Рефлексия занятия. Экспресс-опрос «Мой стиль общения на учебном занятии»
Инструкция: обведите кружком номера тех ответов, которые более всего соответствуют вашим представлениям. Проанализируйте их. Какой стиль взаимодействия прослеживается? Определите способы корректировки или развития данного стиля.
1. Я люблю быть уверенным в том, что все задания на учеб
ном занятии четко определены и логически выстроены.
2. Меня мало интересует формальная сторона организации учеб
ного занятия и формальное выполнение моих установок студента
ми (детьми), я больше забочусь об отношениях, которые возника
ют на фоне этих заданий.
3. Я считаю, что очень важно создать свободную, непринуж
денную атмосферу и не слишком давить на студентов (детей).
4. Для того чтобы руководить, необходимо держаться несколь
ко в стороне и не допускать панибратства.
5. Я преуспел в создании у студентов (детей) ощущения напря
женности, которое способствует постоянному увеличению лично
стной и групповой ответственности и познавательной активности
студентов (детей).
6. Я настойчиво подталкиваю студентов (детей) к тому, что
бы свои проблемы они решали сами, даже если совершаются
ошибки.
7. Большая часть моего педагогического общения — это неза
планированное, неформальное, дружеское общение.
8. По крайней мере один раз в месяц я хвалю кого-либо из
студентов (детей) за хорошие показатели в учебе.
9. Я не слишком сильно рассчитываю на своих студентов (де
тей), поэтому подвергаю двойной проверке выполнение моих тре
бований.
10.Я бываю строг к любому студенту (ребенку), совершающе
му ошибки.
11. Я люблю устанавливать деловую атмосферу с минимумом
неформального общения.
Анализ занятия. «Мои пожелания на будущее занятие»
Для анализа выбирается эксперт-аналитик, в задачу которого входит оценка поступивших пожеланий и их классификация. Секретарь записывает все предложения, поступающие в ходе обсуждения. В начале обсуждаются положительные и негативные стороны проведенного занятия, затем выдвигаются предложения на следующее. Все участники работают в системе «мозгового штурма». Принимается и фиксируется любое предложение относительно содержания упражнений, использования психогимнастических игр, поведения ведущего и участников
Домашнее задание Подбор отрывков из любимых художественных произведений
Цель: тренировка интонационной выразительности и пауз в тексте.
Задание: отобрать фрагменты из наиболее понравившихся литературных произведений, выразительно их прочитать, расставить
паузы.
Инструкция: отобрать любимое стихотворение, детскую сказку, другое художественное произведение. Потренироваться в их выразительном воспроизведении, продумать расстановку логических, смысловых, психологических пауз.
Задание для самостоятельной работы
Подбор диагностических методик для выявления индивидуальных особенностей педагогического общения
Цель: определение механизмов организации педагогического общения на основе самоанализа.
Задание: подобрать тесты, опросники, анкеты для выяснения уровня сформированности коммуникативных умений и навыков педагога.
Инструкция: создайте свою педагогическую копилку диагностических методик (от 5 до 10), позволяющих вам корректировать и совершенствовать свою систему межличностных отношений в ситуациях педагогического общения.
Литература
Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1996.
Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. -
М., 1999.
Психогимнастика «Веселый лягушонок»
Музыкальный материал: К. Дебюсси, «Танец Голливога»; Ф. Лист, «Утешение».
Инструкция: рассказ: «Однажды маленький лягушонок сидел у голубой реки и смотрел, как плавно она течет, но ему это скоро надоело, и он решил сам себя развеселить, начал прыгать и скакать...» Слушаем музыку. Кто хочет, пусть будет в команде «По-плавунчиков» выполнять движения под плавную музыку, а в команде «Попрыгунчиков» — под веселую.
Информация к теме
Необходимым условием эффективности педагогической деятельности являются относительно устойчивые формы общения, из которых складывается его стиль. Педагогический стиль общения — это
своеобразный почерк, определенная манера педагогических действий, присущая конкретному преподавателю. В стиле общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога, его творческая индивидуальность, сложившийся характер взаимоотношений преподавателя и студентов.
Факт приобщенности преподавателя и студентов к общей профессии в значительной мере способствует снятию возрастных барьеров и позволяет реализовать два типа общения: личностное и ролевое. В личностном общении партнеры представляются друг другу как открытая система, обнаружившая свои мотивы, намерения, индивидуальные особенности, пристрастия. В ролевом — они выступают как представители социальных категорий. Единство личностного и ролевого общения позволяет педагогу выстраивать систему педагогических взаимодействий, на характер которых оказывает влияние отношение преподавателя к своим подопечным: активно-положительное, ситуативное, пассивно-положительное, пассивно-отрицательное, активно-отрицательное. Выстраивая такую систему отношений, преподаватель в одном случае находит возможность уйти от крайних мер, в другом, наоборот, постоянно прибегает к системе наказаний, иногда ограничивает сферу общения учебной работой, ко всем проявлениям активности, самостоятельности студентов относится настороженно.
Позитивный межличностный контакт, отношения «преподаватель—студент» в рамках целостного педагогического процесса зависит и от системы реакций, которые делают общение эффективным или неэффективным. Выделяют понимающее, принижаю-ще-уступчивое, директивное, защитно-агрессивное общение. Понимающее, или рефлексивное, общение ориентировано на проявление уважения к личности, состоит из неоценочных реакций, направлено на установление и развитие положительных контактов. При-нижающе-уступчивое — направлено на понимание собеседника, но содержит реакции неуместного принижения чувств, стремлений, неоправданные уступки. Директивное — строится на прямом воздействии для достижения личностных целей, стремлений, оценок. Защитно-агрессивное — оказывает прямое воздействие в такой форме, которая унижает чувство собственного достоинства личности, игнорирует ее потребности и интересы.
Характер отношений преподавателя и студентов является основой традиционной классификации стилей общения: авторитарного, демократического, либерально-попустительского. В работе преподавателя профессиональной школы выделяют разновидности стилей.При апатичном преподаватель проявляет полнейшее равнодушие к студенту как к личности. Ситуативный характеризуется изменчивостью обращения с одними и теми же студентами в зависимости от поведения, заслуг в данный момент. Авральный мобилизует все необходимые ресурсы на решение краткосрочных и сиюминутных задач. Конструктивный помогает поиску и созданию условий, полезных для педагогических преобразований. Патриар
хальный заставляет преподавателя относиться к студентам как к своим детям, а альтруистический строится на опеке, самопожертвовании, чувстве долга. Дружественный — это стиль контакта и компромисса. Харизматический определяется наличием у педагога черт характера, которые заставляют студентов быть неискренними в отношении с ним.
Педагогический стиль общения находит свое выражение в трех моделях установления контакта.Учебно-дисциплинарная имеет целью вооружить студентов знаниями, умениями, навыками, провозглашает лозунг «Делай, как я!» через способы наставления, требования, нотации, наказания и тактику диктата или опеки. Цель модели невмешательства — «Хочу, чтобы меня оставили в покое!», лозунг — «Ничего, справится сам!», тактика — «Вы меня не трогаете, я вас тоже!». Демократическая модель нацелена на развитие личности, позиция педагога — «Рядом и вместе».
Рассмотренные стили общения не исчерпывают всего многообразия. Их практически невозможно встретить в чистом виде. В педагогическом взаимодействии преподавателя присутствуют компоненты разных стилей, именно целесообразное их сочетание и делает процесс педагогического общения позитивно направленным.
Занятие 7
Как наше слово отзовется,
или Немного о выразительности
речи педагога
Цель: тренировка выразительности и суггестивности речи преподавателя для расширения диапазона словесных воздействий в ситуациях педагогического общения.
План занятия:
1. Приветствие «Сказочный образ».
2. Упражнения: «Сила языка», «Мелодия речи», «Имитация ин
тонации», «Делать паузы», «Громкий и четкий разговор», «Внуша
ющая сила голоса».
3. Рефлексия занятия. Экспресс-опрос «Вопросы к самому себе».
4. Анализ занятия. «Ставим оценку».
5. Задание для самостоятельной работы: «Работаем над выра
зительностью речи преподавателя».
6 Домашнее задание: «Выстраиваем логику предстоящего общения».
7. Психогимнастика «Зарядка Винни Пуха».
Вступление: общение преподавателя с аудиторией всегда реализуется посредством речи, которая должна быть наилучшим образом приспособлена к подаче информации, убеждению или внуше
нию. Эта оптимальность достигается за счет овладения педагогом так называемой техникой речи. Она включает в себя разные аспекты, в частности интонационную выразительность голоса, посредством которого в звучащем слове передаются мельчайшие смысловые оттенки, создается определенный эмоциональный настрой, облегчается восприятие. Некоторые составляющие интонационной выразительности нам предстоит отработать на сегодняшнем занятии.