V. Гуманистическая психология о личности
Что такое гуманистическая психология? Из каких принципов исходит гуманистическая психология, рассматривая личность человека? Как трактуются понятия «личность», «общение», «развитие» в гуманистической психологии? Каковы теоретические представления о личности, выдвинутые основоположниками гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерсом? Какие пути выбора методов изучения личности существуют в гуманистической психологии? Какие эмпирические методы используются в гуманистической психологии при изучении личности и оказании ей помощи?
26. Что такое гуманистическая психология?
Гуманистическая психология — это крупное психологическое направление. Первые работы, выполненные в его русле, появились в начале XX в. Официально гуманистическая психология оформилась в 60-х гг. в США, которые в это время переживали многочисленные общественные, экономические Кризисы, вызвавшие отчужденность людей, их крайнюю духовно-социальную неоднородность, неуверенность в своих Социальных ценностях. В тот период в американской психологии уживались различные европейские концепции и направления, но наиболее развитыми и представительными были бихевиоризм (поведенческая психология) с его механистическим взглядом на человека и классический психоанализ с его идеей «рабского детерминизма». Ни одно из этих направлений не признавало в полной мере необходимость изучения таких элементов сознания, как ценности, смыслы и т.д. Отказ от исследования субъективных переживаний, особенностей осмысления человеком своего бытия и перенос внимания на разработку техник и технологий привели к тому, что психология стала способствовать развитию различных форм манипуляций собой и другими людьми. По мнению некоторых ученых, на фоне дегуманизированной психологии (классический бихевиоризм и психоанализ) многие писатели, поэты, драматурги оказывались более вдумчивыми и глубокими психологами, чьи идеи и представления превосходили научные взгляды на личность человека,
В это время по инициативе А. Маслоу и К. Мустакоса были проведены научные встречи психологов, проповедующих иной взгляд на человека, «новый» его образ. Это 'был своего рода ответ на «очернение человеческого духа», который так часто допускали, изучая личность, бихевиористы, психоаналитики и представители других социальных наук. Гуманистическая психология стала возрождать те традиции, которые всегда существовали в истории человечества и были представлены идеями древнегреческих философов, мыслителей Возрождения и ученых других эпох, пытавшихся изучать уникальные качества человеческой жизни, сущностные человеческие феномены: любовь, самосознание, самоопределение, жажда власти, жестокость. Основоположники гуманистической психологии тем самым напомнили всему психологичен кому сообществу, что «человек — не вещь среди вещей, а мера всех вещей».
Огромную роль в становлении гуманистической психологии сыграли положения «философии жизни» В. Дильтея и идеи экзистенциализма, получившего в середине XX в. широкое распространение не только в Европе, но и в США. Экзистенциализм с его акцентом на проблемах определения смысла человеческого существования стал одной из составных частей гуманистической психологии, и иногда в литературе можно найти обозначение этого направления психологии как экзистенционально-гуманистического. Это не случайно, так как все ученые этой ориентации, хотя и в разной степени, опираются на идеи и понятия экзистенциализма (прежде всего «свобода», «выбор», «ответственность»). Однако не следует переоценивать значимость экзистенциализма в истории становления гуманистической психологии — ее теоретические истоки лежат в самой психологической науке, в идеях В. Вундта, У. Джеймса, В. Штерна, гештальтпсихологов, некоторых неофрейдистов (прежде всего Э. Фромма и А. Адлера), т.е. тех психологов, которые подчеркивали приоритет субъективного опыта и индивидуальных ценностей, целостности личности и ее духовности. Можно сказать, что возникновение гуманистической психологии связано с поиском более жизнеутверждающих методов анализа и изучения личности как целостного, переживающего существа.
Таким образом, существуют три главные причины возникновения гуманистической психологии: 1) общественная ситуация, востребовавшая идеи гуманистической психологии; 2) широкое распространение экзистенциализма; 3) логика развития социальных наук, в том числе психологии, требующая ее «очеловечивания»,
В основе каждого психологического направления лежит определенный взгляд на личность: природу человека, его развитие и взаимоотношения с другими людьми. Несмотря на различия и противопоставления друг другу классического психоанализа и бихевиоризма, эти направления имеют много общего в рассмотрении личности — человек выступает существом бездуховным, так как ни то, ни другое направление не интересуют в полной мере ценности, смыслы человеческого бытия. Кроме того, в рамках данных направлений постулируется зависимость человека от прошлого («рабский детерминизм»). Так, психоаналитики гиперболизуют зависимость существования человека и формирования его личности от опыта раннего детства, взаимоотношений с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности. Представителей этих управлений объединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от своего прошлого. Бихевиористы приписывали человеку роль пассивной жертвы «плохого научения», а психоаналитики представляли личность жертвой антагонистического конфликта социальных нормативов и биологических инстинктов. Поэтому и в том, и в другом направлении личность невротична, деструктивна (неадаптивна), зависима, несовершенна, «больна», поэтому ее надо «лечить» по заданной схеме (психоаналитической или поведенческой). И в том, и в другом случае психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становится объектом, «вещью», «жертвой» обстоятельств, судьбы, других людей, которые, зная лучше самого человека, что ему нужно, ведут его к счастью, лечат и развивают. В этом состоит директивность и манипулятивность этих двух направлений. Гуманистическая психология выступила против такой интерпретации личности и объяснения ее поведения, противопоставив себя бихевиоризму и психоанализу. Но гуманистическая психология не отрицала всей предыдущей психологии как таковой. Интеллектуальные лидеры гуманистической психологии видели ее задачу в том, чтобы служить миру, обогащаясь лучшим, что создал человек, в том числе идеям и психоаналитического, и бихевиористического направлений в психологии. Что касается отечественной психологии, то в советский период она была практически неизвестна нашим ученым, ее принципы и основные постулаты подвергались острой критике. Изменение общественной ситуации в нашей стране, визиты зарубежных психологов-гуманистов, доступность зарубежной научной литературы привели к резкому усилению интереса к гуманистической психологии. Он связан прежде всего с практической деятельностью гуманистических психологов (психотерапией, консультированием). Для отечественной психологии характерны многие гуманистические идеи, но гуманистическая психология как таковая находится только на пути оформления в самостоятельное психологическое направление. (Поэтому в дальнейшем речь будет идти о взглядах зарубежных ученых на личность и о самой гуманистической психологии как зарубежном явлении, только набирающем силу в нашей стране.)
ЛИТЕРАТУРА
1.Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 161 —167.
2.Келле А. Гуманистическая психология — третий путь психологии? // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983. С. 136-144.
3..Крипнер С., Карвало Р. де. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 113—115.
27. Из каких принципов исходит гуманистическая психология, рассматривая личность человека?
Обобщив опыт всего того, что было ценного в психологии, и учтя недостатки психоанализа и бихевиоризма в изучении личности, гуманистическая психология предложила свой (догляд на природу человека, его развитие и взаимоотношения С другими людьми. В основе этого взгляда лежат следующие принципы:
1.Принцип целостности. Личность является целостным образованием, не сводимым к своим составляющим. То, что происходит в любой части целого, затрагивает всю личность. Целосность Я создает уникальный характер переживаний каждого человека. Именно поэтому предметом .изучения должны сдать ценностные ориентации, смыслы, самоотношение, самовосприятие личности.
2.Принцип позитивности. Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем акцент переносится на изучение здоровых, творческих индивидов, имеющих проблемы, но и обладающих огромными внутренними ресурсами их решения. Деятельность человека не является жестко детерминированной природными законами. Он возвышается над природой и создает свой особый духовный мир. Именно по линии детерминации развития личности наблюдаются самые существенные отличия гуманистической психологии от всех других направлений в изучении личности. Жесткому внешнему детерминизму гуманистическая психология противопоставила самодерминированность и самодостаточность в самом человеке, по мнению представителей гуманистической психологии, есть всё необходимое, чтобы жить в этом мире).
3.Принцип развития призван объяснить наличие этих внутренних потенций. Как любое живое существо, человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию и реализации. К, Роджерс проводит следующую аналогию. Зерно, брошенное в землю, растет, развивается и в итоге дает плоды (реализуется). Точно так же и каждому человеку природа дает внутренние Силы для роста, развития и самореализации, т.е. для выбора своего единственного, неповторимого пути, который приведет к приумножению добра в этом мире. Поэтому К. Роджерс, а также А. Маслоу, разделяющий эту позицию, считаются основоположниками движения «за актуализацию человеческого потенциала». В то же время представители экзистенциального крыла в гуманистической психологии (Р. Мэй, В. Франкл и др.) не считают, что человек от природы является добрым и совершенным. Потенции, данные природой, могут быть использованы и во благо, и во вред как себе, так и другим людям. Однако вера в человека характерна и для этих ученых, полагающих, что человек может и должен сделать выбор в пользу позитивного развития. С их точки зрения, в этом и есть смысл человеческого существования. Развитие не имеет предела независимо от того, идет ли речь о личности, о межличностных отношениях, об обществе в целом либо о поиске смысла своего существования. Человек обладает огромным творческим потенциалом, но для того, чтобы он был реализован, человек должен быть активен.
4. Принцип активности также созвучен оптимистическому взгляду гуманистической психологии на человека. Человек — не жертва обстоятельств, ранее приобретенных навыков, переживаний раннего детства. Он от природы самодерминирован, сам творит свою судьбу, свободен в выборе своей жизни и несет за этот выбор ответственность. Это отнюдь не означает, что другие люди не влияют на жизнь человека, но это влияние не должно быть определяющим. Активность возможна только в настоящем, и в этом настоящем человек должен научиться жить. От активности в настоящем зависит и будущее. Гуманистическая психология отказалась также от насилия и давления на личность. Все, что идет извне и не совпадает с внутренними потребностями личности, блокируется, рано или поздно дает о себе знать в нервных срывах, болезнях, разрыве с близкими. В межличностном общении насилие, контроль, давление провоцируют конфликты. Насилие также недопустимо и на уровне общественных отношений. А. Маслоу, веря в позитивность человеческой природы, предлагал решать политические, межнациональные конфликты не путем путча, революций и т.д., а мирным путем. Любое общество может излечиться от всех своих бед, если его члены будут проявлять гуманистические потребности.
Таким образом, гуманистическая психология на три главных вопроса психологии личности (какова природа личности, источники ее развития и особенности взаимоотношений с другими людьми) ответила следующим образом: личность является целостной, активной, позитивной, самодетерминированной. Ее взаимоотношения с другими людьми и обществом также предстают как позитивные, не имеющие пределов развития. Центральной характеристикой личности можно считать ответственность — способность человека самому управлять собственной жизнью и развитием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зейгарник БВ.. Теории личности в зарубежной психологии. М, 1982. С. 37— 57.
2.Роджерс КР. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М„ 1994. С. 5—8.
3. Рюмшина ЛИ Гуманистическая психология в россии: прошлое и настоящее // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1997- С. 570—573.