Как трактуются понятия «личность», «общение», «развитие» в гуманистической психологии?
Основными понятиями гуманистической психологии являются «личность», «общение» и «развитие». Эти понятия тесно взаимосвязаны, но ключевым является «личность», потому что именно это понятие объясняет и содержание общения, и развития. Так как гуманистическая психология возникла на базе Многих других наук, некоторые понятия, характеристики и Определения, раскрывающие понятия «личность», «общение» и «развитие», были позаимствованы из этих наук практически изменений (например, в гуманистическую психологию пришли из психоанализа такие понятия, как «защитные механизмы»и «сопротивление», а понятия «ответственность», «вы-», «свобода» появились в ней в результате соприкосновения Экзистенциализмом). Другие понятия, сейчас характерные гуманистической психологии, раньше встречались в психологии весьма редко. Ученые гуманистической ориентации, сделав их приоритетными, дали им «вторую жизнь». Так, например, произошло с понятием « эмпатия», введенным в психологию Титченером, но до К. Роджерса его мало использовали, с понятием «самоактуализации», которое предложил 'К, Гольдштейн, но стало оно известным благодаря А. Маслоу, Наряду с этим наблюдался процесс образования новых понятий, среди которых следует отметить такое, как «личностная прелость». В гуманистической психологии это понятие нередко выступает аналогом понятия «личность». С точки зрения А. Маслоу, зрелая личность — это личность самоактуализирующаяся. По мнению С. Джурарда, зрелая личность является здоровой личностью, а для К. Роджерса она выступает как полноценно функционирующий человек. Несмотря на различные названия, для человека, обладающего личностной зрелостью, характерны адекватное восприятие действительности; ощущение собственной ценности и уникальности; принятие и уважение себя, что создает основу для принятия и уважения других; высокая степень личностной автономии; ответственность. Одно из главных отличий личности зрелой от незрелой — это умение жить в настоящем, что предполагает отказ от психологических защит и позволяет человеку быть реалистом, но в то же время и оптимистом. Еще одна важная характеристика зрелой личности — доверие, принятие себя, самоуважение, позитивное отношение к себе и другим. Иными словами, зрелая личность обладает позитивной Я-концепцией.
Понятие «Я-концепция» впервые появилось в гуманистической психологии. Первое определение этого понятия принадлежит К. Роджерсу (1951), который трактовал его как сложную, структурированную картину, существующую в сознании индивида и включающую как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с отношениями к себе. Я-концепция формируется в процессе жизнедеятельности человека под воздействием внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными для формирования Я-концепции являются контакты со значимыми людьми, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе, а они в свою очередь предопределяют отношения к другим людям. Человек с позитивной Я-концепцией способен организовать позитивные отношения с другими, вступить с ними в диалог.
Точно так же, как аналогом понятия «личность» в гуманистической психологии выступает понятие «зрелая личность», аналогом понятия «общение» является понятие «диалог». В гуманистической психологии под общением понимается прежде всего личностное общение, предполагающее двух (или более) равноправных, равносвободных, равноуникальных субъектов, которые раскрывают свою неповторимость в содержании и способе своего взаимодействия. Поэтому по своему внутреннему содержанию общение является диалогом. Цель диалога — достижение общности (или повышение уровня Общности) субъектов при сохранении и неповторимости и уникальности каждого из них. Диалог предполагает личностную зрелость общающихся, по крайней мере одного из них, который в силу этого создает условия, «климат комфортных межличностных отношений» (К. Роджерс) для такого же личностного развития другого человека.
В гуманистической психологии существует точка зрения, цуга личность развивается непрерывно. Человек рождается с огромными внутренними ресурсами и способностью к саморазвитию. Природа личности такова, что ее развитие осуществляется не путем присвоения чего-то извне, а прежде всего через самораскрытие, развитие внутренней сущности. Понятия «личность» и «развитие» объединяются в понятие «личностный рост» — сложный, динамичный и часто драматический процесс, обретения человеком самого себя, своих потенциальных возможностей и принятия на себя ответственности за это самоосуществление.
Развивающаяся личность развивает свое общение с другими. Она строит его на основе диалога и тем самым развивает этих других. Личность, развивая других, обогащается сама, Поэтому каждый человек заинтересован в личностном развитии партнера. Делая добро другим, человек тем самым заботится и о собственном благополучии. Развиваясь и обогащая окружающий мир, человек тем самым изменяет его, но не путем социальных революций, а культивируя добро, создавая доверительные отношения. Именно это позволило сторонникам движения «за актуализацию человеческого потенциала» говорить о возможности мирного изменения общества.
ЛИТЕРАТУРА
1..Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М, 1986, С. 37—39, С. 54—61.
2.Роджерс К Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 5—20.
3.РюмшинаЛИ. Диалог — игра — манипуляция // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996.
29. Каковы теоретические представления о личностям, выдвинутые основоположниками гуманистический психологии А. Маслоу и К. Роджерсом
Теории и концепции гуманистической психологии не похожи одна на другую, но они едины в реализации главной идеи гуманистической психологии: человек есть целостная, уникальная личность, открытая миру и непрерывно развивающаяся. Данный подход отличен от традиционных теоретических представлений о личности. Различные теории личности гуманистической психологии одновременно являются и теориями мотивации, и теориями развития, и социально-психологическими теориями, поскольку понятия гуманистической психологии многозначны, и само понятие «личность» связано со всеми аспектами жизнедеятельности человека.
Наибольшую популярность получили теории лидеров гуманистической психологии, прежде всего теории личности, предложенные А. Маслоу и К. Роджерсом. Теория Маслоу, получившая название теории самоактуализации, оказала огромное влияние не только на психологию, но и на психотерапию, менеджмент, воспитание и т.д., Идея самоактуализации Маслоу стали целой философско-мировоззренческой системой. По Маслоу, самоактуализация — это непрерывная актуализация человеком природных потенций, способностей и талантов, как осуществление своего предназначения на земле, как более полное знание и принятие собственной сущности и ее гармонизация. Д.А Леонтьев выделяет пять аспектов рассмотрения самоактуализации, переходящих друг в друга по мере изучения этого явления Маслоу. Первый аспект связан с теорией человеческой мотивации. Маслоу выделяет иерархию «базовых потребностей человека: физиологические, потребности в безопасности, потребности в контактах и любви, потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении), потребность в самоактуализации. Человек от природы «стремится к самоактуализации, но для ее удовлетворения необходимо удовлетворение других названных им потребно остей. Удовлетворить потребность в самоактуализации удается не всем. Второй аспект теории Маслоу — исследование самоактуализирующихся личностей. В своем исследованной он опирался в основном на биографические данные и наблюдения (в центре его внимания оказались его учителя Рут Бенедикт, Макс Вертгеймер). Маслоу создает образ здоровой, самоактуализирующейся личности, к которой «не что-то добавлено», а личности ничего «не утратившей», сумевшей самоактуализироваться. Хотя самоактуализирующихся людей мало (они, согласно Маслоу, составляют 1% населения), каждый человек может актуализировать свой творческий потенциал. Третий аспект теории Маслоу связан с рассмотрением самоактуализации как длительного процесса - процесса развития. Он намечает восемь путей, следуя которым каждый человек может актуализировать свой творческий потенциал. Четвертый аспект теории связан с изучением одного из путей самоактуализации — предельного переживания, которое может испытывать человек в любви или при прослушивании музыкального произведения, при чтении книги или в минуты творческого вдохновения. Эти переживания придают жизненный смысл, ценность человеческой жизни, поэтому Маслоу уделяет им особое внимание. Пятый аспект связан с теорией метамотивации и ценностей Бытия (по ту сторону самоактуализации) и был подготовлен изучением предельных переживаний. Маслоу выделил феномен «плато-переживаний», в которых человеку открывается ценность Бытия. Люди, которые способны к таким переживаниям, — «трансцендентны»; это уже не просто зрелые личности; живя на уровне Бытия, они воспринимают все под углом вечности и всегда имеют какое-то призвание, миссию.
Идея самоактуализации присутствует и в теории К. Роджерса, но уже наряду с такими понятиями, как «позитивность человеческой природы» и «организмический процесс оценки». Роджерс выделяет две системы регуляции поведения: 1) организм в качестве некоего природного ядра; 2) Я личности, которое формируется в общении с другими людьми. От их согласованности (природного и приобретенного) зависит самость — представление человека о самом себе. Соответствие (конгруэнтность) этих двух систем является базовым, принципиальным моментом теории Роджерса и характеризует зрелость личности. По мнению Роджерса, незрелая личность отличается неконгруэнтностью ее систем, все время подстраивается под мнения других, зависит от их оценок. Точно так же, как у Маслоу, каждый человек может самоактуализироваться, у Роджерса каждый человек может полноценно функционировать. Данную возможность он иллюстрирует на примере поведения детей. Маленькие дети конгруэнтны, у них от природы «организмический оценочный процесс», т.е. они опираются на собственные внутренние ощущения. Поэтому когда они хотят спать, они спят, когда им больно — плачут, когда им хорошо — смеются и т.д. Со временем под воздействием окружающих людей, стараясь им угодить, понравиться, они начинают терять данную способность и вести себя согласно не своим желаниям и потребностям, а желаниям других. Например, когда им больно, они уже не плачут, так как это «плохо, «некрасиво* и т.п. Таким образом, человек по мере своего взросления отделяется от себя самого, теряет «мудрость внутреннего организма», не принимает себя, но вслед за этим начинает не принимать и других, не верит себе и перестает верить другим.
На основе этой теории Роджерс создает личностно- центрированный подход, который нашел применение в психологии, психотерапии, обучении, воспитании. Суть подхода заключается в следующем: человек располагает огромными ресурсами самопонимания, изменения Я-концепции и своего поведения. Но эти ресурсы могут быть использованы только тогда, когда обеспечивается особый комфортный климат психологических отношений, который может обеспечивать его родитель, руководитель, учитель, психотерапевт, любой партнер по общению при реализации трех условий: 1) искренность, конгруэнтность; 2) уважение, принятие; 3) эмпатическое понимание, которое Роджерс определил как процесс, особые взаимоотношения, включающие вхождение во внутренний мир переживаний другого человека и переживаний их (но без оценок). Эмпатия, по Роджерсу, это не качество личности и не навык. Эмпатии нельзя научить и научиться, ее нельзя вызвать искусственно. Это своего рода способ «жизни с другим человеком», и к нему можно прийти только через собственный личностный рост.
ЛИТЕРАТУРА
1.Леонтьев ДА. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 150—158.
2.Роджерс КР. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М,, 1994.
3.Фейдимен Дж., Фрвйгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994. Вып. 4. С. 66.
30. Какие пути выбора методов изучения личности существуют в гуманистической психологии?
В гуманистической психологии принято изучать такие феномены, как свобода, творчество, самоотношение и др., которые нельзя постичь лишь одними объективными методами, как в бихевиористическом направлении, или узнать об этих явлениях, обращаясь главным образом к бессознательному, как в психоанализе. Психологи гуманистической ориентации были вынуждены искать новые методы их исследования или адаптировать (если это было возможно) уже существующие. Гуманистическая психология формировалась как союз единомышленников, которые пришли в нее уже зрелыми и в личностном, и в профессиональном плане, Они достаточно легко решили вопросы о междисциплинарных связях, предмете исследования гуманистической психологии, но до сих пор обсуждают вопрос о методах изучения личности.
Р. Мэй, представляя экзистенциональное крыло в гуманистической психологии, отказался от объективных методов, считая, что психология более близка к парадигме гуманитарных наук, нежели к естественным дисциплинам. Поэтому она должна изучать мифы, символы, литературные источники, т.е. все то, что воплощает исторические сгустки человеческого опыта. Г, Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и многие другие сначала попытались сохранить опору на естественно-научные методы, но потом отказались от этого. В то же время они проявляли гибкость и готовность к компромиссу в выборе методов. Г. Олпорт одним из первых указал, что психологи в погоне за основными законами, статистическими измерениями оказываются неспособными объяснить, что делает каждого человека уникальной личностью. Но сколько бы законов реагирования человека на ту или иную ситуацию не было выявлено, это не может привести к адекватному пониманию конкретной личности. В качестве альтернативы Олпорт предлагает использовать радиографические методы, отчетливо отражающие структуру личности, ее индивидуальный стиль. При этом он отмечает, что голос, манера держаться, почерк (даже произведения искусств) несут на себе отпечаток уникальности.
Развивая идеи гуманистической психологии, А. Маслоу опирается более на интуицию и непосредственное наблюдение, чем на строгие эмпирические доказательства. Л К. Роджерс до конца дней стремился подтверждать эффективность своей психотерапевтической практики психологическими методами, проповедуя три пути познания: 1) обращение к опыту человека (наиболее важным является субъективное знание); 2) обращение к объективному знанию (посредством проверки гипотез через наблюдение, тесты, вопросники, с помощью экспертов); 3) обращение к эмпатическому пониманию (на основе сверки гипотез с внутренним миром партнера — межличностное познание).
Таким образом, можно сказать, что в гуманистической психологии проблема методов изучения личности решается двумя путями:
1) Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и их сторонники, последователи наметили в общих чертах синтез, своего рода сотрудничество, направленное на ассимиляцию наиболее подходящих средств и методов, созданных всей психологией;
2) Р. Мэй и другие представители экзистенционального крыла предложили другой путь. Они считают, что наука о человеке должна изучать подлинно человеческое поведение, непосредственный опыт человека, без тех искажений, которые вносят естественно-научные методы исследования.
Представители обоих направлений сходятся на том, что использование одних лишь методов естественных наук для углубленных исследований человека неприемлемо. В соответствии с этим выводом ведутся поиски систематизированных методик изучения переживаний человеком конкретных жизненных ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
1.ЗейгарникБВ. Теории личности в зарубежной психологии. М, 1982. С. 42— 52.
2.История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. С. 199—230.
3..Крипнер С, Карвало Р. де. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 113— 126.
31. Какие эмпирические методы используются в гуманистической психологии при изучении личности и оказании ей помощи?
В гуманистической психологии применение любых методов предполагает опору на личный опыт человека. Поэтому представители этого направления большое внимание уделяют самоотчетам испытуемых. Например, подавляющее большинство методик измерения Я-концепции основано именно на самоотчетах испытуемых, что позволяет учесть особенности индивидуального восприятия себя. Все остальные (традиционные методы) должны дополнять субъективные. Причем многие авторы отмечают, что изучение личности нужно начинать
с наблюдения и проективных методик, а затем уже использовать опросники, эксперимент, тесты и т.п.
В качестве примера методики, имеющей целью интегральную диагностику личности, можно назвать опросник «Чувства. Реакции. Убеждения» 1 Дэвида Картрайта, составленный им для оценки девяти параметров личности (на основе теории личности К. Роджерса). Опросник состоит из 130 вопросов, к каждому из которых даны пять вариантов ответа, среди которых по крайней мере два противоположных. Анализ результатов проводится по следующим шкалам: 1) сознательная концентрация внимания; 2) открытость чувствам во взаимоотношениях; 3) доверие к себе как к организму; 4) полноценное функционирование личности; 5) чувство дискомфорта с людьми; 6) борьба с чувством неполноценности; 7) ощущение двойственности в отношениях; 8) открытость трансцендентным переживаниям; 9) религиозно-духовные убеждения.
При изучении личности может быть использован и самоактуализационный тест, разработанный Э. Шостромом на основе теорий А, Маслоу, Ф. Перлза, других зарубежных ученых. Опросник включает 126 пунктов: каждый из них содержит два высказывания, одно из которых должен выбрать испытуемый. Анализ результатов осуществляется в соответствии со следующими шкалами: 1) шкала ценностной ориентации; 2) шкала гибкости поведения; 3) шкала сензитивности; 4) шкала спонтанности; 5) шкала самоуважения; 6) шкала самопринятия; 7) шкала представлений о природе человека; 8) шкала синергичности.
При исследовании психологических и социально-психологических характеристик личности, выступающих условием готовности к диалогу, используются методики изучения способности к эмпатии и взаимопониманию. Для измерения готовности к эмпатии применяется одна из самых известных методик — «Тест эмпатических тенденций», разработанный А. Мехрабианом. Для того чтобы выяснить, как эти тенденции реализуются в общении, используются определенные схемы наблюдения за общающимися партнерами,
Представленные выше методики относятся к традиционным способам психологической диагностики — это опросники, проективные тесты, схемы наблюдения, которые обладают определенной информативностью, надежностью, валидностью, но в то же время имеют и существенные ограничения. Хотя каждая из этих методик дает возможность получить важную информацию, имеет самостоятельную ценность, однако для того, чтобы получить наиболее полную и точную картину личности как целостного образования, нужно использовать не одну-две методики, а перейти к комплексному применению всех указанных психодиагностических средств. При таком подходе сохраняется в наибольшей степени не только целостность личности, но и взаимосвязи между различными свойствами, а также в определенной степени компенсируются методические ограничения и недостатки самих методик.
В своем изучении личности гуманистическая психология опирается на внутренние ресурсы личности. Она обращается к ним и тогда, когда встает вопрос о методах развития личности и оказания ей помощи. В гуманистической психологии изменение поведения человека рассматривается как результат перестройки представлений о себе (развитие позитивной Я-концепции), поэтому разрабатываются недирективные методы воздействия на личность. Уважение человека, признание у него потенциальных возможностей, позволяющих справиться с собственными проблемами, привели к созданию нового способа оказания помощи людям. Каждый человек может стать несчастным, но и счастливым без посторонней помощи, т.е. стать сам себе психотерапевтом.
Данная идея прослеживается в путях самоактуализации А. Маслоу, в учении К. Роджерса и Ф. Перлза, сделавшего ее определяющей в построении методов взаимодействия с человеком. По мнению ведущих ученых гуманистического направления, чтобы оказать себе и другим помощь, необходимо, во-первых, осознание и принятие ответственности за свои чувства, мысли, поступки, во-вторых, доверие к себе, вера в свои возможности, в-третьих, ощущение своей уникальности и самоценности, в-четвертых, знание своих индивидуальных особенностей и, в-пятых, принятие себя таким, какой есть. Как видим, в основе такой работы лежит не изменение другого человека (каждый имеет право быть самим собой), не подстраивание окружающего мира под собственные представления (невротические реакции) и даже не искоренение собственных недостатков (себя нужно принять), а изменение представлений о себе и других. Установив гармонию и баланс в своем сознании, человек начинает находить это и в жизни, принимать действительность такой, какая она есть, что не означает отказа от активности и перехода к пассивности, к бездействию.
В процессе работы над собой человек использует различные средства и приемы (самовербализацию, образные представления и т.п. вплоть до медитативной практики). Успешность гуманистически ориентированной помощи зависит от создания доверительных отношений между людьми. В процессе работы над собой они также необходимы, но в этом случае человек создает их сам. Поэтому желательно не критиковать Себя, не оценивать, не выражать неодобрения достигнутыми результатами, не заниматься нравоучениями. Нужно как можно чаще одобрять себя, искать не негативное, а позитивное во всем, что происходит внутри и вне человека. Позитивные изменения Я-концепции приводят к конгруэнтности, самоактуализации, творчеству, а также способствуют развитию эмпатии, ,, взаимопонимания с другими людьми. В результате человек не Только чувствует себя спокойней, уверенней, счастливее, но и улучшаются его взаимоотношения с окружающими.
литература
1. Алешина ЮЕ., ГозманЛЯ,, Дубовская ЕМ. Сциально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1987.
2.Берне Р. Рзвитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 64—66.
3.Братченко СЛ. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997. С. 68.
4. МолъцМ. Я — это Я, или как стать счастливее. СПб., 1992. С. 192.
5. Рвйнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М, 1992. С. 240.
6. РкшшцнаЛЯ. Игры и манипуляции в межличностном общении. Ростов н/Д, 1997. С. 26-45.