Программа наблюдения учебного занятия

1. Тема, вид учебного занятия.

2. Какие методы социального активного обучения использо­
ваны.

3. Цель применения конкретного метода.

4. Как вписывается метод социального активного обучения в
содержание учебного материала.

5. Способы преподнесения этого метода преподавателем.

6. Реакция студентов на предлагаемый метод.

Программа наблюдения тренингового занятия

1. Тема и цель тренингового занятия.

2. Какова программа наблюдаемого тренинга.

3. Методика подачи упражнений.

4. Насколько учтены ведущим особенности данной тренинго-
вой группы при подборе и реализации упражнений.

5. Какими принципами и нормами руководствуются участники
тренинга.

6. Можно ли выделить в наблюдаемом занятии конкретные фа­
зы развития групповой динамики.

7. Выделите наиболее эффективные задания, которые предла­
гались участникам тренинга.

8. Определите стиль руководства ведущего тренинга.

9. Каков настрой участников на тренинг.

10. Форма оценки деятельности каждого участника тренинга и
всего занятия в целом.

11. Способы анализа и рефлексии занятия. Предложите свой
вариант.

12. Выделите достоинства наблюдаемого занятия.

Программа аспектного анализа «Ведущий тренинга»

1. Определите принципы взаимодействия ведущего, положен­
ные в основу наблюдаемого тренинга.

2. В содержании тренинговых упражнений руководитель:

—учел тип тренинговой группы;

—избежал форм работы, к которым участники не подготов­
лены;

—логически обосновал перед участниками использование того
или иного приема;

—заметил и предупредил признаки физического или психоло­
гического утомления у членов тренинговой группы.

3. Роль ведущего в тренинге.

4. Как сочетаются стиль поведения ведущего и его роль.

5. Вьщелить наиболее эффективные приемы создания рабочей
обстановки, используемые на занятии.

6. Перечислить средства достижения партнерских отношений
! участниками тренинга, которые применял руководитель тре­
нинга.

7. Основная стратегия ведения наблюдаемого занятия.

8. Способы фиксации ведущим успехов группы в совместной
деятельности, отдельных участников.

9. Как ведущий отслеживает групповую динамику.

10. Насколько эмоциональное состояние ведущего тренинга
влияет на эффективность занятия.

11. Вьщелить наиболее позитивные моменты ведения тренин­
гового занятия.

Структурный анализ тренингового занятия

1.Какова структура наблюдаемого тренингового занятия?

2. Можно ли в таком занятии вьщелить этапность работы?

3. Количество времени, отведенное на проведение отдельных
упражнений. С чем это связано?

4. Определите формулировку целей каждого задания, занятия в

целом.

5. Какие приемы организации деятельности участников тренин­
га направлены на решение конкретных целей?

6. Дайте оценку результативности наблюдаемого тренинга.

Беседа с преподавателем по технике использования тренингов

1. Каким образом вы готовитесь к тренинговому занятию?

2. Какова методика подготовки студентов к такому виду за­
нятия?

3. Методические разработки каких современных авторов про­
грамм тренинговых занятий вы используете?

4. Что считаете самым сложным в технологии проведения тре­
нинговых занятий в студенческой аудитории?

5. Выделите достоинства и недостатки тренинговых занятий как
вида учебного занятия.

Беседа с преподавателем

по использованию методов социального активного обучения на учебных занятиях конкретной дисциплины

1.Ваши варианты использования на учебных занятиях методов
социального активного обучения.

2. Как студенты воспринимают эти методы?

3. Вы продумываете внесение конкретного метода или предпо­
читаете импровизацию?

4. Выскажите свое мнение по поводу внедрения на учебных за-
Нятиях методов социального активного обучения.

Вопросы для беседы с администрацией колледжа

1. Кто из преподавателей и на каких предметах использует раз­
нообразные методы и формы социального активного обучения?

2. Какими способами происходит информирование, обучение
преподавателей этим методам и формам?

3. Существует ли в образовательном учреждении комплексная
программа повышения методического мастерства преподавателей
по проблемам использования методов социального активного обу­
чения?

4. Есть ли методические разработки преподавателей колледжа
по обозначенной проблематике и в какой форме они представлены?

5. Как происходит распространение позитивного опыта препо­
давателей по использованию методов и форм социального актив­
ного обучения?

6. Какие условия созданы для успешного применения методов
социального активного обучения: научно-методическая литература
в библиотеке; обобщение опыта работы преподавателей по линии
предметно-цикловых комиссий, методического кабинета; научное
консультирование и экспериментирование преподавателей; нали­
чие специального кабинета для проведения тренингов; техничес­
кое оснащение тренинговых занятий и т. д.?

Экспресс-опрос студентов педагогического колледжа

«Что я знаю о методах социального активного обучения

И мое отношение к ним»

Инструкция: «Уважаемый студент! Вам предлагается ответить на вопросы открытого и закрытого типов. В первом случае желателен достаточно подробный ответ, а во втором — используется система выбора ответа».

1. Какими сведениями вы владеете по вопросам использования ме­
тодов социального активного обучения?

2. Назовите источники получения этих сведений.

3. Как часто преподаватели предлагают вам их в качестве ме­
тода обучения?

3.1. Иногда.

3.2. Достаточно часто.

3.3. Постоянно, но в виде отдельных упражнений.

3.4. Тренинги являются основной формой проведения учебных
занятий по предметам (перечислить предметы).

3.5. Преподаватели не используют их на учебных занятиях.

4. Каким из перечисленных методов отдают предпочтение ваши
педагоги?

4.1. Дискуссионным методам (групповая дискуссия, «мозговой
штурм», разбор проблемных ситуаций).

4.2. Игровым методам (деловые игры, ролевые игры, драмати­
зация).

4.3. Релаксационным методам (аутогенная тренировка, психо-

гимнастика).

4.4. Элементам изотерапии.

4.5. Элементам музыкальной терапии.

5. Перечислите методы, которым отдаете предпочтение вы.

6. Если проводите тренинговое занятие, то опишите свое отно­
шение к нему. Если не проводите, то сделайте прочерк.

7. Выделите, какие вопросы в технологии использования тренин­
га и отдельных методов социального активного обучения вам были бы
интересны.

Домашнее задание

Составить справку-аннотацию «Из опыта работы педагогичес­кого колледжа (преподавателя) по использованию тренинга на учеб­ных занятиях».

Наши рекомендации