Как происходило становление отечественной психологии экспрессивного поведения личности?
Интерес исследователей к экспрессивному поведению личности не ослабевал в течение всего XX в., а появление фундаментальных психологических работ по этой тематике привело к формированию самостоятельной отрасли психологической науки — психологии выразительного, экспрессивного поведения личности. Традиционно считается, что основоположником современной психологии экспрессивного поведения личности является Ч. Дарвин. Книга «Выражение эмоций у человека и животных» стала отправным пунктом в становлении естественно-научного изучения экспрессивного поведения человека и животных. Используя его описания экспрессии базовых эмоций, ученые создали графические коды (включающие мышечные движения верхней, средней, нижней части лица и состоящие из комбинаций рисунка бровей, рта, разреза глаз, направления морщин на лбу, вокруг рта и глаз).
Большое влияние на развитие отечественной психологии выразительного поведения оказали работы И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, С. Волконского, И.А. Сикорского, С.Л. Рубинштейна и др.
ИМ. Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1866) подчеркивал, что все разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится лишь к одному явлению — мышечному движению, тем самым доказывая, что и экспрессивные движения служат средством проявления психических процессов. На основе идей И.М. Сеченова стал развиваться подход к выразительным движениям как к средству объективизации психологических характеристик личности, как к средству создания внешнего Я личности.
В своем труде «Объективная психология», вышедшем впервые в 1907—1912 гг., известный психоневролог, ученый с мировым именем В.М. Бехтерев обосновывал подход к изучению психики через анализ ее внешних проявлений. Особое внимание он уделял мимике, экспрессии лица; он предложил классификацию мимических движений, рассматривал их индивидуальное развитие и т.д.
Отечественный психолог С. Волконский в своей книге «Выразительный человек», написанной в 1912 г., рассматривал жесты, мимику человека как особую знаковую систему, которую можно развивать с помощью упражнений различного рода, уделял особое внимание проблеме взаимосвязи между жестами, экспрессией человека и его внутренним миром. В трудах С. Волконского впервые были поставлены такие проблемы современной психологии выражения, как проблема самопредъявления, использования экспрессии с целью создания образа-Я личности.
Профессор ИА Сикорский в своем труде «Всеобщая психология, с физиогномикой» (1912) представил экспрессивные паттерны (коды) сложнейших переживаний человека, таких, как стыд, скорбь, связал экспрессию с профессиональной деятельностью, указал на различные типы людей, представленные в их экспрессивном репертуаре. Наряду с этими идеями И.А. Сикорский уточнил понятие о физиогномике и придал ей статус научной категории. Основоположником физиогномики считается Аристотель, написавший трактат «Физиогномика». Данная наука обращается к изучению устойчивых характеристик внешности человека, а динамические компоненты экспрессии рассматривает в качестве «следов» преобладающих переживаний и отношений человека.
Существенное влияние на формирование отечественной психологии выразительного поведения оказали классические отечественные работы по этологии, сравнительной психологии (например, книга Н.Н. Ладыгиной-Котс «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, привычках и выразительных движениях», Н.А. Тих «Предыстория общества»), в которых раскрываются эволюционно-генетические предпосылки закрепления связей между выразительным поведением и психическими состояниями человека.
Следует назвать и работы, выполненные в онтогенетическом плане, например исследования речевых и неречевых средств общения у детей. В этих работах подчеркивается, что Основой формирования выразительных движений как знаков-индикаторов психологических особенностей человека являются развивающиеся потребности в общении и познании себя и другого человека.
Наиболее значительное влияние на развитие теории отечественной психологии экспрессивного поведения оказали идеи одного из первых методологов отечественной психологии, СЛ. Рубинштейна, представленные в «Основах общей психологии». Включение им раздела о выразительных движениях в учебник по общей психологии придало этой проблеме не только фундаментальный научный статус, но и привлекло внимание всего психологического сообщества к экспрессивному поведению человека. Рубинштейн сформулировал ряд положений о природе выразительных движений. Его идеи о единстве природного и социального, естественного и исторического в выразительном поведении используются современными исследователями для объяснения многообразия форм экспрессии, противоречивых связей между ними и психологическими особенностями личности. «Форма и употребление наших выразительных движений, — писал Рубинштейн, — преобразовываются и фиксируются той общественной средой, к которой мы принадлежим, в соответствии со значением, присвоенным ею нашим выразительным движениям». Идеи Рубинштейна оказали большое влияние на развитие психологии выразительного поведения, особенно такого ее направления, как восприятие и понимание психологических особенностей человека на основе его экспрессии. Формирование данного направления связано с именем известного психолога АЛ. Бодалева, основоположника отечественной психологии познания людьми друг друга. В своей книге «Восприятие и понимание человека человеком» он писал; «сложные психологические образования, которые представляют собой непрерывно перестраивающиеся по ходу деятельности ансамбли процессов и состояний, динамично выражаются во внешнем облике и поведении человека в виде совокупности определенных признаков, организующихся в пространственно-временные структуры». Эта совокупность признаков существует не сама по себе, а выступает как показатель скрытых для непосредственного наблюдения психических процессов и свойств личности. Дальнейшая разработка данной проблемы в рамках психологии общения, межличностного познания ВН. Панферовым привела его к созданию концепции взаимосвязи субъектных свойств личности и объектных характеристик ее поведения. ВА Лабунской на основе идей С.Л. Рубинштейна, А.А. Бодалева, В.Н. Панферова был разработан структурно-функциональный подход к экспрессии человека. В ее книге «Невербальное поведение» рассматривается экспрессия человека как личностное образование и анализируются условия успешного ее распознания в общении. АА. Леонтьев, КА Аршавская, НИ. Горелов, Г.В. Колшанский в своих работах, выполненных в области экстралингвистики, рассматривают экспрессию в связи с речевым поведением человека,
Среди зарубежных авторов, работы которых оказали влияние на развитие отечественной психологии экспрессивного поведения, следует выделить Д. Эфрона, применившего структурно-лингвистические методы с целью изучения межкультурных различий в движениях тела, в жестах; Р. Бердвистла, создавшего визуально-кинетический язык общения; П. Экмана — патриарха англо-американской психологии невербального поведения, создателя оригинальной нейрокультурной концепции экспрессивного поведения. Ярким примером нахождения компромисса между эволюционно-биологическим подходом и идеями культурно-психологического анализа связей между экспрессией и психическими состояниями человека является книга К Изарда «Эмоции человека», где он в ряде глав анализирует эволюционно-биологическое значение экспрессии лица, а также показывает ее роль в социальном взаимодействии, описывает «коды» экспрессивных проявлений основных эмоций.
Постоянный интерес ученых к экспрессии человека стимулировал развитие различных направлений отечественной психологии экспрессивного поведения личности. Результаты обсуждения экспрессии в рамках философии, этики, искусствоведческих дисциплин, психологии, социологии, этнографии, лингвистики, этологии и физиологии стали фундаментом, на котором сформировалась психология экспрессивного поведения как междисциплинарная наука. Ею были адаптированы положения об эволюционно-генетических предпосылках формирования экспрессии, идеи о связи различных внешних проявлений человека с мозговой деятельностью, выводы о социально-исторических детерминантах превращения выразительного поведения в средство предъявления внутреннего мира личности, положение о знаковом характере экспрессии в общении и познании людьми друг друга.
ЛИТЕРАТУРА
1.БехтеревВМ. Объективная психология. М., 1991. С. 258—270.
2. Бодалев АА. Восприятие и понимание человеку человеком. М., 1982. С. 16—32.
4.Волконский С. Выразительный человек. СПб., 1912. С. 14—20.
5..Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. М., 1953- С. 659—920. 5.Ладыгина-Коте НИ. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, привычках и выразительных движениях. М., 1935. С. 264—268.
6.Рубинштейн СП. Основы общей психологии. М., 1989. С. 157—164.
7.Сикорский ИА. Физиогномика в иллюстрированном изложении // Читать человека как книгу. М, 1995. С. 9—106