон характеризовал здоровье как правильное соот­ношение различных душевных состояний. Стоики ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей.

В современной психологии используют следующие опре­деления психического здоровья: «способность реализовать ес­тественный врожденный потенциал человеческого призва­ния», «обретение человеком своей самости», «реализация Я», «полноценная и гармоничная включенность в сообщество лю­дей». Представители гуманистической психологии и ее от­дельных направлений уделяют большое внимание психичес­кому здоровью личности. Например, К. Роджерс рассматривал здорового человека как гибкого, открытого, а не постоянно ис­пользующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на самого себя. Оптимально актуа­лизируясь, такой человек полноценно проживает каждый но­вый момент жизни, он подвижен, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и ре­флексивен. Ф. Перлз считал, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осо­знанию собственных потребностей конструктивному поведе­нию, здоровой адаптивности и умению принимать ответст­венность за самого себя; зрелая и здоровая личность спонтан­на, внутренне свободна и естественна,

Представители психоаналитического, психодинамического направления в психологии еще раньше, чем гуманистичес­ки ориентированные психологи, обратили свое внимание на психическое здоровье личности, Так, 3. Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г. Юнгу, здоровым может быть человек, ассимилировав­ший содержание своего бессознательного и свободный от за­хвата каким-либо архетипом. С точки зрения В. Райха, невро­тические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии, следовательно, здо­ровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.

По определению Всемирной организации здравоохране­ния, психически здоровым следует считать человека, у кото­рого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а так же сохранена способность адекватной адаптации к окружа­ющей природной и социальной среде, активной производст­венной и другой деятельности.

В отечественной психологии проблема психического здо­ровья многогранно отражена в работах Б.С Братуся. Он рас­сматривает психическое здоровье как структуру, имеющую сложное, уровневое строение. Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отно­шений человека, общим смыслом и назначением его жизни, отношением к другим людям и себе. Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить аде­кватные способы реализации смысловых устремлений, Нако­нец, уровень психофизиологического здоровья определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологичес­кой организации актов психической деятельности,

Обычно, говоря о критериях психического здоровья, под­разумевают психическую норму, хотя вопрос о разграничении психической нормы и патологии очень сложен, Так как психи­ческие функции исключительно многообразны и индивиду­альны. Понятие нормы в значительной мере зависит от исто­рической эпохи, социально-экономической структуры обще­ства, расовой, национальной и общественной принадлежнос­ти, морали и многих других факторов. Применительно к пси­хической деятельности норма — это оптимальный уровень психического функционирования, дающий возможность пол­ноценной деятельности человека не только в повседневных, но и в экстремальных природных и социальных условиях («идеальное здоровье» в медицинском и социальном смысле). Психическое здоровье включает и крайние варианты психи­ческих реакций, которые могут возникать в экстремальных ус­ловиях у так называемых акцентуированных личностей и ог­раничивают адекватное выполнение ими социальных обязан­ностей («практическое здоровье»).

Таким образом, психическое здоровье можно определить как одну из интегральных характеристик личности, связан­ных с ее внутренним миром и со всем многообразием взаимо­отношений с окружением. Основными показателями наличия психического здоровья у личности являются ее внутренняя целостность и согласованность структурных компонентов, гармоничная включенность в социум и стремление к самоактуализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Братусъ Б,С. Аномалии личности. М., 1988. С. 67—109.

2. Даниленко ОИ. Здоровье души и поэзия. СПб., 1996. С. 22—61.

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 211—247.

4. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 324—326.

5. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 917—940.

107. Как может относиться человек к болезни?

При валеопсихологическом подходе болезнь трактуется как сигнал о внутреннем рассогласовании и дисгармонии, кото­рый требует осмысления; как знак несовершенства защитных сил и адаптационных систем; как сигнал к усилению работы над собственным телом и духом. Человеку необходимо понять возможные причины болезни, осознать, С чем именно не Справляется его тело или душа, что необходимо изменить в об­разе жизни, мыслях, чувствах, представлениях.. Болезнь как че­ловека, так и общества создает затрудненные условия, в кото­рых иммунитет может укрепиться, если найти в себе силы пра­вильно выйти из болезни. Осмысливая истоки болезни и воз­действуя на них, необходимо одновременно повышать уро­вень здоровья. Исключая симптомы болезни, не изменяя образ жизни, систему отношений и ведущие установки, человек каж­дый раз переводит организм на более низкий уровень здоро­вья, оставляя причину болезни, которая в последующем про­явит себя в более острой форме. При валеологическом подхо­де после осмысления причин болезни и природосообразности выхода из нее выздоровевший человек переходит на более высокий уровень здоровья,

Таким образом, речь идет о более сознательном, ответст­венном, творческом отношении к болезни. Иными словами, не адаптация к болезни или борьба с ней, а выход за ее пределы через осознание причин.

В жизни человек демонстрирует несколько стратегий пове­дения во время болезни: 1) активная, творческая позиция — стремление преодолеть недуг и укрепить свое здоровье, отно­шение к болезни как к испытанию, способному сделать чело­века более сильным и зрелым. В случае невозможности выйти из болезни — жить вопреки болезни. Особенно часто эта пози­ция наблюдается у неизлечимо больных людей, которые стре­мятся реализовать свои планы в оставшееся время; 2) аутодеструктивная — игнорирование самого факта болезни и ее по­следствий (например, алкоголизм и наркомания), отсутствие культуры здоровья; 3) манипулятивная — использование бо­лезни как способа манипулирования другими (феномен «ухо­да в болезнь», за которым скрыто стремление стать объектом внимания, жалости и заботы со стороны других); 4) пассивная, «пациентская» — болезнь — это зло, результат несовершенства человека и мира, может выражаться в обвинении себя и чувстве неполноценности («я слаб, беспомощен, болезнь сильнее меня») или в претензиях к другим, вплоть до негативизма по отношению ко всему миру и его Творцу («я никому не нужен, никому нет дела до меня и моих страданий», «мир не соверше­нен», «жить — значит страдать»); 5) ипохондрическая — уве­ренность в наличии болезни при отсутствии таковой; в этом случае болезнь часто становится стилем жизни.

Валеопсихологические рекомендации направлены на со­ здание условий выхода из болезненных состояний: 1) усиле­ние позитивных мыслей и чувств, т.е. повышение степени при­нятия себя, окружающих и ситуации; 2) Осознание Актуальных жизненных целей, ценностей, смыслов и способов их реализации (т.е. размышление о том, как и для чего живем); 3) Ограничение и оптимизация социальной активности (в кризисные периоды жизни человеку необходимо на время отказаться от привычных дел и устоявшихся связей с внешним миром и
«вернуться к самому себе»); 4) оптимизация режима сна, отдыха, питания и т.п.; 5) проведение общеоздоровительных про­цедур с использованием естественных природных факторов.
Максимальная эффективность этих рекомендаций может быть достигнута лишь при их комплексном, индивидуализированном использовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа; познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1995, С. 19—30,

Наши рекомендации