Как влияют особенности этноса на процессы социализации личности?

Этнос традиционно относят к мезофакторам социализации.

Известно, что современное человечество очень многообразно по своему составу. Оно имеет две-три тысячи этнических общностей. Существующие сегодня на земле государства (их около 200) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в том числе и России. За рубежом исследования проблемы социализации детей в разных этнических условиях уводятся уже давно. В России вплоть до 30-х гг. она также занимала достойное место среди социологических и психологических проблем. В наши дни данная проблема вновь становится одной из самых актуальных.

Под этносом понимается «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями .туры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований». 1Этническая или национальная принадлежность че­ка определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. Каждый этнос мест специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер, или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п. Нужно иметь в виду, что этнические особенности характе­ризуют не отдельного человека, а многочисленные группы — нации. Они формируются в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономичес­ких, социальных, религиозных и других обстоятельств. Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне Обыденного сознания. Например, американцы называют друг друга по имени, но это еще не означает, что они находятся в дружеских отношениях, как это принято у европейцев; пункту­альность как черта личности имеет высокую оценку у немцев, но мало значима для испанцев и еще меньше для жителей стран Латинской Америки.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. Так, при сравнительном изучении воспитания в мно­гочисленных, не похожих друг на друга культурах, обнаружи­лось следующее: во всех стремились воспитывать одни и те же черты, у детей одного и того же пола. У мальчиков основное внимание уделялось развитию самостоятельности и стремле­ния к успеху, у девочек — чувства долга, заботливости и покор­ности; но в некоторых обществах шаблоны воспитания иные, мужчины и женщины ведут себя иначе. Доказано, что все наро­ды стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, сме­лыми, честными, Различия заключаются в том, каким образом осуществляются социализация и воспитание детей, Этничес­кие особенности, связанные со способами социализации, под­разделяются на витальные (биофизические), т.е. способы фи­зического развития детей (вскармливание ребенка, характер питания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.) и ментальные (духовные). На социализацию подрастающего поколения, считает А.В. Мудрик, большое влияние оказывает и духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и который формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа. Имен­но витальные и в особенности ментальные проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специальными исследованиями установлено, что вхождение в новую этническую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, поте­ри статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью, психосоматическими расстройствами.

Наряду с негативными имеют место и позитивные следст­вия перехода в новую этническую группу, например, когда в новой этнической группе складываются благополучные усло­вия для саморазвития и личностного роста. На смену диском­форту может прийти адаптация, принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста. Время адаптации и степень выраженности «культурного шока» зависят от многих показателей, в том числе от индивидуальных различий (личностных и демогра­фических); от готовности к переменам и знания языка, куль­туры, условий жизни; индивидуального опыта пребывания в инокультурной среде; степени сходства и различия между культурами и др.

Непосредственный контакт между двумя или более этническими или культурными группами называется аккультураци­ей, т.е. изменением социальных установок (аттитюдов), ценностных ориентации, ролевого поведения тех людей, чья группа подвергается коллективной аккультурации. Успешное приспособление «чужака», его благополучие и душевное здо­ровье зависят от умения снять «шок перехода» в новую культурную среду.

Выделяют различные виды последствий межкультурных контактов (С. Бокнер, 1982); 1) геноцид — уничтожение про­тивостоящей группы; 2) ассимиляция — постепенное добро­вольное или принудительное принятие обычаев, верований доминирующей группы вплоть до полного растворения в ней; У) сегрегация — курс на раздельное развитие групп; 4) интег­рация — сохранение группами своей культурной идентичнос­ти при объединении в единое целое сообщество на новом зна­чимом основании. Такая классификация межкультурных кон­тактов объясняет и их результаты. Человек либо «отбрасывает» собственную культуру в пользу чужой («перебежчик»), либо чу­жую в пользу собственной («шовинист»). «Маргинал» колеб­лется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворя­ется требованиями ни одной из культур. Последний тип — «по­средник» — синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.

Многие авторы, занимающиеся проблемами аккультура­ции, пришли к выводу, что действительно у индивидов и групп обычно имеет место один из следующих выборов: ассимиля­ция, сепаратизм, маргинализация, интеграция. Одним из про­дуктивных выборов является интеграция, которую называют «конструктивной маргинальностью», «межкультурной компетентностью», а индивида, сделавшего такой выбор, — «челове­ком мультикультуры».

Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культурой и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни в
новом обществе, вместе с тем может удовлетворить потребности своей этнической или культурной группы, овладеть богат­ствами еще одной культуры без ущерба для ценности собст­венной.

Чтобы обучить взаимодействию представителей различных этнических групп, необходимы специальные программы — «культурные ассимиляторы». Первые «культурные ассимилято­ры* были разработаны американскими психологами в начале 60-х гг. и предназначались для американцев, взаимодействую­щих с арабами, греками и др. Авторы программ ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами. «Культур­ный ассимилятор» является техникой когнитивного ориенти­рования и состоит из описания ситуаций (от 37 до 100), в кото­рых взаимодействуют персонажи из двух культур, и из интер­претации наблюдаемого поведения. При этом информация подбирается так, чтобы представить наиболее значимые разли­чия между культурами. При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и др.

В сфере общественной психологии выделяется особый класс явлений, отличающих одну общность от другой и называ­емых менталитетом. Менталитет1 — это совокупность устано­вок и предрасположений индивида иди социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир опреде­ленным образом[3]. Менталитет воспринимается человеком с раннего детства. Его влияние первоначально происходит в про­цессе усвоения родного языка. Язык народа отражает его исто­рию, жизнедеятельность, восприятие мира, мировоззрение, культуру, влияет на склад мышления, на систему ценностей.

Специфическая «теория личности» присуща каждому этно­су. Она всегда имеется в национальном сознании как представ­ление о природе и возможностях человека, о способах ее раз­вития и др. Такие представления и образуют имплицитную концепцию личности как центральную ценностную ориента­цию в социальном поведении взрослых по отношению к детям и молодежи. Естественным следствием этого является наличие в менталитете каждой нации также имплицитной концепции воспитания. Именно она во многом определяет, чего взрослые добиваются от детей и каким образом они это делают.

ЛИТЕРАТУРА

1. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. С 9—14.

2. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969- С. 424.

3. ШхуратовВА Историческая психология. М., 1997.

4. СаракуевЭА^КрыськоВГ, Введение в этнопсихологию. М„ 1996. С. 69—84.

13. Какая связь между социализацией личности и природной средой?

К существенным фактором социализации относят тип поселе­ния, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрослые люди. Наиболее типичными поселениями России яв­ляются города и деревни (села), поселки, У горожан и селян складывается специфический образ жизни, определяемый разными условиями, которые создаются этими системами рас­селения людей. Различия в социально-экономических, соци­ально-психологических, культурных, природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления социально-типических и индивидуально-неповто­римых черт в поведении, общении, деятельности их жителей. Стечение объективных и субъективных факторов, воздей­ствующих на растущую личность в городской и сельской мест­ностях, приводит к появлению городской и сельской ментальностей, в которых оказываются по-разному выраженными и проявленными ценностные ориентации, способы жизнедея­тельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е. основные переменные, входящие как в содержание понятия «ментальность», так и в содержание понятия «образ жизни»(фиксирующего широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия: материальных, духовных, социальных, культурных, простран­ственных, временных и т.д.).

По-разному функционируют в городской и сельской мест­ностях различные образовательные институты (детский сад, школы, лицеи и т.д.), создавая неодинаковые условия для соци­ализации школьников, для воспроизведения существующих общественных структур. До настоящего времени нет фунда­ментальных работ о жизненном укладе, о стандартах и нормах жизни, общения, взаимодействия, социально-психологичес­ких особенностях российских городов и сел, отражающих их специфические условия.

Сельский тип поселения продолжает оставаться эффектив­ным фактором социализации подрастающего поколения, по­скольку и в настоящее время здесь достаточно силен социаль­ный контроль за поведением человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины с размеренным, неторопливым, природосообразным ритмом жизни, довольно стабильным составом жителей, слабой соци­ально-профессиональной и культурной дифференциацией, тесными родственными и соседскими связями. Все хорошо знают друг друга, поэтому каждый эпизод жизни любого селя­нина может стать объектом оценки со стороны окружающих. Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие боль­ших социальных и культурных различий между жителями со­здает условия для близкого общения взрослых и детей, и чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту. Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского об­раза жизни. Однако в последние десятилетия растет влияние города на деревню, приводя к переориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом играют средства массовой ин­формации, пропагандирующие городской образ жизни, кото­рый становится эталоном, мечтой для сельских детей и моло­дых людей,

По-другому складываются социализации городского под­растающего поколения. Современный город — средоточие ма­териальной и духовной культуры общества. Городское населе­ние состоит из многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни. Носителями информации являются архитектура, транспорт, реклама, отдельные люди, учрежде­ния, организации и т.д.

В целом город предоставляет личности возможность ши­рокого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий горожанин имеет многообраз­ные возможности для самореализации как существенной, так и внешней, которые во многом определяются спецификой со­циально-психологической ситуации в наших городах, связан­ной с особенностями состава их населения.

Иные условия социализации складываются в поселках — специфических микрорайонах в старых промышленных горо­дах или крупных новостройках. Здесь нормы жизни и общения имеют свои особенности. Открытость жизни каждого челове­ка, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне, но одно­временно отмечается жесткая обособленность каждого, так как никто не считает нужным ориентироваться на мнение окружа­ющих, особенно когда речь идет о собственном благополучии. Дети вместе со взрослыми, «на равных», участвуют во всех повседневных и торжественных событиях. В то же время они объ­единяются в группы, противостоящие взрослым своего посел­ка, и сверстникам, не проживающим в данной местности. В по­селках одобряется усредненность поведения и образа жизни. Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям. Таким образом, результатом социализации детей и молодых людей в поселках является усвоение традици­онного сельского опыта и норм городского образа жизни. Многие исследователи считают, что такой своеобразный соци­альный опыт не свидетельствует о переходе от сельского к го­родскому образу жизни. Это особый образ жизни, отсюда и специфичность в его условиях социализации.

Мир, в котором живет человек, — это не только социальная среда, не только отдельные люди, группы или общество в це­лом, но и природно-географическая среда, которая не уступа­ет социальной по возможности развивать личность, гуманизировать ее через создание гармоничных отношений между ней и человеком. В течение длительного времени влияние природно-географической среды не выявлялось. Однако экологичес­кие изменения биосферы, загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия в биосфере, вызван­ные антропогенной деятельностью, стали угрожать самому су­ществованию человека, что заставило человечество отнестись к этой проблеме с достаточной серьезностью.

Одним из ограничивающих факторов природно-географической среды является температура, Верхний предел для про­живания составляет 55°С, а нижний — 6О°С. Зоной климатичес­кого комфорта считается местность с температурой 20—25°С. В разных климатических зонах имеют место и разные стерео­типы поведения, оценочные суждения и особенности созна­ния, Установлено, что смена климатических условий влияет на межличностные отношения, психическое и физическое здо­ровье, быт и духовный мир людей. Групповые психические процессы (внушение, паника и др.) также могут быть результа­том климатических изменений.

У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на нацио­нальное самосознание, демографическую структуру, межлич­ностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки. Специ­фика географической среды формирует структуру этнической общности, региональную специфику, культуру, физический тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, волос, строение черепа, рост и др.). В каждом этническом объединении скла­дываются свои виды деятельности, межэтнические отноше­ния, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды.

Развивается новая область научного знания — географиче­ская психология, которая уже прошла этап накопления и ана­лиза данных о взаимодействии человека с природой и теперь переходит к психологическим проблемам организации и уп­равления системой личность — среда — общество. Задача гео­графической психологии — выявление и изучение связи и от­ношений, существующих между личностью и природной сре­дой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вернадский ВВ. Открытия и судьбы. М, 1993. С. 4<?3.

2.Божович ЛИ. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995 С. 173—180.

3. ДушковБА. География и психология. Подход к проблемам. М., 1987. С. 3—8.

4. Котова ИБ., Шиянов ЕЯ. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997. С. 51-56.

Ч.МудрикАВ- Социализация и смутное время. М., 1991.

6. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. М., 1997. С. 97—102.

7. Оюбодчиков ВИ. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. М., 1997. С. 177—185.


Наши рекомендации