Психогимнастика «зарядка винни пуха»
Музыкальный материал: песенка Винни Пуха из одноименного мультфильма.
Инструкция: рассказ: «Сегодня утром проснулся Винни Пух и начал сочинять песенку для гимнастики. Он то поднимался на носки и потягивался, то наклонялся, стараясь дотянуться передними лапками до носков. Петь и одновременно двигаться у него не получалось, поэтому он попросил петь Пятачка, а сам с удовольствием занялся зарядкой». Поможем Винни Пуху? А кто поможет Пятачку? Начали движение под музыку.
Информация к теме
Преподаватель организует педагогическое воздействие и взаимодействие, пользуясь вербальными средствами общения. Педагогическая речь обеспечивает рациональность организации учебной
деятельности, полноценность закрепления, усвоения и осознания информации. Речь тесно связана с коммуникативным поведением Л теми задачами, которые ставит перед собой педагог, организуя разнообразные ситуации общения. Звуковой формой устной речи является голос — главное профессиональное орудие педагога.
Свойства голоса обусловлены и анатомическими, психофизиологическими особенностями человека, и родом его профессиональной деятельности. Выделяют несколько параметров, которые составляют специфическую характеристику профессионального голоса преподавателя. Потенциально высокий уровень громкости дает возможность работать с большим составом слушателей и в большей по площади аудитории. Большой динамический и высотный диапазон придает голосу множество оттенков звучания и мелодики, а тембровый — выразительность. Чистота и ясность тембра позволяют голосу быть благозвучным. Для преподавателя важна также способность голоса «перекрыть» посторонние шумы, т. е. помехоустойчивость, и обеспечить хорошую слышимость, комфортное восприятие речи в любых акустических условиях, т. е. адаптивность.
Педагогическое общение немыслимо без воздействия преподавателя на студентов, поэтому выделяется еще одна важная характеристика голоса — его способность к внушению, т. е. суггестивность. Различается три уровня суггестивности голоса. На первом, низком уровне с помощью голоса привлекается к себе внимание путем выделения из множества других голосов. Слушатель обращает внимание непроизвольно, поэтому именно на первом уровне устанавливается первичный контакт, который влияет в последующем на осознанность восприятия учебного материала. Второй уровень отличается от первого более сильной эмоциональной реакцией. Говорящий вызывает сопереживание, настраивает слушателей на восприятие эмоционально-смысловых акцентов. Третий уровень выражается в том, что реакции слушателей приобретают поведенческий характер. Этот уровень еще называют императивно-оценочным. Он важен при предъявлении педагогического требования и оценки.
Основу всех характеристик голоса педагога составляет так называемая интонационная выразительность голоса. Под интонацией понимаются все явления, возникающие во время произнесения Фразы, но не относящиеся к содержанию сказанного. Слагаемыми интонационной выразительности можно считать мелодию речи, паузы, громкость и отчетливость, а также скорость.
Мелодия речи определяется высотой голоса. Мелодические изменения фраз позволяют воспринимать информацию на уровне содержания и отношения.
Паузы по своему содержанию ничего собой не представляют, но тем не менее именно они позволяют воспринимать информацию на логическом, психологическом, содержательном уровнях
Нам часто приходится слышать: «Говорите громче, вас плохо слышно» — или наоборот: «Что вы на меня кричите? Нельзя ли потише?» Громкое произнесение может иметь две причины. Во-первых, воинственно-агрессивные интонации предназначены для непременного достижения цели. Во-вторых, они появляются, когда человеку надо убедить, настоять. Чем больше наша заинтересованность, тем сильнее энергетическая напряженность и тем громче голос.
Внятное, четкое произнесение слов тоже важный показатель интонационной выразительности. Отчетливость произнесения свидетельствует об уверенности педагога, хорошей ориентировке в содержании учебного материала.
Скорость речи определяет способ произнесения слов как «быстрый» или «медленный». Скорость зависит от индивидуальных особенностей говорящего и от автоматизма воспроизводимой информации. Вот почему преподавателю рекомендуется проговорить содержание предстоящей лекции неоднократно.
Перечисленные аспекты речи педагога помогают практической реализации всех сторон общения.
Занятие 8
«Творческая лаборатория преподавателей». Методические рекомендации преподавателю: «Стратегия моего коммуникативного поведения со студентами на учебном занятии»
Цель: закрепление полученных коммуникативных умений и навыков педагогического общения, рефлексия студентами собственной модели коммуникативного поведения.
План занятия:
1. Приветствие «Дружеский дождик».
2. 1-й этап занятия. Организация работы «Творческая лабора
тория преподавателей». Методические рекомендации преподавате
лю: «Стратегия моего коммуникативного поведения со студентами
на учебном занятии».
3. 2-й этап занятия. «Что у нас получилось».
Завершение занятия. Этюд «Расстаюсь, но не прощаюсь...».