Какие объяснения взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психических состояний личности существуют в психологии экспрессивного поведения?
Экспрессия личности привлекает внимание специалистов, занимающихся психодиагностикой, психотерапией, социально-психологическим тренингом, рекламой, политической психологией в связи с проблемами выражения и самовыражения, проявления, предъявления, демонстрации и маскировки личностных особенностей. Трудности изучения экспрессии личности вызваны тем, что психологическую суть экспрессии как сложно опровергнуть, так и нелегко подтвердись. Многие считают, что человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое выразительное поведение, которое не имеет безусловных формальных характеристик и остается как бы «неуловимым» и для наблюдателя, и для того, кто становится объектом наблюдения. «Неуловимый» характер экспрессии выдвигает на первый план проблему жесткости связей между определенным экспрессивным репертуаром человека и его психологическими особенностями или проблему соотношения «души и тела».
Одним из первых проблему соответствия между «душевными и телесными движениями» рассматривал Аристотель в своем трактате «Физиогномика». Он считал, что между экспрессией и ее психологическим содержанием существуют противоречия, способы выражения не являются константными, а, одни И те же состояния могут выражаться по-разному в зависимости от возраста и принадлежности к тем или иным слоям общества, в зависимости от того, насколько развит экспрессивный репертуар человека. Он также указывал на зависимость успешности создания человеком экспрессивного кода для выражения своего состояния от умения адекватно выражать свои переживания. Аристотель отметил, что в структуру экспрессии человека в конкретный момент его жизнедеятельности могут входить элементы мимики, телодвижений, которые соответствуют тем переживаниям, которые индивид испытывал ранее. Они являются «экспрессивными следами» и дополняют выражение, которое человек испытывает в данный момент. Более того, если жизнь человека складывается таким образом, что он переживает длительное время одни и те же чувства, эмоции, настроения, то экспрессия, сопровождающая их, становится характерной для него и остается даже тогда, когда эти психические состояния его покидают. Она как бы «прилипает» к человеку, становясь его визитной карточкой. Таким образом, еще Аристотель отметил существование неоднозначных, непрямолинейных, нежестких связей между экспрессивным поведением человека и его психической (душевной) жизнью, указал на присутствие в структуре экспрессивных кодов динамических и устойчивых признаков.
Несколько иная точка зрения на соотношение экспрессивного поведения и психологических особенностей представлена в работах ИМ. Сеченова. Он высказал следующие интересное выражение во внешнем облике; связь между внешним и внутренним закрепляется благодаря систематическому совпадению внешнего и внутреннего, благодаря социально-психологическому наблюдению за выразительным поведением и его интерпретацией в общении. Иными словами, Сеченов объясняет степень жесткости связей между экспрессивным поведением человека и его психологическими особенностями не только тем, что существуют прямые зависимости между движением и состоянием индивида, но и тем, что в обществе существует практика закрепления внешнего выражения за определенными психическими состояниями.
Еще одна точка зрения на проблему жесткости связей между экспрессией и психологическими особенностями человека представлена в работах СЛ. Рубинштейна. Его главный тезис сводится к тому, что экспрессия есть внешняя форма существования внутреннего, духовного содержания личности, что «выразительные движения не просто лишь внешнее, пустое сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления». По мнению Рубинштейна, выразительные движения — это действия, которые во внешнем раскрывают внутреннее, «создают образ человека». Общественная фиксация этих «внешних образов» (экспрессивных образов) способствует их закреплению, развитию функции влияния и воздействия на других. В подходе Рубинштейна изменяется само видение проблемы жесткости связей между экспрессией и психическими состояниями человека. Она рассматривается не как проблема взаимосвязей двух независимых параметров — «души и тела», а как проблема изменений и фиксаций экспрессивных компонентов, которые входят в структуру психических явлений.
Отличия подходов к пониманию степени жесткости связей между экспрессией и психологическими особенностями человека легко проследить, если исходить из тех ответов, которые даны их представителями прямо или косвенно на следующие вопросы: 1) какое происхождение имеют связи между выразительными движениями и психологическими особенностями человека (биогенетические или социокультурные)? 2) какие критерии применяются для выделения выразительных движений (экспрессии) из общей психомоторной активности человека? 3) какие психологические явления соответствуют тем или иным выразительным движениям или физиогномическим компонентам экспрессии? 4) какова ценность совокупности выразительных движений в качестве средства диагностики и коммуникации (является ли экспрессия знаком, передающим четкую информацию)? 5) насколько точно распознаются психические свойства, состояния человека по его выразительному поведению при общении?
Ответы на эти вопросы, т.е. на вопросы о степени однозначности, жесткости связей между экспрессией и психологическими особенностями человека сближают различные подходы, подразделяя их на две большие группы. Первая группа включает подходы, в которых преимущество отдается биогенетическим факторам формирования однозначных связей между экспрессивным знаком и эмоцией и делается вывод об универсальности экспрессивных кодов. Представители этого подхода утверждают, что экспрессивное поведение людей достаточно легко распознается независимо от возраста, пори, и культурной принадлежности. Основным объектом данной группы исследований на протяжении всего XX в. была экспрессия лица и ее связь с такими базовыми эмоциями, как: страдание, удивление, отвращение, внимание, радость, страх, восхищение. Главный вывод данного направления — лицевая экспрессия состояний является универсальной, динамичной.
К второй группе работ, в которых рассматривается проблема взаимосвязи экспрессии и состояний человека, относятся те, в которых получено множество данных, ограничивающих сферу действия универсальных способов выражения эмоций, а порой опровергают сам факт их существования. Представители этого подхода считают, что связи между экспрессией и психическими состояниями имеют социокультурную, социально-психологическую природу. Поэтому они являются сложными и неоднозначными, зависят от сочетания большой группы переменных. По мнению психологов, придерживающихся такого взгляда на природу связей между экспрессией и психологическими особенностями человека, экспрессия не только раскрывает внутренний мир человека, но и является существенным способом его маскировки. В процессе социальной, культурной фиксации форм выражения, способов проявления внутреннего во внешнем накапливаются конвенциальные (согласованные, принятые) экспрессивные коды, приуроченные к определенным ситуациям общения (например, улыбка на лице во время приветствия). Без таких целенаправленно используемых «экспрессивных масок» трудно представить процесс социализации и вхождения личности в культуру. Социокультурная разработка этих «масок» осуществляется, как правило, в направлении отбора совокупности движений, делающих поведение человека социально приемлемым, успешным, привлекательным. С точки зрения известного исследователя невербальных коммуникаций А. Шефлена, любой элемент экспрессии (от позы до контакта глаз) существует для того, чтобы установить, сохранить, ограничить отношения между взаимодействующими людьми. Поэтому заинтересованные общественные институты ведут не просто разработку требований к экспрессивному поведению человека, а осуществляют с его помощью трансляцию социально желаемого спектра черт, состояний, отношений, которые должны иметь четкое внешнее выражение и благодаря этому легко диагностироваться окружающими. Перечень этих черт может меняться в различные исторические эпохи, он может быть различен для разных социальных групп. Так, на протяжении долгого времени «настоящим» человеком в советском обществе был тот, кто отличался действенностью, упорством, стойкостью, мужеством, у него должны были быть простое лицо с крупными чертами, большие руки, широкие плечи, массивная фигура, белозубая улыбка, прямой взгляд, четкий жест и т.д. Все те, кто в силу природных обстоятельств или условий воспитания не соответствовали этой поведенческой модели, рисковали прослыть «гнилыми интеллигентами». Описание различных «экспрессивных масок» можно найти в книгах по культуре поведения, в «наставлениях» по актерскому мастерству, в трактатах о живописи. Анализ такого рода работ показывает, что предлагаемая экспрессивная модель должна соответствовать социальным ожиданиям, в ней должны быть представлены идеологические запросы времени, нравственно-этические требования к личности, Например, всем известно, что скромный человек «должен» иметь склоненную голову и опущенный к земле взгляд.
Кроме вопроса о формировании конвециальных, «экспрессивных масок» обсуждаются также культурные различия в выражении чувств или принятые и отличные от других этносов способы предъявления отношений и состояний ( например, способы выражения горя: плач и страдание на лице у большинства европейских народов и улыбка на лице у японца в подобной ситуации). В отечественной психологии яркими представителями этого направления исследований являются B.C. Агеев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Панферов; из западных психологов — П. Экман и его коллеги. Они рассматривают статус экспрессии состояний в рамках проблемы «Культура и невербальное поведение» и выдвигают предположение о разделении экспрессивных кодов лица на универсальные и зависящие от культуры элементы. Исходя из этого, универсальными являются взаимоотношения между выраженностью мускулатуры лица и отдельными эмоциями (радость, печаль, гнев, страх, удаление, отвращение и интерес), а, культурные различия проявляются в оценке стимулов, причин, которые благодаря образованию, воспитанию стали известны как детерминанты определенных эмоций, в правилах контролирования экспрессивного поведения, в социальных ситуациях выражения тех или иных эмоций..
Таким образом, существуют биогенетические концепции взаимосвязи психических состояний и экспрессии человека, социокультурные и социально-психологические, в которых развивается мысль о том, что отношения между внешним и внутренним являются противоречивыми, опосредованными опытом общения и группового взаимодействия. Непонимание особенностей взаимосвязи между экспрессивным поведением личности и ее социально-психологическими характеристиками приводит к некритическому применению такого термина, как «язык тела», и отношения к нему как к чему-то независимому и существующему автономно от сложной психологической структуры личности.
ЛИТЕРАТУРА
1.БодалевАА, Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С. 5—16. 2.Лабунская ДА Психология экспрессивного поведения. М., 1989. С. 5—20.
3.Рамишвили ДИ. О природе некоторых видов выразительных движений. Тбилиси, 1976. С. 3-23.
4.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1989. С. 157—164.
46. На основе каких характеристик экспрессии лица и взгляда можно судить о личностных особенностях человека?
Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому наряду с глазами его называют «зеркало души». Сокращение лицевых мышц происходит в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют мимикой лица. Обычно мимику анализируют: 1) по произвольным и непроизвольным компонентам; 2) на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия-асимметрия, динамика; 3) в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения). Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о личности человека, его поле, возрасте, профессии, принадлежности к определенной этнической группе, о ее состояниях.
За единицу анализа лицевого выражения следует брать комплекс мимических характеристик («брови подняты вверх, губы плотно сжаты») и рассматривать их в связи с другими мимическими движениями лица. Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как «уголки губ опускаются», «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний; признак «уголки губ опущены» является универсальным и сопровождает все отрицательные состояния, но особенно печаль, грусть, тоску. Признак «глаза прищурены» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго — нет. Такие признаки, как «рот открыт», «рот закрыт», являются индикаторами состояний гнева вместе с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются — расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Вместе с этим в каждом лицевом экспрессивном паттерне имеются те элементы, которые придают ему основное значение. П. Экман установил, что по нижней части лица лучше всего распознаются гнев, радость, страдание, но с трудом определяется удивление. На основе средней части лица успешно идентифицируются удивление, страдание, радость, страх. Наибольшие трудности у наблюдателей возникают тогда, когда они пытаются распознать эмоции по верхней части лица (лоб и брови). Таким образом, с целью правильного понимания состояний личности необходимо рассматривать целостную мимическую картину и отдельные мимические зоны лба, глаз, рта, которые действуют как звенья единой системы. Для верного толкования мимики важно помнить, что целостность и динамичность — ее главные характеристики, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла.
Среди всех элементов экспрессивного поведения мимика наиболее контролируется субъектом. Данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном в процессе разработки концепции «о невербальной утечке информации». В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе критерия «способность к передаче информации». Данная «способность» элементов экспрессивного поведения определяется на основе трех параметров: 1) среднее время передачи; 2) количество невербальных, экспрессивных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела; 3) степень доступности для наблюдений за этой частью тела, «видимость, представленность другому». С этих позиций лицо человека является самым мощным передатчиком информации. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимание на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить, ориентируясь только на экспрессию лица. Но все же их можно зафиксировать, например, если знать, что в том случае, когда человек хвалит другого незаслуженно, У него значительно чаще кривятся губы и практически отсутствует улыбка. Замечено, что у тревожных людей в ситуации «обмана», сокрытия ими информации выражение лица более приятное, чем в ситуации передачи ими правдивой информации. На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности — дисгармоничности мимики. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней частей лица — дисгармоничная «маска») свидетельствует о неискренности чувств человека по отношению к другим людям.
Экспрессия лица, являясь важнейшим элементом внешнего Я личности, сопряжена с другими компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз — взглядом человека. Динамические (направленность взгляда, время фиксации взгляда, темп) и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда как бы завершают мимическую картину. Порой выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. Качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза — это не просто «зеркало души», а именно тех ее уголков, которые человек пытается скрыть как от себя, так и от других.
Взгляд сопряжен с выражением лица и другими элементами экспрессии, поэтому он является показателем основных состояний человека: радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд, восхищенный. Связывая взгляд с различными классификациями отношений человека, выделяют: дружески и взгляд — враждебный (агрессивный); искренний — неискренний; доверчивый — недоверчивый; уверенный — неуверенный; принимающий — неприязненный; покорный — доминантный; понимающий — непонимающий; ласковый -т- грубый; отчужденный — включенный; отталкивающий — притягивающей.
Такая характеристика, как прямой взгляд, может быть не только показателем динамических состояний, но и отражением устойчивого свойства личности — пря моты (прямой человек). В качестве экспрессивного стиля можно рассматривать взгляд исподлобья — это манера смотреть на других людей, которая в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека к другим людям, об опасении попасть впросак и т.д. Взгляд выражает устойчивые характеристики личности и в соответствии с ними интерпретируется как: безжалостный, безразличный, беспощадный, бесстыдный, благородный, высокомерный, гордый, жестокий, наивный, нахальный, неподкупный, непримиримый, озлобленный, скромный, нескромный, прямодушный, робкий, угрюмый, умный, глупый, хитрый, честный. Эти характеристики взгляда соответствуют не отдельной черте личности, а свидетельствуют об ее типе (честный, прямодушный и т.д.).
Динамические аспекты взгляда (направленность к партнеру или от него, время фиксации взгляда на партнере, темп изменений направлений и интенсивности смотрения) несут информацию, которую легко фиксировать. «Стрелять глазами», «строить глазки», «играть глазами», «мерить взглядом с головы до ног», «взглянуть свысока», «смотреть краем глаза», «ловить взгляд», «вперить глаза», «манить взглядом», «провожать взглядом» — все эти виды контакта глаз открыты не столько научной психологии, сколько отражают обыденный опыт. В частности, в обыденном сознании движения глаз, направленность взгляда связываются с нравственно-этическими характеристиками человека (бегающий взгляд — вор). Контакт глаз, взаимный взор представляют собой особое социальное событие, уникальное объединение двух людей, включение каждого в личное пространство другого независимо от того, как развиваются отношения (симпатия или неприязнь). Прекращение контакта глаз может быть интерпретировано как «уход» из ситуации взаимодействия, вытеснение окружающих людей из личного пространства. Русские чутко реагируют на взгляд партнера. Это нашло отражение в многочисленных пословицах и поговорках («соврет — глазом не моргнет»), в навыке общения (смотреть партнеру в глаза), в повышенной чувствительности к взгляду партнера в критических ситуациях («искать правду в глазах»).
На основе огромного количества исследований установлено, что для понимания того, как развиваются отношения между людьми, важно не столько то, как часто смотрят собеседники в глаза друг другу, сколько то, что они прекращают или, наоборот, возобновляют контакт глаз. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени от всего периода общения. При этом, если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же отношения приобретают характер агрессивных, то частота, интенсивность взглядов резко увеличивается, формула «контакта глаз» в момент говорения и слушания нарушается. Если люди относятся друг к другу позитивно, то во время «негативных» высказываний они смотрят друг на друга значительно реже, чем тогда, когда они относятся друг к другу недружелюбно. Увеличение продолжительности контакта глаз во время «негативных» высказываний можно рассматривать как показатель стремления к доминированию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Эллисон предложил визуальный индекс доминирования, который соответствует результату, полученному при делении частоты контакта глаз во время слушания на частоту контакта глаз во время говорения. Чем меньше индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию и соперничеству. Длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствуют о статусном неравноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников взаимодействия обращены на какого-то одного человека, то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе.
Таким образом, в качестве критериев анализа взгляда, позволяющих судить о личности, следует рассматривать временные параметры «смотрения» друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные, характеристики взгляда (направления движения глаз: «смотреть в глаза», «смотреть в сторону», «смотреть вверх — вниз», «вправо — влево»), степень интенсивности контакта глаз (пристальный взгляд, «бросить взгляд», «скользнуть взглядом»), психофизиологические особенности взгляда (блеск — тусклость). Психологическому анализу экспрессии лица и взгляда обучает художественная литература. Именно она закрепляет за определенными особенностями экспрессии их психологические значения, создает образ героев, демонстрирует их отношения, используя перечисленные выше характеристики взгляда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1996. С. 93—100.
2. Арджайл М. Язык взгляда // Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990. С, 205-209.
3. Куприянов BВ., Стовичек Г В. Лицо человека. М., 1988. С. 156— 174.
4. Лабунская ВА. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов н/Д, 1986. Гл. 2.
5. .Леви В. Посмотрим... // Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990. С. 209-215.
6. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М., 1996. С, 73-И 2.
47. Какие характеристики позы и походки человека несут объективную информацию о его личности?
Определенное положение и сочетание частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног — это его поза. Разложение позы на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена «поза». Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Как и все элементы экспрессивной структуры человека, диапазон его свидетельствует об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности. Например, в момент восприятия какой-то необычной информации человек может повернуться к соседу, приподнять плечи, наклонить голову, показать пальцем на источник информации, удивившей его. Такие позы и сопровождающие их движения, не запрещаются, но человек, использующий их, воспринимается как недостаточно воспитанный, его относят к «простолюдинам».
Особую роль различные параметры позы играют в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социального и социально-психологического статуса. В повседневной жизни мы часто слышим: «он принял позу победителя», «он сидел в позе провинившегося ребенка», «его поза — это поза высокомерного человека» и т.д. В качестве классического примера о роли позы в понимании отношений между людьми можно привести цитату из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», характеризующую динамику отношений героев через динамику их поз: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел... съежился, сгорбился, сузился...» Если «сделать себя меньше», т.е. продемонстрировать определенный паттерн экспрессивного поведения: втянуть голову, приподнять плечи, согнуть колени, опустить глаза, стать неподвижным, то можно избежать невербальной и вербальной агрессии со стороны партнера. Такой способ поведения наблюдается в иерархизованных группах — подчиненные и люди более низкого статуса при встрече с начальником опускают голову, округляют спину, как бы кланяясь. Поклон тем ниже, чем большую почтительность хотят выразить.
Для правильного понимания позы необходимо знать культурные традиции, возрастные ограничения, половые различия в использовании тех или иных поз, способы реагирования на собеседника мужчинами и женщинами, Так, замечено, что женщины в ситуации эмоционального напряжения, недоверия к партнеру резко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают» его на спинку стула, принимают расслабленную позу, а мужчины принимают «жесткую позу», держатся прямо, движения их рук раскованы.
Однозначность понимания позы зависит от типичности позы, широты ее распространения. Так, большинство людей считает, что поза «туловище отклонено назад, голова поднята вверх, руки На уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены» выражает высокомерие, самоуверенность, надменность, пренебрежение к партнеру. Поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей другой психологический смысл — растерянность, удивление, недоумение, непонимание. Позы людей, испытывающих эмоциональное напряжение, отличаются «жесткостью», неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. В психологии экспрессивного поведения известны позы агрессивного или, наоборот, расположенного к общению человека: «улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед». Во всем мире выглядит однообразно поза отдыха; «глубоко сесть на сиденье стула, прикасаясь к спинке, весь корпус или голова отклоняется назад» или паттерн приветствия: «опустить голову и наклонить корпус вперед, а затем распрямиться».
Постоянные позы человека свидетельствуют об его устойчивых личностных особенностях, например манера сидеть на краешке стула, чуть подавшись вперед, формируется у тех людей, которые отличаются неуверенностью, нерешительностью. В словаре эпитетов русского языка приводятся более 70 психологических значений позы. Они имеют отношение к состояниям, настроениям, чертам характера человека: аристократическая, величавая, воинственная, выжидательная, вызывающая, гордая, грозная, демонстративная, жалостливая, задумчивая, заискивающая, наполеоновская, почтительная, презрительная, робкая, самодовольная, унизительная и т.д.
Позы человека влияют на другие элементы экспрессии. Так, высокомерие, презрение люди выражают следующим образом: «пристально оглядеть человека сверху — вниз или снизу — вверх, голову отклонить в сторону от собеседника, туловище отбросить назад». С позой теснейшим образом связаны движения ног и походка. Например, если человек может топтаться на одном месте, т.е. стоя на одном месте (поза), переносит тяжесть с одной ноги на другую, то такие движения ног означают нерешительность. Поза мольбы о прощении, унизительная поза сопровождается стоянием на коленях («ползать в ногах»). Если человек сидит, покачивая ногой, забрасывая ногу на ногу, это свидетельствует о демонстрации независимости. Свободная непринужденная поза — мужчина сидит, расставив ноги, поставив ступни далеко друг от друга (нормами этикета такая поза запрещена женщинам). Скромному человеку полагается ' сидеть, скрестив ноги. В русском языке есть такое выражение «шаркнуть ножкой». В старые времена такое движение ног сопровождалось поклоном и свидетельствовало о выражении почтения. Сегодня «шаркнуть ножкой» — это проявить в шутливой форме услужливость.
Позы и походка придают осанку человеку. «Походка — лицо тела», — сказал О. Бальзак. Ему принадлежит один из первых трактатов, посвященных психологии походки человека, — «Теория походки». Походка имеет ряд характеристик: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Помимо общих принято выделять особенные признаки походки — элементы движения при ходьбе: положение носков ног, движение рук, плеч, положение головы. Исходя из общих и индивидуальных характеристик походки, на основе ее рисунка и размера шага, говорят о походке: бесшумной, грациозной, деревянной, легкой, красивой, парящей, плывущей, порывистой, танцующей, упругой, устойчивой, элегантной, энергичной и т.д. В соответствии с возрастом человека выделяют походки: малыша, подростка, юношескую и старческую походку. По половому критерию выделяют: мужскую и женскую походки. На основе профессионального критерия описаны походки моряка, топ-модели, балерины, «воровская» походка и т.д. С точки зрения статуса человека говорят о походке «начальника», «хозяйственной» походке или о поступе Командора. С психофизиологической точки зрения походка представлена через ее ритм, темп, амплитуду движений, силу давления на поверхность: походка быстрая, медленная, неторопливая, сильная, твердая и т.д. В психологическом плане походка обычно трактуется в связи с состояниями, отношениями, чертами характера человека: уверенная, виноватая, властная, вкрадчивая, гордая, ленивая, печальная, смиренная, трусливая, смелая, подхалимская и т.д.
Важным объективным показателем личностных особенностей человека являются положения рук во время ходьбы. Дж. Ниренберг и Г. Калеро приводят в своей книге «Читать человека как книгу» сведения о том, как воспринимаются люди, различающиеся характеристиками походки и движениями рук во время ходьбы. Они утверждают, что если человек ходит быстро, размахивая руками, то он целеустремленный и решительный. Тот, кто всегда держит руки в карманах при ходьбе, — критичен и скрытен, ему нравится подавлять других людей. Человек, находящийся в подавленном состоянии, волочит ноги, руки держит в карманах, голова у него опущена, глаза смотрят вниз. Люди, занятые решением какой-либо проблемы, ходят медленно, голова опущена, руки сцеплены за спиной. Самодовольные и заносчивые люди ходят с высоко поднятым подбородком, двигают руками энергично, ноги у них словно деревянные; они идут впереди других людей, на некотором расстоянии от них. Дж. Ниренберг и Г Калеро отмечают, что данные особенности походки в сочетании с позой, движениями рук позволяют безошибочно определить, кто лидер в конкретной группе.
Таким образом, для того чтобы получить информацию о личности на основе внешнего рисунка позы и походки, их необходимо рассматривать в следующих координатах: естественная — искусственная; статичная — динамичная; напряженная — расслабленная; энергичная — пассивная; психологически однозначная — многозначная; уродливая — прекрасная; типичная — индивидуальная и т.д. Объективные характеристики позы дают информацию об этапах общения (позы вступления и выхода из контакта), о видах отношений и взаимоотношений (симпатии — антипатии; подчинения — доминирования; включенности — отчужденности), о психофизиологических состояниях (напряженное — расслабленное, активное — пассивное), о степени взаимопонимания на основе критерия соответствия поз партнеров в общении (синхронные — несинхронные позы); о степени психологической близости, опираясь на такой показатель, как направленность позы (от «лицом к лицу» до «спина к спине»); о мере искренности и открытости личности можно судить по такому показателю, как соответствие позы другим элементам экспрессии (гармоничная — дисгармоничная поза).
ЛИТЕРАТУРА
1.БодалевАА. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
2.НиренбвргДж,КалероГ.Чюа.тъ человека как книгу. М., 1995. С. 254—259.
3. Пиз А Язык жестов. Воронеж, 1992. С. 85— 109.
4. А.РюклеХ- Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М., 1996, С. 161-171.
48. О каких особенностях личности свидетельствуют жесты?
Важным средством диагностики личности человека являются жесты — движения рук или кистей рук. Фрэнсис Бэкон написал: «Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу». Термин «жест» иногда применяется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики, а с целью специализации собственно движений рук употребляется понятие жестикуляция. Существует множество классификаций жестов. Среди них те, в которых жесты рассматриваются как показатели личностных особенностей человека и его общения: 1) коммуникативные жесты (приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения; дразнящие, встречающиеся в общении детей; жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; жесты, передающие желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, жест, означающий конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении); 2) описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты, которые, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл; 3) модальные жесты, выражающие оценку, отношение к предметам, людям, явлениям, к окружающей среде (жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; жесты; передающие растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление). Жесты выражают общую «тональность» общения: возвышенное, нейтральное, нейтрально-обиходное, фамильярное, вульгарное.
Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Сила и частота жестикуляции определяются культурными и групповыми нормами. Английский психолог Майкл Аргайл во время своего кругосветного путешествия установил, что в среднем на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец г— 180 раз. От принадлежности к той или иной культуре зависят также рисунок жеста, его значение, появление специфических движений рук. Наиболее распространенные «русские» жесты описаны в книге А.А. Акишиной, X. Кано, Т.Е. Акишиной «Жесты и мимика в русской речи». Одни и те же жесты могут нести одинаковую или разную информацию у разных народов. Например, жест «ввинчивание в висок указательного пальца правой руки» имеет определенный психологический смысл и практически во всех уголках земного шара используется с одной целью — подчеркнуть, что собеседник говорит глупости, а жест «большой палец правой руки опущен вниз», обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, жест «почесывание затылка», передающий у русских старание вспомнить что-то, у англичан встречается сравнительно редко. Но есть такие характеристики жестов, которые независимо от пола, возраста, культуры, расы несут одну и ту же информацию о человеке. Например, интенсивность жестикуляции повышается, если говорящий волнуется или хочет занять лидирующую позицию в общении; если прерывается обратная связь в общении, если человек испытывает затруднения в выражении мысли. Тревожность, неуверенность человека сопровождается ха