Как происходило становление отечественной психологии экспрессивного поведения личности?

Интерес исследователей к экспрессивному поведению лично­сти не ослабевал в течение всего XX в., а появление фундаментальных психологических работ по этой тематике привело к формированию самостоятельной отрасли психологической науки — психологии выразительного, экспрессивного поведения личности. Традиционно считается, что основоположником современной психологии экспрессивного поведения лич­ности является Ч. Дарвин. Книга «Выражение эмоций у челове­ка и животных» стала отправным пунктом в становлении есте­ственно-научного изучения экспрессивного поведения чело­века и животных. Используя его описания экспрессии базовых эмоций, ученые создали графические коды (включающие мышечные движения верхней, средней, нижней части лица и со­стоящие из комбинаций рисунка бровей, рта, разреза глаз, направления морщин на лбу, вокруг рта и глаз).

Большое влияние на развитие отечественной психологии выразительного поведения оказали работы И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, С. Волконского, И.А. Сикорского, С.Л. Рубин­штейна и др.

ИМ. Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1866) подчеркивал, что все разнообразие внешних проявле­ний мозговой деятельности сводится лишь к одному явле­нию — мышечному движению, тем самым доказывая, что и экспрессивные движения служат средством проявления пси­хических процессов. На основе идей И.М. Сеченова стал разви­ваться подход к выразительным движениям как к средству объ­ективизации психологических характеристик личности, как к средству создания внешнего Я личности.

В своем труде «Объективная психология», вышедшем впер­вые в 1907—1912 гг., известный психоневролог, ученый с ми­ровым именем В.М. Бехтерев обосновывал подход к изучению психики через анализ ее внешних проявлений. Особое внима­ние он уделял мимике, экспрессии лица; он предложил класси­фикацию мимических движений, рассматривал их индивиду­альное развитие и т.д.

Отечественный психолог С. Волконский в своей книге «Вы­разительный человек», написанной в 1912 г., рассматривал жесты, мимику человека как особую знаковую систему, которую можно развивать с помощью упражнений различного рода, уде­лял особое внимание проблеме взаимосвязи между жестами, экспрессией человека и его внутренним миром. В трудах С. Волконского впервые были поставлены такие проблемы со­временной психологии выражения, как проблема самопредъ­явления, использования экспрессии с целью создания образа-Я личности.

Профессор ИА Сикорский в своем труде «Всеобщая психо­логия, с физиогномикой» (1912) представил экспрессивные паттерны (коды) сложнейших переживаний человека, таких, как стыд, скорбь, связал экспрессию с профессиональной дея­тельностью, указал на различные типы людей, представленные в их экспрессивном репертуаре. Наряду с этими идеями И.А. Сикорский уточнил понятие о физиогномике и придал ей статус научной категории. Основоположником физиогноми­ки считается Аристотель, написавший трактат «Физиогноми­ка». Данная наука обращается к изучению устойчивых характе­ристик внешности человека, а динамические компоненты экс­прессии рассматривает в качестве «следов» преобладающих переживаний и отношений человека.

Существенное влияние на формирование отечественной психологии выразительного поведения оказали классические отечественные работы по этологии, сравнительной психоло­гии (например, книга Н.Н. Ладыгиной-Котс «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, привычках и выразительных движениях», Н.А. Тих «Предыстория общества»), в ко­торых раскрываются эволюционно-генетические предпосыл­ки закрепления связей между выразительным поведением и психическими состояниями человека.

Следует назвать и работы, выполненные в онтогенетичес­ком плане, например исследования речевых и неречевых средств общения у детей. В этих работах подчеркивается, что Основой формирования выразительных движений как знаков-индикаторов психологических особенностей человека явля­ются развивающиеся потребности в общении и познании себя и другого человека.

Наиболее значительное влияние на развитие теории отече­ственной психологии экспрессивного поведения оказали идеи одного из первых методологов отечественной психологии, СЛ. Рубинштейна, представленные в «Основах общей психологии». Включение им раздела о выразительных движе­ниях в учебник по общей психологии придало этой проблеме не только фундаментальный научный статус, но и привлекло внимание всего психологического сообщества к экспрессив­ному поведению человека. Рубинштейн сформулировал ряд положений о природе выразительных движений. Его идеи о единстве природного и социального, естественного и истори­ческого в выразительном поведении используются современ­ными исследователями для объяснения многообразия форм экспрессии, противоречивых связей между ними и психологи­ческими особенностями личности. «Форма и употребление наших выразительных движений, — писал Рубинштейн, — преобразовываются и фиксируются той общественной сре­дой, к которой мы принадлежим, в соответствии со значением, присвоенным ею нашим выразительным движениям». Идеи Рубинштейна оказали большое влияние на развитие психоло­гии выразительного поведения, особенно такого ее направле­ния, как восприятие и понимание психологических особенно­стей человека на основе его экспрессии. Формирование дан­ного направления связано с именем известного психолога АЛ. Бодалева, основоположника отечественной психологии познания людьми друг друга. В своей книге «Восприятие и по­нимание человека человеком» он писал; «сложные психологи­ческие образования, которые представляют собой непрерыв­но перестраивающиеся по ходу деятельности ансамбли про­цессов и состояний, динамично выражаются во внешнем об­лике и поведении человека в виде совокупности определен­ных признаков, организующихся в пространственно-времен­ные структуры». Эта совокупность признаков существует не са­ма по себе, а выступает как показатель скрытых для непосред­ственного наблюдения психических процессов и свойств лич­ности. Дальнейшая разработка данной проблемы в рамках психологии общения, межличностного познания ВН. Панфе­ровым привела его к созданию концепции взаимосвязи субъ­ектных свойств личности и объектных характеристик ее пове­дения. ВА Лабунской на основе идей С.Л. Рубинштейна, А.А. Бо­далева, В.Н. Панферова был разработан структурно-функцио­нальный подход к экспрессии человека. В ее книге «Невербаль­ное поведение» рассматривается экспрессия человека как личностное образование и анализируются условия успешного ее распознания в общении. АА. Леонтьев, КА Аршавская, НИ. Го­релов, Г.В. Колшанский в своих работах, выполненных в облас­ти экстралингвистики, рассматривают экспрессию в связи с речевым поведением человека,

Среди зарубежных авторов, работы которых оказали влия­ние на развитие отечественной психологии экспрессивного поведения, следует выделить Д. Эфрона, применившего струк­турно-лингвистические методы с целью изучения межкультур­ных различий в движениях тела, в жестах; Р. Бердвистла, создавшего визуально-кинетический язык общения; П. Экмана — патриарха англо-американской психологии невербального поведения, создателя оригинальной нейрокультурной концеп­ции экспрессивного поведения. Ярким примером нахождения компромисса между эволюционно-биологическим подходом и идеями культурно-психологического анализа связей между экспрессией и психическими состояниями человека является книга К Изарда «Эмоции человека», где он в ряде глав анализи­рует эволюционно-биологическое значение экспрессии лица, а также показывает ее роль в социальном взаимодействии, опи­сывает «коды» экспрессивных проявлений основных эмоций.

Постоянный интерес ученых к экспрессии человека стиму­лировал развитие различных направлений отечественной психологии экспрессивного поведения личности. Результаты обсуждения экспрессии в рамках философии, этики, искусст­воведческих дисциплин, психологии, социологии, этногра­фии, лингвистики, этологии и физиологии стали фундамен­том, на котором сформировалась психология экспрессивного поведения как междисциплинарная наука. Ею были адаптиро­ваны положения об эволюционно-генетических предпосыл­ках формирования экспрессии, идеи о связи различных внеш­них проявлений человека с мозговой деятельностью, выводы о социально-исторических детерминантах превращения выра­зительного поведения в средство предъявления внутреннего мира личности, положение о знаковом характере экспрессии в общении и познании людьми друг друга.

ЛИТЕРАТУРА

1.БехтеревВМ. Объективная психология. М., 1991. С. 258—270.

2. Бодалев АА. Восприятие и понимание человеку человеком. М., 1982. С. 16—32.

4.Волконский С. Выразительный человек. СПб., 1912. С. 14—20.

5..Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. М., 1953- С. 659—920. 5.Ладыгина-Коте НИ. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмо­циях, привычках и выразительных движениях. М., 1935. С. 264—268.

6.Рубинштейн СП. Основы общей психологии. М., 1989. С. 157—164.

7.Сикорский ИА. Физиогномика в иллюстрированном изложении // Читать человека как книгу. М, 1995. С. 9—106

Наши рекомендации