Психогимнастика «зарядка винни пуха»

Музыкальный материал: песенка Винни Пуха из одноименного мультфильма.

Инструкция: рассказ: «Сегодня утром проснулся Винни Пух и начал сочинять песенку для гимнастики. Он то поднимался на но­ски и потягивался, то наклонялся, стараясь дотянуться передними лапками до носков. Петь и одновременно двигаться у него не по­лучалось, поэтому он попросил петь Пятачка, а сам с удовольст­вием занялся зарядкой». Поможем Винни Пуху? А кто поможет Пятачку? Начали движение под музыку.

Информация к теме

Преподаватель организует педагогическое воздействие и взаи­модействие, пользуясь вербальными средствами общения. Педаго­гическая речь обеспечивает рациональность организации учебной

деятельности, полноценность закрепления, усвоения и осознания информации. Речь тесно связана с коммуникативным поведением Л теми задачами, которые ставит перед собой педагог, организуя разнообразные ситуации общения. Звуковой формой устной речи является голос — главное профессиональное орудие педа­гога.

Свойства голоса обусловлены и анатомическими, психофизио­логическими особенностями человека, и родом его профессиональ­ной деятельности. Выделяют несколько параметров, которые со­ставляют специфическую характеристику профессионального голоса преподавателя. Потенциально высокий уровень громкости дает возможность работать с большим составом слушателей и в боль­шей по площади аудитории. Большой динамический и высотный диапазон придает голосу множество оттенков звучания и мелоди­ки, а тембровый — выразительность. Чистота и ясность тембра позволяют голосу быть благозвучным. Для преподавателя важна также способность голоса «перекрыть» посторонние шумы, т. е. по­мехоустойчивость, и обеспечить хорошую слышимость, комфорт­ное восприятие речи в любых акустических условиях, т. е. адап­тивность.

Педагогическое общение немыслимо без воздействия препода­вателя на студентов, поэтому выделяется еще одна важная харак­теристика голоса — его способность к внушению, т. е. суггестив­ность. Различается три уровня суггестивности голоса. На первом, низком уровне с помощью голоса привлекается к себе внимание путем выделения из множества других голосов. Слушатель обра­щает внимание непроизвольно, поэтому именно на первом уров­не устанавливается первичный контакт, который влияет в после­дующем на осознанность восприятия учебного материала. Второй уровень отличается от первого более сильной эмоциональной ре­акцией. Говорящий вызывает сопереживание, настраивает слуша­телей на восприятие эмоционально-смысловых акцентов. Третий уровень выражается в том, что реакции слушателей приобретают поведенческий характер. Этот уровень еще называют императив­но-оценочным. Он важен при предъявлении педагогического тре­бования и оценки.

Основу всех характеристик голоса педагога составляет так на­зываемая интонационная выразительность голоса. Под интонаци­ей понимаются все явления, возникающие во время произнесения Фразы, но не относящиеся к содержанию сказанного. Слагаемы­ми интонационной выразительности можно считать мелодию ре­чи, паузы, громкость и отчетливость, а также скорость.

Мелодия речи определяется высотой голоса. Мелодические из­менения фраз позволяют воспринимать информацию на уровне со­держания и отношения.

Паузы по своему содержанию ничего собой не представляют, но тем не менее именно они позволяют воспринимать информа­цию на логическом, психологическом, содержательном уровнях

Нам часто приходится слышать: «Говорите громче, вас плохо слышно» — или наоборот: «Что вы на меня кричите? Нельзя ли потише?» Громкое произнесение может иметь две причины. Во-первых, воинственно-агрессивные интонации предназначены для непременного достижения цели. Во-вторых, они появляются, ког­да человеку надо убедить, настоять. Чем больше наша заинтересо­ванность, тем сильнее энергетическая напряженность и тем гром­че голос.

Внятное, четкое произнесение слов тоже важный показатель интонационной выразительности. Отчетливость произнесения сви­детельствует об уверенности педагога, хорошей ориентировке в со­держании учебного материала.

Скорость речи определяет способ произнесения слов как «бы­стрый» или «медленный». Скорость зависит от индивидуальных особенностей говорящего и от автоматизма воспроизводимой ин­формации. Вот почему преподавателю рекомендуется проговорить содержание предстоящей лекции неоднократно.

Перечисленные аспекты речи педагога помогают практической реализации всех сторон общения.

Занятие 8

«Творческая лаборатория преподавателей». Методические рекомендации преподавателю: «Стратегия моего коммуникативного поведения со студентами на учебном занятии»

Цель: закрепление полученных коммуникативных умений и на­выков педагогического общения, рефлексия студентами собствен­ной модели коммуникативного поведения.

План занятия:

1. Приветствие «Дружеский дождик».

2. 1-й этап занятия. Организация работы «Творческая лабора­
тория преподавателей». Методические рекомендации преподавате­
лю: «Стратегия моего коммуникативного поведения со студентами
на учебном занятии».

3. 2-й этап занятия. «Что у нас получилось».

Завершение занятия. Этюд «Расстаюсь, но не прощаюсь...».

Наши рекомендации