Й этап занятия. «что у нас получилось»
Вступление: сегодня у нас есть возможность суммировать весь тот опыт, который был приобретен на тренинговых занятиях по педагогическому общению. Для начала сядем, закроем глаза, задумаемся. (Звучит спокойная музыка, например Альбинони, «Адажио, G-moll; Гуно, «Ave Maria».) Задумаемся и вспомним. Доверьтесь своим чувствам, пусть они подскажут вам ответы на вопросы:
1. Какие задачи вы ставили перед собой на тренинговых заня
тиях?
2. Смогли ли их решить?
3. Насколько все тренинговые занятия вместе взятые и каждое
в отдельности повлияли на ваши представления о коммуникатив
ном поведении преподавателя колледжа?
4. Что или кто мешал вам работать на тренинге?
Заканчивается тренинг этюдом «Расстаюсь, но не прощаюсь...».
Все стоят в большом кругу. Участникам предлагается взять карточку с номером (по количеству участников). Тот, у кого оказался первый номер, уходит за пределы круга первым, прощаясь с остальными. Каждый может обставить свой уход так, как считает нужным. Последним прощается с группой руководитель.
Барьеры и трудности педагогического общения / Сост. А. Д. Га-нюшкин, О. С. Никитина. — Смоленск, 1997. Биркелбин В. Язык интонации, мимики, жестов/Пер, с нем. А. Желнина. - СПб., 1997.
Бачков И. В. Трехмерная модель педагогического труда и типология учителей// Дидакт. - 1998.- № 5
ВесрА. Б. Театральная педагогика в работе учителя, классного руководителя. - М., 2000. рорелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. —
М-. 198°-
дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. - М., 1996.
)Куков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — Киров,
1991.
Игры— обучение, тренинг, досуг/Под ред. В. В. Петрусинско-
го. - М., 1994-1995. - Кн. 5-7.
Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения. — М., 1998.
Кан-Калик В. А. Грамматика общения. — М., 1995. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей/Общ, ред. В. П. Зинченко, В. М. Жукова. - М., 1990. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига,
1995.
Князьков А. А. О суггестивности педагогического голоса//Пед.
образование. - Вып. 2. - 1990. - № 2.
Коэн Д. Язык тела во взаимоотношениях/Под ред. И. Старых; Пер. с англ. Н. Шпет, С. Грабовецкого. — Киев, 1997. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. - Ростов-н / Д, 1995. Лабунская В. А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. - Ростов-н / Д, 1999. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1996. Лещинский В. М., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. — М., 1995. Лобанов А. А. Манипуляции в общении. — Владимир, 1997. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. -СПб., 2001.
Мимика, жесты, позы.../Сост. И. Любин. - СПб., 1997. Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. — Саратов, 1997.
Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейт
Соснин В. А., Лунев П. А. Учимся общению: Взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. — М., 1993. Социальная психология и этика делового общения/Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1995.
Станкин М. И. Психология общения: Курс лекций. — М.; Воронеж, 2000.
Тренинг общения: Групповые дискуссии / А. Ф. Бородина, Н. Н. Дементьева, И. Г. Егорова и др. // Воспитание. - Вып. 2. -1996.
Уайтсайд Р. О чем говорят лица: Пособие как узнать нужного человека/Пер, с англ. Д. Рапопорт. — СПб., 1996. Энциклопедия психологических тестов: Общение, лидерство, межличностные отношения/Под ред. А. Карелина. — М., 1997. Хайруллин Г. Т. Техника и технология взаимодействия. — Алматы, 1999.
Практикум
Тема 1
Методы и формы
социального активного обучения
в деятельности преподавателя
Задачи:
1. Ознакомление студентов с разнообразными методами и фор
мами социального активного обучения в учебно-воспитательном
процессе образовательного учреждения.
2. Определение условий, способствующих внедрению данных
методов и форм в деятельность конкретного преподавателя.
3. Выявление отношения студентов педагогического колледжа
к применению преподавателем методов социального активного обу
чения на учебных занятиях.
Содержание работы:
1. Наблюдение учебных занятий по предметам: «Основы педа
гогического мастерства», «Педагогическая технология», «Тренинг
педагогического общения», «Введение в педагогическую профес
сию» — или другим предметам, преподаватели которых использу
ют на учебных занятиях методы социального активного обучения.
2. Беседы с администрацией колледжа по созданию условий
внедрения в учебно-воспитательный процесс образовательного уч
реждения, в деятельность конкретного преподавателя методов и
форм социального активного обучения.
3. Задание для самостоятельной работы: проведение со студен
тами педагогического колледжа экспресс-опроса «Что я знаю о ме
тодах социального активного обучения и мое отношение к ним» с
Целью определения уровня ориентированности студентов коллед
жа в выдвинутой проблеме и осознанное принятие данных мето
дов в процессе учебного занятия.
4. Домашнее задание: составление справки-аннотации «Из опыта
Работы педагогического колледжа (преподавателя) по использо
ванию тренинга на учебных занятиях».