V. Гуманистическая психология о личности

Что такое гуманистическая психология? Из каких принципов исходит гуманистическая психология, рассматривая личность человека? Как трактуются по­нятия «личность», «общение», «развитие» в гуманистической психологии? Каковы теоретические представления о личности, выдвинутые основоположни­ками гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерсом? Какие пути вы­бора методов изучения личности существуют в гуманистической психологии? Какие эмпирические методы используются в гуманистической психологии при изучении личности и оказании ей помощи?

26. Что такое гуманистическая психология?

Гуманистическая психология — это крупное психологичес­кое направление. Первые работы, выполненные в его русле, появились в начале XX в. Официально гуманистическая психология оформилась в 60-х гг. в США, которые в это время пе­реживали многочисленные общественные, экономические Кризисы, вызвавшие отчужденность людей, их крайнюю ду­ховно-социальную неоднородность, неуверенность в своих Социальных ценностях. В тот период в американской психо­логии уживались различные европейские концепции и на­правления, но наиболее развитыми и представительными бы­ли бихевиоризм (поведенческая психология) с его механисти­ческим взглядом на человека и классический психоанализ с его идеей «рабского детерминизма». Ни одно из этих направ­лений не признавало в полной мере необходимость изучения таких элементов сознания, как ценности, смыслы и т.д. Отказ от исследования субъективных переживаний, особенностей осмысления человеком своего бытия и перенос внимания на разработку техник и технологий привели к тому, что психо­логия стала способствовать развитию различных форм мани­пуляций собой и другими людьми. По мнению некоторых уче­ных, на фоне дегуманизированной психологии (классичес­кий бихевиоризм и психоанализ) многие писатели, поэты, драматурги оказывались более вдумчивыми и глубокими пси­хологами, чьи идеи и представления превосходили научные взгляды на личность человека,

В это время по инициативе А. Маслоу и К. Мустакоса были проведены научные встречи психологов, проповедующих иной взгляд на человека, «новый» его образ. Это 'был своего рода ответ на «очернение человеческого духа», который так часто допускали, изучая личность, бихевиористы, психоана­литики и представители других социальных наук. Гуманисти­ческая психология стала возрождать те традиции, которые всегда существовали в истории человечества и были представ­лены идеями древнегреческих философов, мыслителей Воз­рождения и ученых других эпох, пытавшихся изучать уни­кальные качества человеческой жизни, сущностные человече­ские феномены: любовь, самосознание, самоопределение, жажда власти, жестокость. Основоположники гуманистичес­кой психологии тем самым напомнили всему психологичен кому сообществу, что «человек — не вещь среди вещей, а мера всех вещей».

Огромную роль в становлении гуманистической психоло­гии сыграли положения «философии жизни» В. Дильтея и идеи экзистенциализма, получившего в середине XX в. широкое распространение не только в Европе, но и в США. Экзистенци­ализм с его акцентом на проблемах определения смысла чело­веческого существования стал одной из составных частей гу­манистической психологии, и иногда в литературе можно найти обозначение этого направления психологии как экзистенционально-гуманистического. Это не случайно, так как все ученые этой ориентации, хотя и в разной степени, опираются на идеи и понятия экзистенциализма (прежде всего «свобода», «выбор», «ответственность»). Однако не следует переоцени­вать значимость экзистенциализма в истории становления гу­манистической психологии — ее теоретические истоки лежат в самой психологической науке, в идеях В. Вундта, У. Джеймса, В. Штерна, гештальтпсихологов, некоторых неофрейдистов (прежде всего Э. Фромма и А. Адлера), т.е. тех психологов, кото­рые подчеркивали приоритет субъективного опыта и индиви­дуальных ценностей, целостности личности и ее духовности. Можно сказать, что возникновение гуманистической психоло­гии связано с поиском более жизнеутверждающих методов анализа и изучения личности как целостного, переживающего существа.

Таким образом, существуют три главные причины возник­новения гуманистической психологии: 1) общественная си­туация, востребовавшая идеи гуманистической психологии; 2) широкое распространение экзистенциализма; 3) логика развития социальных наук, в том числе психологии, требую­щая ее «очеловечивания»,

В основе каждого психологического направления лежит определенный взгляд на личность: природу человека, его развитие и взаимоотношения с другими людьми. Несмотря на различия и противопоставления друг другу классического психоанализа и бихевиоризма, эти направления имеют много общего в рассмотрении личности — человек выступает суще­ством бездуховным, так как ни то, ни другое направление не интересуют в полной мере ценности, смыслы человеческого бытия. Кроме того, в рамках данных направлений постулируется зависимость человека от прошлого («рабский детерми­низм»). Так, психоаналитики гиперболизуют зависимость су­ществования человека и формирования его личности от опыта раннего детства, взаимоотношений с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности. Представителей этих управлений объединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от своего прошлого. Бихевиористы приписывали человеку роль пассивной жертвы «плохого научения», а психоаналитики представляли личность жертвой антагонистического кон­фликта социальных нормативов и биологических инстинктов. Поэтому и в том, и в другом направлении личность невротична, деструктивна (неадаптивна), зависима, несовершенна, «больна», поэтому ее надо «лечить» по заданной схеме (психо­аналитической или поведенческой). И в том, и в другом случае психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становится объектом, «вещью», «жертвой» обстоятельств, судьбы, других людей, которые, зная лучше самого человека, что ему нужно, ведут его к счастью, лечат и развивают. В этом со­стоит директивность и манипулятивность этих двух направле­ний. Гуманистическая психология выступила против такой ин­терпретации личности и объяснения ее поведения, противопо­ставив себя бихевиоризму и психоанализу. Но гуманистичес­кая психология не отрицала всей предыдущей психологии как таковой. Интеллектуальные лидеры гуманистической психоло­гии видели ее задачу в том, чтобы служить миру, обогащаясь лучшим, что создал человек, в том числе идеям и психоанали­тического, и бихевиористического направлений в психологии. Что касается отечественной психологии, то в советский пе­риод она была практически неизвестна нашим ученым, ее принципы и основные постулаты подвергались острой крити­ке. Изменение общественной ситуации в нашей стране, визи­ты зарубежных психологов-гуманистов, доступность зарубеж­ной научной литературы привели к резкому усилению интере­са к гуманистической психологии. Он связан прежде всего с практической деятельностью гуманистических психологов (психотерапией, консультированием). Для отечественной психологии характерны многие гуманистические идеи, но гуманистическая психология как таковая находится только на пути оформления в самостоятельное психологическое на­правление. (Поэтому в дальнейшем речь будет идти о взглядах зарубежных ученых на личность и о самой гуманистической психологии как зарубежном явлении, только набирающем си­лу в нашей стране.)

ЛИТЕРАТУРА

1.Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы пси­хологии. 1988. № 4. С. 161 —167.

2.Келле А. Гуманистическая психология — третий путь психологии? // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983. С. 136-144.

3..Крипнер С., Карвало Р. де. Проблема метода в гуманистической психоло­гии // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 113—115.

27. Из каких принципов исходит гуманистическая психология, рассматривая личность человека?

Обобщив опыт всего того, что было ценного в психологии, и учтя недостатки психоанализа и бихевиоризма в изучении личности, гуманистическая психология предложила свой (догляд на природу человека, его развитие и взаимоотношения С другими людьми. В основе этого взгляда лежат следующие принципы:

1.Принцип целостности. Личность является целостным образованием, не сводимым к своим составляющим. То, что происходит в любой части целого, затрагивает всю личность. Целосность Я создает уникальный характер переживаний каждого человека. Именно поэтому предметом .изучения должны сдать ценностные ориентации, смыслы, самоотношение, са­мовосприятие личности.

2.Принцип позитивности. Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем акцент переносится на изучение здо­ровых, творческих индивидов, имеющих проблемы, но и обла­дающих огромными внутренними ресурсами их решения. Де­ятельность человека не является жестко детерминированной природными законами. Он возвышается над природой и создает свой особый духовный мир. Именно по линии детерми­нации развития личности наблюдаются самые существенные отличия гуманистической психологии от всех других направлений в изучении личности. Жесткому внешнему детерминиз­му гуманистическая психология противопоставила самодерминированность и самодостаточность в самом человеке, по мнению представителей гуманистической психологии, есть всё необходимое, чтобы жить в этом мире).

3.Принцип развития призван объяснить наличие этих внутренних потенций. Как любое живое существо, человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию и реализации. К, Роджерс проводит следующую аналогию. Зерно, брошенное в землю, растет, развивается и в итоге дает плоды (реализуется). Точно так же и каждому человеку природа дает внутренние Силы для роста, развития и самореализации, т.е. для выбора своего единственного, неповторимого пути, который приве­дет к приумножению добра в этом мире. Поэтому К. Роджерс, а также А. Маслоу, разделяющий эту позицию, считаются основоположниками движения «за актуализацию человеческого по­тенциала». В то же время представители экзистенциального крыла в гуманистической психологии (Р. Мэй, В. Франкл и др.) не считают, что человек от природы является добрым и совер­шенным. Потенции, данные природой, могут быть использова­ны и во благо, и во вред как себе, так и другим людям. Однако ве­ра в человека характерна и для этих ученых, полагающих, что человек может и должен сделать выбор в пользу позитивного развития. С их точки зрения, в этом и есть смысл человеческого существования. Развитие не имеет предела независимо от того, идет ли речь о личности, о межличностных отношениях, об об­ществе в целом либо о поиске смысла своего существования. Человек обладает огромным творческим потенциалом, но для того, чтобы он был реализован, человек должен быть активен.

4. Принцип активности также созвучен оптимистическо­му взгляду гуманистической психологии на человека. Чело­век — не жертва обстоятельств, ранее приобретенных навы­ков, переживаний раннего детства. Он от природы самодерминирован, сам творит свою судьбу, свободен в выборе своей жизни и несет за этот выбор ответственность. Это отнюдь не означает, что другие люди не влияют на жизнь человека, но это влияние не должно быть определяющим. Активность возмож­на только в настоящем, и в этом настоящем человек должен на­учиться жить. От активности в настоящем зависит и будущее. Гуманистическая психология отказалась также от насилия и давления на личность. Все, что идет извне и не совпадает с вну­тренними потребностями личности, блокируется, рано или поздно дает о себе знать в нервных срывах, болезнях, разрыве с близкими. В межличностном общении насилие, контроль, давление провоцируют конфликты. Насилие также недопусти­мо и на уровне общественных отношений. А. Маслоу, веря в по­зитивность человеческой природы, предлагал решать полити­ческие, межнациональные конфликты не путем путча, револю­ций и т.д., а мирным путем. Любое общество может излечиться от всех своих бед, если его члены будут проявлять гуманисти­ческие потребности.

Таким образом, гуманистическая психология на три глав­ных вопроса психологии личности (какова природа личности, источники ее развития и особенности взаимоотношений с другими людьми) ответила следующим образом: личность является целостной, активной, позитивной, самодетерминированной. Ее взаимоотношения с другими людьми и обществом также предстают как позитивные, не имеющие пределов раз­вития. Центральной характеристикой личности можно счи­тать ответственность — способность человека самому управлять собственной жизнью и развитием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зейгарник БВ.. Теории личности в зарубежной психологии. М, 1982. С. 37— 57.

2.Роджерс КР. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М„ 1994. С. 5—8.

3. Рюмшина ЛИ Гуманистическая психология в россии: прошлое и настоя­щее // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1997- С. 570—573.

Наши рекомендации