Какими характеристиками личности обладает эмпатийный человек?
Эмпатийным можно назвать индивида, у которого эмпатия отличается сбалансированностью и высокой степенью выраженности ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатийный человек характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида и отмечают, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружающих, у него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, он умеет принимать его точку зрения. Например, известно, что эмпатийные лидеры студенческих групп способны быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуются симпатией, стремятся к демократическому стилю управления.
Эмпатийный человек отличается высоким уровнем развития социальных эмоций и высокой чувствительностью к моральным чувствам вины, стыда. Он также хорошо ориентируется в том, что есть «верно» и что есть «должно» во взаимодействии с другими с точки зрения принятых общественных норм. Способность к эмпатии значимо коррелирует с такими качествами, как терпимость к недостаткам других, низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении.
Таким образом, эмпатийный человек отличается от других людей тем, что у него развиты способность к децентрации; позитивное видение других; быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия; преобладание демократических и альтруистических стратегий взаимодействия. Ему присущи открытость; сензитивность к невербальному поведению другого; чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам; чуткость к нормам поведения, одобряемым обществом. Для него характерны эмоциональная стабильность; терпимость по отношению к недостаткам других.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гаврилова 777. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981. С. 122-139.
2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. С. 588— 618.
55. Какие методы определения степени эмпатийности личности существуют?
Методический репертуар, который традиционно используется для изучения эмпатии, включает следующие методы: 1) самоотчеты субъектов эмпатии о собственном опыте переживаний, полученном в эмпатогенной ситуации; 2) методы фиксирования выражения лица субъекта эмпатии, находящегося в эмпатогенной ситуации или воспринимающего объекта эмпатии; 3) физиологические индикаторы состояния субъекта эмпатии, находящегося в эмпатогенной ситуации или воспринимающего объекта эмпатии (например, изменение кожно-гальванической реакции или учащение сердцебиения); 4) опознание субъектом эмпатии эмоций объекта эмпатии по фотографиям; 5) вербальные тесты; 6) экспертная оценка особенностей эмпатии у субъекта эмпатии.
Наиболее распространены среди перечисленных четвертый и пятый методы. Например, для определения уровня выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого применяется опросник, разработанный А. Меграбяном и Н. Эпштейном. Его оригинальный вариант и модификации широко используются как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях.
Для определения когнитивного компонента эмпатии можно использовать методы, направленные на определение способности к опознанию субъектом эмпатии эмоций объекта эмпатии по фотографиям. В качестве примера таких методов можно назвать тест опознания эмоциональных состояний по выражению лица, разработанный Экманом и Остером, и методику диагностики уровня развития способности к адекватному пониманию невербального поведения, разработанную ВА Лабунской. Эти методики используют фотографии, отражающие базовые, легко читаемые эмоциональные состояния, в которых заложены эмпатогенный потенциал и которым испытуемый мог бы сопереживать в повседневной жизни, и алгоритм интерпретации получаемых от испытуемого ответов.
Определение уровня выраженности поведенческого компонента, проявляющего себя в способности к выбору способов взаимодействия, облегчающих страдания другого и носящих альтруистический характер, может быть осуществлено с помощью метода экспертных оценок, или метода включенного наблюдения за поведением субъекта эмпатии; а также метода, позволяющего определить доминирующие способы взаимодействия субъекта эмпатии в межличностном общении, например Опросник межличностных отношений В. Шутца, адаптированный А.А. Рукавишниковым. Данный Опросник позволяет оценить характерные способы поведения и социальные ориентации индивида в межличностном взаимодействии. Если человек в процессе взаимодействия выбирает такие межличностные ориентации, как стремление принадлежать к различным социальным группам, включаться в их деятельность, строить близкие отношения, если он желает, чтобы другие включали его в свою деятельность, стремится контролировать других и позволяет другим устанавливать с собой близкие отношения, то это свидетельствует у наличии у человека эмпатии, о желании содействовать другому в его переживаниях. Опросник построен так, что позволяет предвосхитить поведение индивида в межличностных ситуациях, предсказать характер его социальных ориентации и силу их выраженности. Опросник состоит из 54 утверждений, описывающих ситуации социального взаимодействия. Испытуемому предлагается выразить свое отношение к утверждению на основе шестибалльной оценочной шкалы. Полученные показатели переводятся в баллы, оценивающие уровень выраженности той или иной социальной ориентации в поведении испытуемого.
Предложенные к рассмотрению методы и методики позволяют исследовать уровень выраженности эмпатии как социально-психологического свойства личности.
ЛИТЕРАТУРА
1..Лабунская В А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении; Авторсф. дис.... д-rpa психол. наук. М., 1989.
2. Рукавишников АА. Опросник межличностных отношений. Ярославль, 199?.
3. Юсупов ИМ. Психология эмпатии: Теоретические и прикладные аспекты: Авторсф. дис.... д-ра психол. наук. СПб., 1995.