Какие факторы влияют на формирование различных видов доверия?
Во-первых, доверие к другому можно рассматривать как частный случай доверия к миру. Оно является фундаментальным условием формирования таких взаимоотношений между людьми, как дружба, любовь, уважение, вражда и ненависть. Без доверия одного человека другому трудно представить формирование отношения к нему как к авторитетной, значимой личности, без доверия не формируется внутригрупповая сплоченность, невозможно оказать влияние на другого, убедить его иди что-либо внушить ему. Таким образом, одна из первых, фундаментальных характеристик доверия заключается в том, что оно выступает исходным условием межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Доверие выступает условием формирования всех видов и форм отношений людей и одновременно входит в качестве компонента во все виды и формы отношений человека к миру и к самому себе.
Во-вторых, доверие возникает тогда, когда существует готовность к проявлению доверия хотя бы у одного из двух взаимодействующих людей. Такая готовность формируется, если другой человек является значимым, надежным и безопасным партнером. Если хотя бы одно из названных качеств (значимость, надежность, безопасность) отсутствует у партнера, то это существенно повлияет на основные характеристики доверия (мера, глубина, тема, длительность, интенсивность и т.д.).
В-третьих, человек одновременно обращен в мир и в себя, т.е. человек доверяет, с одной стороны, миру, а с другой - самому себе. Можно сказать, что существуют два вида доверия: доверие к другому и доверие к себе как самоценному суверенному субъекту активности. Уровень доверия к себе всегда связан с уровнем доверия к другому. Тот, кто способен относиться )К себе как к самоценности, как к самостоятельному, суверенному субъекту активности, тот способен так же относиться и к другим. Тот, кто не боится доверять себе, тот способен доверять и другому. Таким образом, следующей причиной возникновения доверия к другим является доверие к себе.
В-четвертых, доверие существует как личностная или социальная установка, как аттитюд, как эмоционально-оценочное отношение к другому и к самому себе. Взаимодействие (гармоничное — дисгармоничное) между личностными и социальными аспектами доверия, его эмоциональными, оценочными, поведенческими компонентами определяет качество, дифференцированность доверия. Таким образом, одним из условий возникновения определенного качества доверия является степень гармоничности его собственных компонентов (эмоционально-оценочных, когнитивных, поведенческих).
В-пятых, в каждом акте общения всегда присутствует определенное количество, или мера, доверия, без которой общение вообще невозможно. Выход за ее пределы «необходимой меры» доверия и по отношению к себе, и по отношению к другим приводит к негативным последствиям в общении. Подлинная личностная гармония заключается в умении чувствовать эту меру и в то же время быть открытым как миру, так и самому себе и другим людям.
В-шестых, существующий уровень, мера доверия, соотношение его основных характеристик (эмоционально-оценочных, поведенческих, когнитивных) также может изменяться в процессе самого взаимодействия под влиянием различных переменных. Количество, или мера, доверия в общении определяются, с одной стороны, тем, каковы у человека сложившиеся установки, аттитюды относительно доверия к другому и к самому себе, а с другой — тем, какие условия появляются в процессе взаимодействия (кто партнер, какие у него сформировались установки на доверие, безопасен ли он, владеет ли субъектным, личностным общением, где протекает общение, каково содержание и цели взаимодействия и т.д.). Таким образом, важной характеристикой доверия является динамичность меры доверия, которая определяет вид общения (личностное или социально-ориентированное; диалогическое или монологическое; глубинное или поверхностное и т.д.) и выступает причиной его проявления к другому.
В-седьмых в каждом виде общения всегда присутствует мера взаимности доверия. Известно, что человек ориентируется на свое отношение к другому, рассчитывая на взаимность, на симметричность или конгруэнтность. ЯЛ. Коломинский, один из ведущих психологов, такое стремление человека назвал «презумпция взаимности». Полное взаимное доверие возникает в жизни довольно редко. Человек лишь предполагает, что другой тоже испытывает по отношению к нему доверие, но эти предположения жизнь часто опровергает. Несоответствие меры доверия партнеров (неконгруэнтность) обусловлено как личностными особенностями партнеров, например видом установок по отношению к другим людям, их ценностными ориентациями, чертами характера (подозрительность, агрессивность, стремление доминировать и т.д.), социально-психологическими обстоятельствами общения (статусы, роли партнеров, история их отношений, степень знакомства и субъективной значимости друг для друга и т.д.), так и объективными условиями взаимодействия.
В целом, лишь для взаимоотношений с ярко выраженным эмоционально-оценочным компонентом характерна симметричность или конгруэнтность меры доверия партнеров (например, дружба — вражда, любовь — ненависть, уважение — презрение и т.д.). В основе других видов взаимоотношений лежит нарушение конгруэнтности. Так, манипуляции одного человека другим возможны потому, что в такой паре манипулятор отличается низким уровнем доверия, а манипулируемый, наоборот, проявляет высокий уровень доверия.
Итак, сущность доверительных взаимоотношений сводится к переживанию актуальной значимости (ценности) и априорной надежности объекта, с которым предполагается взаимодействие, и собственной субъективной значимости и безопасности. Несоответствие этих взаимопозиций по отношению друг к другу и по отношению к самим себе у взаимодействующих людей становится причиной возникновения различных видов взаимоотношений, типов общений. Именно они выступают «пусковым механизмом» .неустойчивых, «текучих»
И постоянно изменяющихся межличностных отношений, в основании которых всегда лежит определенная мера доверия к себе и к другому.
Степень взаимности меры доверия к себе и к другому определяет формирование различных видов доверительных отношений. На основе сочетания показателей меры взаимности доверия и соотношения доверия к себе и другому формируются шесть различных видов доверительных отношений:
Первый вид доверительных отношений: «оба взаимодействующих субъекта в равной мере доверяют и себе, и партнеру» (другой актуально значим и потенциально надежен, так же как значим Я и надежны мои собственные действия). Взаимодействие, основанное на таких взаимоотношениях, способствует возникновению личностного, диалогического общения.
Второй вид доверительных отношений: «каждый из взаимодействующих субъектов доверяет только себе и не доверяет другому». Поскольку каждый имеет в виду только себя самого, то результат такого взаимодействия, как правило, соперничество и конфронтация. Здесь речь идет об отсутствии доверия.
Третий вид доверительных отношений: «оба партнера по взаимодействию друг другу доверяют больше, чем себе», Такой вид доверия становится рискованным для обоих и сопровождается перекладыванием ответственности друг на друга. В конечном итоге это приводит к безответственности и к ненасыщаемости потребности в доверии.
Четвертый вид доверительных отношений: «один партнер по взаимодействию доверяет в равной мере себе и другому, а другой -г- только себе». Такая взаимосвязь меры доверия приводит к манипуляции и к принуждению со стороны того, кто доверяет только себе.
Пятый вид доверительных отношений: «один партнер по взаимодействию доверяет в равной мере себе и другому, а второй доверяет первому более, чем самому себе». Такое сочетание меры доверия порождает отношение к первому, как к авторитетной личности.
Шестой вид доверительных отношений: «один доверяет только себе, а второй — только другому». Такое сочетание меры доверия порождает зависимость от того, кто доверяет лишь себе, и способствует использованию другого в качестве средства.
ЛИТЕРАТУРА
1.Данилин КЕ. Восприятие межличностных предпочтений в малой группе // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. С. 177—188.
2.РюмшинаЛЦ.}\№лот — игра — манипуляция // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. С. 206-222.
3. Скрипкина ТЛ. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д, 1997. С. 85—108.
59. Что такое доверие к себе?
Доверие к миру невозможно осмыслить без анализа другой стороны этого явления доверия к себе. Оба этих явления имеют лишь относительно самостоятельный статус; человек и мир — это всегда одна система, одна онтология. Поэтому доверие к себе и доверие к миру является частным случаем проявления доверия как целостного социально-психологического феномена. Формирование оптимального уровня доверия к себе зависит от того, насколько человек способен становиться в ценностную позицию по отношению к себе, т.е. относиться к своей субъектности, как к ценности, и одновременно соответствовать миру, в котором он живет.
Вопрос о наличии доверия к себе впервые был поставлен и отрефлексирован в литературе, касающейся различных техник психотерапии и психокоррекции. Из этих работ следует, что доверие к себе необходимо прежде всего для того, чтобы человек мог самостоятельно определять масштабы своей деятельности, принимая решения и выбирая цели. Человек будет доверять себе самому, если он познает себя и свои возможности. Но человек не может познать себя до конца, поэтому в процессе жизни человек вновь и вновь испытывает себя с целью проверки своих возможностей, в существование которых он должен поверить. Именно для этой цели становится необходимым доверие к себе.
Доверие к себе относится к числу явлений, связанных с активностью личности, способной действовать как целетворящий, суверенный субъект, поэтому в любой активности проявляется определенный уровень доверия к себе, которое играет важнейшую роль в реализации возможности человека быть истинным субъектом активности.
Уровень доверия к себе связан с субъективно воспринимаемыми собственными возможностями поступать определенным способом. Далее, доверие к себе проявляется в способности личности «выходить за пределы» себя, своего опыта или конкретной ситуации, не вступая при этом в противоречие с самим собой. Соотношение степени <?выхода за пределы» собственного опыта и содержания определенных личностных смыслов и ценностей обеспечивает целостность, устойчивость личности, ее саморазвитие и самоосуществление. Поэтому сложившийся уровень доверия к себе можно считать одним из показателей зрелости личности.
Доверие к себе проявляется в бесчисленных поступках человека. Если предполагаемый поступок противоречит внутреннему Я человека или системе его внутренних смысловых образований, он вступает в противоречие с самим собой (обычно это тяжелое эмоциональное переживание). Человек не может находиться сколько-нибудь долго в таком состоянии и стремится выйти из него. Для этого он может использовать несколько способов: отказ от деятельности, от поступка; принятие решения совершить поступок с использованием любого способа психологической защиты, что выглядит как самообман; изменение меры доверия к самому себе посредством честного признания самому себе своей неправоты или самораскрытия самому себе, Таким образом, внутренние изменения личности могут быть направлены в противоположные стороны — в сторону творческого развития (увеличение меры доверия к себе) и в сторону саморазрушения (отказ от деятельности, использование психологических защит).
Доверие к себе, так же как и доверие к другому, не может быть одинаковым во всех ситуациях общения. В одних сферах жизнедеятельности у человека может быть сформирована установка на доверие к себе, а в других — нет. Все зависит от того, как оценивает свои возможности человек, насколько адекватна его самооценка и уровень притязаний, каково его самоотношение и насколько удовлетворены его базовые социальные потребности (потребность в достижении, потребность в любви, признании, потребность во влиянии и, наконец, в доверии).
Доверие к себе не является величиной постоянной, его уровень определяется мерой соответствия между ним и доверием к миру.
Итак, доверие к себе есть форма доверия, относительно самостоятельный феномен. Доверие к себе представляет одну из личностных установок человека, направленных на себя, и включает когнитивный компонент (знание о себе и своих возможностях, Я-концепцию), эмоционально-оценочный компонент (самооценка возможностей, принятие — непринятие себя, любовь — ненависть к самому себе), поведенческий компонент, выражающийся в мере доверия себе, в избирательности доверия к себе в различных ситуациях жизнедеятельности. Доверие к себе выступает фундаментальным условием полноценного овладения собой, входит в структуру способности прогнозировать результаты своей жизнедеятельности, определяет уровень адекватности ^критических позиций по отношению к самому себе, влияет на выбор стратегий достижения целей в соответствии с внутренними личностными смыслами. Доверие к себе и доверие к миру — это две стороны одного и того же явления. Мера соответствия доверия себе и миру постоянно нарушается, что и приводит к саморазвитию личности, к познанию и преобразованию мира.
ЛИТЕРАТУРА
1.Абульханова-СлавскаяКА Стратегия жизни. М., 1991. С, 109—125.
2.БратусьБ.С. Аномалии личности. М., 1988. С. 24—61.
3..Скрипкина 777. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д, 1997. С. 134-193.
60. Каковы психологические особенности личности, доверяющей себе и другому, и какие методы изучения этих особенностей существуют?
Исследования, проведенные в нашей стране, и данные, накопленные зарубежными исследователями, позволяют описать некоторые личностные характеристики индивида, способного доверять себе и другим, и личностные особенности человека, у которого нарушена гармония между доверием к себе и доверием к другим.
Сначала остановимся на личностных свойствах человека, способного доверять себе: это человек независимый, уверенный в себе, ориентированный на достижения в различных сферах жизни, способный к позитивному самопринятию, характеризующийся высоким уровнем самоуважения, способный учитывать свой прошлый опыт и соотносить его с планами на будущее. Такой человек умеет управлять собой, одобряет собственные планы и желания, верит в их безусловное осуществление. Он не склонен к наличию и переживанию внутренних конфликтов, лишен склонности к рефлексивному самокопанию, самоанализу.
Вместе с тем чрезмерная абсолютизация названных признаков приводит к деформациям личностного развития и функционирования, так как человек, ориентированный только на достижение собственных целей, превращается в функциональный орган этих целей и направляет свою активность лишь на поддержание собственных амбиций, в результате чего готов игнорировать обстоятельства и использовать других людей в качестве средства для достижения собственный; целей. В конечном итоге это приводит к разрыву личностных связей с миром людей, к стагнации способности доверять другим. Результатом становится формирование таких негативных личностных качеств, как подозрительность и лживость.
К личностным свойствам человека, у которого недостаточно развито доверие к себе, прежде всего следует отнести неспособность нести ответственность за себя и свою жизнь, постоянное обращение за поддержкой вовне — в обстоятельствах и других людях. Такой человек оказывается неспособным к самостоятельному принятию решений. Для него доверие превращается в ненасыщаемую потребность и проявляется в бесконечном самораскрытии перед другими. В результате человек становится удобным объектом для манипуляции со стороны других, по отношению к которым он чувствует зависимость, так как его самооценка зависит от оценки окружающих людей,
Описанные свойства, характерные для выделенных крайних типов личности, подтверждают, что главное качество в доверии как к другим, так и к себе — это мера, т.е. способность к гармоничному распределению доверия, направленного на себя и на окружающий человека социальный мир. Учет этой меры позволяет человеку быть аутентичным, уметь самостоятельно ставить цели и принимать решения, строить планы на жизнь, нести за нее персональную ответственность, относиться к себе как к самоценности и в то же время не разрывать связи с окружающим социальным миром, не использовать людей в собственных целях, а относиться к ним как к ценности, равной себе, демонстрировать поддерживающее поведение и уметь планировать, «кому» и «что» можно доверять.
К настоящему времени в психологической науке уже накоплен достаточно обширный арсенал способов, измерительных процедур для изучения и измерения уровня доверия к себе и к другим, что дает возможность более или менее целостно описать типы личностей с разным уровнем выраженности доверия к себе и к другим.
В современной зарубежной психологии существуют два направления изучения межличностного доверия. Первое направление связано с изучением межличностного доверия и разбилось на основе интеракционизма, где межличностное общение рассматривается как обмен «приобретениями* и «потерями», соотношение между которыми влияет на общение. В эффективном общении «приобретения» и «потери» должны справедливо распределяться, т.е. мера доверия друг к другу должна быть взаимной. Экспериментально обоснована идея, согласно которой, если «приобретения» не соответствуют «потерям»,, индивид будет стремиться к прекращению взаимоотношений. В целом это направление исследований имеет давнюю традицию, начало которой было положено известной игрой «Дилемма узника» (см. вопр. 80). В американской социальной психологии применение различных все усложняющихся игровых методов и составление их аналогов с помощью компьютерного моделирования составляют одно из основных направлений исследования роли доверия в ситуациях обмена.
На основании полученных результатов известный исследователь Т. Ямагиши пришел к выводу, что люди не в одинаковой степени склонны доверять друг другу в сходных ситуациях взаимодействия, поэтому он предположил, что людей можно дифференцировать по тенденции к проявлению доверия на «низко доверяющих» и на «высоко доверяющих». Составленный им широко известный опросник ориентирован на выявление соответствующих тенденций у людей.
Второе направление исследований, которое получило развитие в зарубежной психологии, связано с изучением межличностного доверия в межличностных отношениях и возникло как альтернативное первому направлению, так как именно в его недрах было обнаружено, что если в игровые условия попадают люди незнакомые, они проявляют тенденцию «высоко» или «низко» доверять партнеру, а знакомые, состоящие в дружеских, приятельских или Других отношениях, этой тенденции не проявляют. В рамках этого направления Дж. Роттером были разработаны шкалы, измеряющие меру доверия другим, с помощью которых оценивалась способность доверять другим в двусмысленных, новых или беспорядочных ситуациях. В 1992 г. В. Свэп разработал специальные шкалы для измерения особого межличностного доверия, которые включали фактор надежности, фактор эмоционального доверия и фактор общего доверия. В рамках этого направления исследований в 1993 г. Р. Левиски и Б. Банкером на основе использования различных измерительных процедур была построена трехуровневая модель развития доверия в межличностных отношениях. Авторы пришли к выводу, что на каждом уровне форма доверия имеет свои отличия, а прочность (хрупкость) доверия зависит от стадии развития отношений.
В отечественной психологии изучение доверия в межличностных отношениях и совместной деятельности пока не стало традицией, однако некоторые исследователи разработали ряд методик и методических приемов, направленных на изучение Доверия и доверительного общения. Наибольшую известность получила методика B.C. Сафонова «шкала уровня доверительного общения», в которой выделены четыре основных сферы внутреннего мира человека: 1) о себе в прошлом, настоящем и будущем; 2) особенности проведения свободного времени; 3) особенности психологического климата в семье и взгляды на семейную жизнь; 4) особенности жизни коллектива и его отдельных членов. Каждый раздел методики состоит из девяти тем доверительного общения, расположенных по степени углубления качества доверительности в общении, причем обсуждение одной и той же темы с разными лицами может предполагать разную степень самораскрытия: полное доверие, частичное доверие, практическое отсутствие доверия и полное отсутствие доверия. С помощью методики Сафонова можно определить круг доверительного общения испытуемого, а также уровень доверительности с каждым из них. Эта методика является удобным инструментом, который можно использовать как в исследовательских, так и в диагностических целях. Итак, в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии накоплено достаточно данных, позволяющих составить представление о качествах людей, чьи позиции способствуют установлению прочных, глубоких отношений, а также тех, чьи позиции глубоко индивидуализированы, ориентированы только на самих себя и собственное благополучие. Имеется также набор измерительных инструментов, который можно использовать как в исследовательских, так и в диагностических целях. Изучение и диагностика способности доверять себе и другим людям составляют важный участок работы в системе различных психологических служб и консультаций. Именно эти свойства личности часто являются причиной таких негативных и трудно переживаемых личностью состояний, как одиночество, неуверенность, подозрительность, внутренняя конфликтность и некоторых других.
ЛИТЕРАТУРА
1.Сафонов В.С. О психологии доверительного общения // Проблема общения
в психологии. М., 1981. С. 264—272.
2.СКрипкина ТП. Доверие людей в процессе общения //Эмоциональные и по-
Энайательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990. С. 33—52.
3.Скрипкина ТП. Психолбгия Доверия. Ростов н/Д, 1997. С 40—50,194—209.