Основные социально-психологические феномены, основывающиеся на схематичном мышлении: «враждебные СМИ», «эффект ореола», «эффект новизны», самореализующиеся пророчества.
В психологии к социально-психологическим феноменам принято относить все те изменения в поведении человека, которые происходят под воздействием других людей – даже при одном их присутствии. Например, велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди (это объясняется тем, что велосипедисты были озабочены мнением окружающих о своих физических кондициях) (Н. Триплет).
Феномен «враждебные СМИ»- восприятие взвешенных сообщений в СМИ как враждебных приверженцами противоположных сторон, поскольку истинными сообщениями представителями сторон считаются собственные, обычно односторонние, полярные.
Феномен «эффект ореола», или гало-эффект- происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
Эффект новизны – феномен межличностного уровня общения: действует в ситуациях восприятия знакомого человека: эффект новизны заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация о нем оказывается наиболее значимой.
Самореализующееся пророчество (эффект Розенталя) — это предсказание, которое влияет на реальность таким образом, что в итоге оказывается верным. Концепцию самоисполняющихся пророчеств предложил в 1948 социолог Р. Мертон. Убеждённость в чём-либо влияет на поведение людей и на ситуацию в целом так, что становится реальностью. Объясняется это тем, что убеждённость, ожидания человека во многом определяют характер его действий и интерпретацию действий окружающих. Важно не то, как ведут себя люди, а то, чего от них ждут. Например, если ребенка постоянно называть «недотёпой», то он им непременно станет.
Эвристики рассуждений как механизм социального восприятия.
Эвристика и представляет собой такое «упрощенное правило принятия решения» имеем недостаточную или неопределенную информацию. Вместо того чтобы всесторонне поразмыслить о воспринимаемом объекте, установить все его связи и отношения, обработать всю доступную информацию, эвристика используется для быстрого решения.
Употребление эвристик в значительной степени «упрощает жизнь» познающему человеку, позволяет ему применить «сокращенную» стратегию, но вместе с тем и ограничивает тот объем информации, который, был бы в принципе возможен. При использовании любой эвристики значительная часть информации просто теряется. Но тем не менее дело происходит именно так в процессе познания повседневной реальности обычным человеком. В многочисленных экспериментах установлены наиболее типичные условия применения эвристик:
1) дефицит времени для обдумывания ситуации;
2) перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки;
3) относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;
4) просто недостаточность информации для осмысленного вывода;
5) непроизвольность быстрого решения.
Основные стороны общения.
В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:
• Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.
• Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.
• Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е. осуществлять полноценное педагогическое общение.