Как трактуются понятия «личность», «общение», «развитие» в гуманистической психологии?

Основными понятиями гуманистической психологии являют­ся «личность», «общение» и «развитие». Эти понятия тесно взаимосвязаны, но ключевым является «личность», потому что именно это понятие объясняет и содержание общения, и развития. Так как гуманистическая психология возникла на базе Многих других наук, некоторые понятия, характеристики и Определения, раскрывающие понятия «личность», «общение» и «развитие», были позаимствованы из этих наук практически изменений (например, в гуманистическую психологию пришли из психоанализа такие понятия, как «защитные механизмы»и «сопротивление», а понятия «ответственность», «вы-», «свобода» появились в ней в результате соприкосновения Экзистенциализмом). Другие понятия, сейчас характерные гуманистической психологии, раньше встречались в психологии весьма редко. Ученые гуманистической ориентации, сделав их приоритетными, дали им «вторую жизнь». Так, например, произошло с понятием « эмпатия», введенным в психологию Титченером, но до К. Роджерса его мало использовали, с понятием «самоактуализации», которое предложил 'К, Гольдштейн, но стало оно известным благодаря А. Маслоу, Наряду с этим наблюдался процесс образования новых поня­тий, среди которых следует отметить такое, как «личностная прелость». В гуманистической психологии это понятие нередко выступает аналогом понятия «личность». С точки зрения А. Маслоу, зрелая личность — это личность самоактуализирую­щаяся. По мнению С. Джурарда, зрелая личность является здо­ровой личностью, а для К. Роджерса она выступает как полно­ценно функционирующий человек. Несмотря на различные названия, для человека, обладающего личностной зрелостью, характерны адекватное восприятие действительности; ощу­щение собственной ценности и уникальности; принятие и уважение себя, что создает основу для принятия и уважения других; высокая степень личностной автономии; ответствен­ность. Одно из главных отличий личности зрелой от незре­лой — это умение жить в настоящем, что предполагает отказ от психологических защит и позволяет человеку быть реалистом, но в то же время и оптимистом. Еще одна важная характери­стика зрелой личности — доверие, принятие себя, самоуваже­ние, позитивное отношение к себе и другим. Иными словами, зрелая личность обладает позитивной Я-концепцией.

Понятие «Я-концепция» впервые появилось в гуманистиче­ской психологии. Первое определение этого понятия принад­лежит К. Роджерсу (1951), который трактовал его как сложную, структурированную картину, существующую в сознании инди­вида и включающую как собственно Я, так и отношения, в ко­торые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с отношениями к себе. Я-концепция формируется в процессе жизнедеятельности человека под воз­действием внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными для формирования Я-концепции являют­ся контакты со значимыми людьми, которые, в сущности, и оп­ределяют представления индивида о самом себе, а они в свою очередь предопределяют отношения к другим людям. Человек с позитивной Я-концепцией способен организовать позитив­ные отношения с другими, вступить с ними в диалог.

Точно так же, как аналогом понятия «личность» в гуманис­тической психологии выступает понятие «зрелая личность», аналогом понятия «общение» является понятие «диалог». В гу­манистической психологии под общением понимается преж­де всего личностное общение, предполагающее двух (или бо­лее) равноправных, равносвободных, равноуникальных субъектов, которые раскрывают свою неповторимость в содер­жании и способе своего взаимодействия. Поэтому по своему внутреннему содержанию общение является диалогом. Цель диалога — достижение общности (или повышение уровня Общности) субъектов при сохранении и неповторимости и уникальности каждого из них. Диалог предполагает личностную зрелость общающихся, по крайней мере одного из них, который в силу этого создает условия, «климат комфортных межличностных отношений» (К. Роджерс) для такого же личностного развития другого человека.

В гуманистической психологии существует точка зрения, цуга личность развивается непрерывно. Человек рождается с огромными внутренними ресурсами и способностью к саморазвитию. Природа личности такова, что ее развитие осуще­ствляется не путем присвоения чего-то извне, а прежде всего через самораскрытие, развитие внутренней сущности. Поня­тия «личность» и «развитие» объединяются в понятие «лично­стный рост» — сложный, динамичный и часто драматический процесс, обретения человеком самого себя, своих потенциальных возможностей и принятия на себя ответственности за это самоосуществление.

Развивающаяся личность развивает свое общение с други­ми. Она строит его на основе диалога и тем самым развивает этих других. Личность, развивая других, обогащается сама, По­этому каждый человек заинтересован в личностном развитии партнера. Делая добро другим, человек тем самым заботится и о собственном благополучии. Развиваясь и обогащая окружа­ющий мир, человек тем самым изменяет его, но не путем социальных революций, а культивируя добро, создавая доверительные отношения. Именно это позволило сторонникам движения «за актуализацию человеческого потенциала» говорить о возможности мирного изменения общества.

ЛИТЕРАТУРА

1..Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М, 1986, С. 37—39, С. 54—61.

2.Роджерс К Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 5—20.

3.РюмшинаЛИ. Диалог — игра — манипуляция // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996.

29. Каковы теоретические представления о личностям, выдвинутые основоположниками гуманистический психологии А. Маслоу и К. Роджерсом

Теории и концепции гуманистической психологии не похожи одна на другую, но они едины в реализации главной идеи гуманистической психологии: человек есть целостная, уникальная личность, открытая миру и непрерывно развивающаяся. Дан­ный подход отличен от традиционных теоретических пред­ставлений о личности. Различные теории личности гуманистической психологии одновременно являются и теориями мо­тивации, и теориями развития, и социально-психологически­ми теориями, поскольку понятия гуманистической психологии многозначны, и само понятие «личность» связано со всеми аспектами жизнедеятельности человека.

Наибольшую популярность получили теории лидеров гуманистической психологии, прежде всего теории личности, предложенные А. Маслоу и К. Роджерсом. Теория Маслоу, полу­чившая название теории самоактуализации, оказала огромное влияние не только на психологию, но и на психотерапию, ме­неджмент, воспитание и т.д., Идея самоактуализации Маслоу стали целой философско-мировоззренческой системой. По Маслоу, самоактуализация — это непрерывная актуализация человеком природных потенций, способностей и талантов, как осуществление своего предназначения на земле, как более полное знание и принятие собственной сущности и ее гармонизация. Д.А Леонтьев выделяет пять аспектов рассмотрения самоактуализации, переходящих друг в друга по мере изучения этого явления Маслоу. Первый аспект связан с теорией человеческой мотивации. Маслоу выделяет иерархию «базо­вых потребностей человека: физиологические, потребности в безопасности, потребности в контактах и любви, потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении), потребность в самоактуализации. Человек от природы «стре­мится к самоактуализации, но для ее удовлетворения необходимо удовлетворение других названных им потребно остей. Удовлетворить потребность в самоактуализации удается не всем. Второй аспект теории Маслоу — исследование самоактуализирующихся личностей. В своем исследованной он опирался в основном на биографические данные и наблюдения (в центре его внимания оказались его учителя Рут Бене­дикт, Макс Вертгеймер). Маслоу создает образ здоровой, самоактуализирующейся личности, к которой «не что-то добавле­но», а личности ничего «не утратившей», сумевшей самоактуализироваться. Хотя самоактуализирующихся людей мало (они, согласно Маслоу, составляют 1% населения), каждый человек может актуализировать свой творческий потенциал. Третий аспект теории Маслоу связан с рассмотрением самоактуализации как длительного процесса - процесса развития. Он на­мечает восемь путей, следуя которым каждый человек может актуализировать свой творческий потенциал. Четвертый аспект теории связан с изучением одного из путей самоактуализации — предельного переживания, которое может испы­тывать человек в любви или при прослушивании музыкального произведения, при чтении книги или в минуты творческого вдохновения. Эти переживания придают жизненный смысл, ценность человеческой жизни, поэтому Маслоу уделяет им особое внимание. Пятый аспект связан с теорией метамотивации и ценностей Бытия (по ту сторону самоактуализации) и был подготовлен изучением предельных переживаний. Маслоу выделил феномен «плато-переживаний», в которых чело­веку открывается ценность Бытия. Люди, которые способны к таким переживаниям, — «трансцендентны»; это уже не просто зрелые личности; живя на уровне Бытия, они воспринимают все под углом вечности и всегда имеют какое-то призвание, миссию.

Идея самоактуализации присутствует и в теории К. Роджер­са, но уже наряду с такими понятиями, как «позитивность чело­веческой природы» и «организмический процесс оценки». Ро­джерс выделяет две системы регуляции поведения: 1) организм в качестве некоего природного ядра; 2) Я личности, которое формируется в общении с другими людьми. От их согласован­ности (природного и приобретенного) зависит самость — представление человека о самом себе. Соответствие (конгру­энтность) этих двух систем является базовым, принципиаль­ным моментом теории Роджерса и характеризует зрелость личности. По мнению Роджерса, незрелая личность отличает­ся неконгруэнтностью ее систем, все время подстраивается под мнения других, зависит от их оценок. Точно так же, как у Маслоу, каждый человек может самоактуализироваться, у Роджерса каждый человек может полноценно функционировать. Данную возможность он иллюстрирует на примере поведения детей. Маленькие дети конгруэнтны, у них от природы «организмический оценочный процесс», т.е. они опираются на соб­ственные внутренние ощущения. Поэтому когда они хотят спать, они спят, когда им больно — плачут, когда им хорошо — смеются и т.д. Со временем под воздействием окружающих людей, стараясь им угодить, понравиться, они начинают те­рять данную способность и вести себя согласно не своим же­ланиям и потребностям, а желаниям других. Например, когда им больно, они уже не плачут, так как это «плохо, «некрасиво* и т.п. Таким образом, человек по мере своего взросления отде­ляется от себя самого, теряет «мудрость внутреннего организ­ма», не принимает себя, но вслед за этим начинает не прини­мать и других, не верит себе и перестает верить другим.

На основе этой теории Роджерс создает личностно- центрированный подход, который нашел применение в психоло­гии, психотерапии, обучении, воспитании. Суть подхода за­ключается в следующем: человек располагает огромными ре­сурсами самопонимания, изменения Я-концепции и своего поведения. Но эти ресурсы могут быть использованы только тогда, когда обеспечивается особый комфортный климат пси­хологических отношений, который может обеспечивать его родитель, руководитель, учитель, психотерапевт, любой парт­нер по общению при реализации трех условий: 1) искрен­ность, конгруэнтность; 2) уважение, принятие; 3) эмпатическое понимание, которое Роджерс определил как процесс, осо­бые взаимоотношения, включающие вхождение во внутрен­ний мир переживаний другого человека и переживаний их (но без оценок). Эмпатия, по Роджерсу, это не качество личности и не навык. Эмпатии нельзя научить и научиться, ее нельзя вы­звать искусственно. Это своего рода способ «жизни с другим человеком», и к нему можно прийти только через собственный личностный рост.

ЛИТЕРАТУРА

1.Леонтьев ДА. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Во­просы психологии. 1987. № 3. С. 150—158.

2.Роджерс КР. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М,, 1994.

3.Фейдимен Дж., Фрвйгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994. Вып. 4. С. 66.

30. Какие пути выбора методов изучения личности существуют в гуманистической психологии?

В гуманистической психологии принято изучать такие фено­мены, как свобода, творчество, самоотношение и др., которые нельзя постичь лишь одними объективными методами, как в бихевиористическом направлении, или узнать об этих явле­ниях, обращаясь главным образом к бессознательному, как в психоанализе. Психологи гуманистической ориентации были вынуждены искать новые методы их исследования или адапти­ровать (если это было возможно) уже существующие. Гуманис­тическая психология формировалась как союз единомышлен­ников, которые пришли в нее уже зрелыми и в личностном, и в профессиональном плане, Они достаточно легко решили во­просы о междисциплинарных связях, предмете исследования гуманистической психологии, но до сих пор обсуждают во­прос о методах изучения личности.

Р. Мэй, представляя экзистенциональное крыло в гуманис­тической психологии, отказался от объективных методов, счи­тая, что психология более близка к парадигме гуманитарных наук, нежели к естественным дисциплинам. Поэтому она должна изучать мифы, символы, литературные источники, т.е. все то, что воплощает исторические сгустки человеческого опыта. Г, Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и многие другие снача­ла попытались сохранить опору на естественно-научные ме­тоды, но потом отказались от этого. В то же время они прояв­ляли гибкость и готовность к компромиссу в выборе методов. Г. Олпорт одним из первых указал, что психологи в погоне за основными законами, статистическими измерениями оказы­ваются неспособными объяснить, что делает каждого человека уникальной личностью. Но сколько бы законов реагирования человека на ту или иную ситуацию не было выявлено, это не может привести к адекватному пониманию конкретной лич­ности. В качестве альтернативы Олпорт предлагает использо­вать радиографические методы, отчетливо отражающие струк­туру личности, ее индивидуальный стиль. При этом он отмеча­ет, что голос, манера держаться, почерк (даже произведения искусств) несут на себе отпечаток уникальности.

Развивая идеи гуманистической психологии, А. Маслоу опирается более на интуицию и непосредственное наблюдение, чем на строгие эмпирические доказательства. Л К. Род­жерс до конца дней стремился подтверждать эффективность своей психотерапевтической практики психологическими методами, проповедуя три пути познания: 1) обращение к опыту человека (наиболее важным является субъективное зна­ние); 2) обращение к объективному знанию (посредством проверки гипотез через наблюдение, тесты, вопросники, с по­мощью экспертов); 3) обращение к эмпатическому понима­нию (на основе сверки гипотез с внутренним миром партне­ра — межличностное познание).

Таким образом, можно сказать, что в гуманистической пси­хологии проблема методов изучения личности решается дву­мя путями:

1) Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и их сторонники, после­дователи наметили в общих чертах синтез, своего рода сотруд­ничество, направленное на ассимиляцию наиболее подходя­щих средств и методов, созданных всей психологией;

2) Р. Мэй и другие представители экзистенционального крыла предложили другой путь. Они считают, что наука о человеке должна изучать подлинно человеческое поведение, непосредственный опыт человека, без тех искажений, которые вносят естественно-научные методы исследования.

Представители обоих направлений сходятся на том, что ис­пользование одних лишь методов естественных наук для уг­лубленных исследований человека неприемлемо. В соответст­вии с этим выводом ведутся поиски систематизированных ме­тодик изучения переживаний человеком конкретных жизнен­ных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1.ЗейгарникБВ. Теории личности в зарубежной психологии. М, 1982. С. 42— 52.

2.История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. С. 199—230.

3..Крипнер С, Карвало Р. де. Проблема метода в гуманистической психоло­гии // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 113— 126.

31. Какие эмпирические методы используются в гуманистической психологии при изучении личности и оказании ей помощи?

В гуманистической психологии применение любых методов предполагает опору на личный опыт человека. Поэтому представители этого направления большое внимание уделяют са­моотчетам испытуемых. Например, подавляющее большин­ство методик измерения Я-концепции основано именно на самоотчетах испытуемых, что позволяет учесть особенности индивидуального восприятия себя. Все остальные (традиционные методы) должны дополнять субъективные. Причем многие авторы отмечают, что изучение личности нужно начинать
с наблюдения и проективных методик, а затем уже использовать опросники, эксперимент, тесты и т.п.

В качестве примера методики, имеющей целью интег­ральную диагностику личности, можно назвать опросник «Чувства. Реакции. Убеждения» 1 Дэвида Картрайта, состав­ленный им для оценки девяти параметров личности (на ос­нове теории личности К. Роджерса). Опросник состоит из 130 вопросов, к каждому из которых даны пять вариантов от­вета, среди которых по крайней мере два противоположных. Анализ результатов проводится по следующим шкалам: 1) со­знательная концентрация внимания; 2) открытость чувствам во взаимоотношениях; 3) доверие к себе как к организму; 4) полноценное функционирование личности; 5) чувство дискомфорта с людьми; 6) борьба с чувством неполноценно­сти; 7) ощущение двойственности в отношениях; 8) откры­тость трансцендентным переживаниям; 9) религиозно-ду­ховные убеждения.

При изучении личности может быть использован и самоактуализационный тест, разработанный Э. Шостромом на основе теорий А, Маслоу, Ф. Перлза, других зарубежных ученых. Оп­росник включает 126 пунктов: каждый из них содержит два высказывания, одно из которых должен выбрать испытуемый. Анализ результатов осуществляется в соответствии со следующими шкалами: 1) шкала ценностной ориентации; 2) шкала гибкости поведения; 3) шкала сензитивности; 4) шкала спонтанности; 5) шкала самоуважения; 6) шкала самопринятия; 7) шкала представлений о природе человека; 8) шкала синергичности.

При исследовании психологических и социально-психо­логических характеристик личности, выступающих условием готовности к диалогу, используются методики изучения спо­собности к эмпатии и взаимопониманию. Для измерения го­товности к эмпатии применяется одна из самых известных ме­тодик — «Тест эмпатических тенденций», разработанный А. Мехрабианом. Для того чтобы выяснить, как эти тенденции реализуются в общении, используются определенные схемы наблюдения за общающимися партнерами,

Представленные выше методики относятся к традицион­ным способам психологической диагностики — это опросни­ки, проективные тесты, схемы наблюдения, которые обладают определенной информативностью, надежностью, валидностью, но в то же время имеют и существенные ограничения. Хо­тя каждая из этих методик дает возможность получить важную информацию, имеет самостоятельную ценность, однако для того, чтобы получить наиболее полную и точную картину лич­ности как целостного образования, нужно использовать не од­ну-две методики, а перейти к комплексному применению всех указанных психодиагностических средств. При таком подходе сохраняется в наибольшей степени не только целостность личности, но и взаимосвязи между различными свойствами, а также в определенной степени компенсируются методические ограничения и недостатки самих методик.

В своем изучении личности гуманистическая психология опирается на внутренние ресурсы личности. Она обращается к ним и тогда, когда встает вопрос о методах развития лично­сти и оказания ей помощи. В гуманистической психологии изменение поведения человека рассматривается как резуль­тат перестройки представлений о себе (развитие позитивной Я-концепции), поэтому разрабатываются недирективные ме­тоды воздействия на личность. Уважение человека, признание у него потенциальных возможностей, позволяющих справить­ся с собственными проблемами, привели к созданию нового способа оказания помощи людям. Каждый человек может стать несчастным, но и счастливым без посторонней помощи, т.е. стать сам себе психотерапевтом.

Данная идея прослеживается в путях самоактуализации А. Маслоу, в учении К. Роджерса и Ф. Перлза, сделавшего ее оп­ределяющей в построении методов взаимодействия с челове­ком. По мнению ведущих ученых гуманистического направле­ния, чтобы оказать себе и другим помощь, необходимо, во-первых, осознание и принятие ответственности за свои чувст­ва, мысли, поступки, во-вторых, доверие к себе, вера в свои возможности, в-третьих, ощущение своей уникальности и само­ценности, в-четвертых, знание своих индивидуальных осо­бенностей и, в-пятых, принятие себя таким, какой есть. Как ви­дим, в основе такой работы лежит не изменение другого чело­века (каждый имеет право быть самим собой), не подстраива­ние окружающего мира под собственные представления (не­вротические реакции) и даже не искоренение собственных недостатков (себя нужно принять), а изменение представле­ний о себе и других. Установив гармонию и баланс в своем со­знании, человек начинает находить это и в жизни, принимать действительность такой, какая она есть, что не означает отказа от активности и перехода к пассивности, к бездействию.

В процессе работы над собой человек использует различ­ные средства и приемы (самовербализацию, образные пред­ставления и т.п. вплоть до медитативной практики). Успешность гуманистически ориентированной помощи зависит от создания доверительных отношений между людьми. В процес­се работы над собой они также необходимы, но в этом случае человек создает их сам. Поэтому желательно не критиковать Себя, не оценивать, не выражать неодобрения достигнутыми результатами, не заниматься нравоучениями. Нужно как мож­но чаще одобрять себя, искать не негативное, а позитивное во всем, что происходит внутри и вне человека. Позитивные из­менения Я-концепции приводят к конгруэнтности, самоактуа­лизации, творчеству, а также способствуют развитию эмпатии, ,, взаимопонимания с другими людьми. В результате человек не Только чувствует себя спокойней, уверенней, счастливее, но и улучшаются его взаимоотношения с окружающими.

литература

1. Алешина ЮЕ., ГозманЛЯ,, Дубовская ЕМ. Сциально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной пси­хологии. М., 1987.

2.Берне Р. Рзвитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 64—66.

3.Братченко СЛ. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997. С. 68.

4. МолъцМ. Я — это Я, или как стать счастливее. СПб., 1992. С. 192.

5. Рвйнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М, 1992. С. 240.

6. РкшшцнаЛЯ. Игры и манипуляции в межличностном общении. Ростов н/Д, 1997. С. 26-45.


Наши рекомендации