Рефлексия занятия. Экспресс-опрос «Мой стиль общения на учебном занятии»

Инструкция: обведите кружком номера тех ответов, которые бо­лее всего соответствуют вашим представлениям. Проанализируйте их. Какой стиль взаимодействия прослеживается? Определите спо­собы корректировки или развития данного стиля.

1. Я люблю быть уверенным в том, что все задания на учеб­
ном занятии четко определены и логически выстроены.

2. Меня мало интересует формальная сторона организации учеб­
ного занятия и формальное выполнение моих установок студента­
ми (детьми), я больше забочусь об отношениях, которые возника­
ют на фоне этих заданий.

3. Я считаю, что очень важно создать свободную, непринуж­
денную атмосферу и не слишком давить на студентов (детей).

4. Для того чтобы руководить, необходимо держаться несколь­
ко в стороне и не допускать панибратства.

5. Я преуспел в создании у студентов (детей) ощущения напря­
женности, которое способствует постоянному увеличению лично­
стной и групповой ответственности и познавательной активности
студентов (детей).

6. Я настойчиво подталкиваю студентов (детей) к тому, что­
бы свои проблемы они решали сами, даже если совершаются
ошибки.

7. Большая часть моего педагогического общения — это неза­
планированное, неформальное, дружеское общение.

8. По крайней мере один раз в месяц я хвалю кого-либо из
студентов (детей) за хорошие показатели в учебе.

9. Я не слишком сильно рассчитываю на своих студентов (де­
тей), поэтому подвергаю двойной проверке выполнение моих тре­
бований.

10.Я бываю строг к любому студенту (ребенку), совершающе­
му ошибки.

11. Я люблю устанавливать деловую атмосферу с минимумом
неформального общения.

Анализ занятия. «Мои пожелания на будущее занятие»

Для анализа выбирается эксперт-аналитик, в задачу которого входит оценка поступивших пожеланий и их классификация. Се­кретарь записывает все предложения, поступающие в ходе обсуж­дения. В начале обсуждаются положительные и негативные сторо­ны проведенного занятия, затем выдвигаются предложения на следующее. Все участники работают в системе «мозгового штур­ма». Принимается и фиксируется любое предложение относитель­но содержания упражнений, использования психогимнастических игр, поведения ведущего и участников

Домашнее задание Подбор отрывков из любимых художественных произведений

Цель: тренировка интонационной выразительности и пауз в тексте.

Задание: отобрать фрагменты из наиболее понравившихся ли­тературных произведений, выразительно их прочитать, расставить

паузы.

Инструкция: отобрать любимое стихотворение, детскую сказку, другое художественное произведение. Потренироваться в их выра­зительном воспроизведении, продумать расстановку логических, смысловых, психологических пауз.

Задание для самостоятельной работы

Подбор диагностических методик для выявления индивидуальных особенностей педагогического общения

Цель: определение механизмов организации педагогического об­щения на основе самоанализа.

Задание: подобрать тесты, опросники, анкеты для выяснения уровня сформированности коммуникативных умений и навыков педагога.

Инструкция: создайте свою педагогическую копилку диагности­ческих методик (от 5 до 10), позволяющих вам корректировать и совершенствовать свою систему межличностных отношений в си­туациях педагогического общения.

Литература

Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1996.

Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. -

М., 1999.

Психогимнастика «Веселый лягушонок»

Музыкальный материал: К. Дебюсси, «Танец Голливога»; Ф. Лист, «Утешение».

Инструкция: рассказ: «Однажды маленький лягушонок сидел у голубой реки и смотрел, как плавно она течет, но ему это скоро надоело, и он решил сам себя развеселить, начал прыгать и ска­кать...» Слушаем музыку. Кто хочет, пусть будет в команде «По-плавунчиков» выполнять движения под плавную музыку, а в ко­манде «Попрыгунчиков» — под веселую.

Информация к теме

Необходимым условием эффективности педагогической деятель­ности являются относительно устойчивые формы общения, из ко­торых складывается его стиль. Педагогический стиль общения — это

своеобразный почерк, определенная манера педагогических дейст­вий, присущая конкретному преподавателю. В стиле общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога, его творческая индивидуальность, сложившийся характер взаимоотношений преподавателя и студентов.

Факт приобщенности преподавателя и студентов к общей про­фессии в значительной мере способствует снятию возрастных ба­рьеров и позволяет реализовать два типа общения: личностное и ролевое. В личностном общении партнеры представляются друг другу как открытая система, обнаружившая свои мотивы, намере­ния, индивидуальные особенности, пристрастия. В ролевом — они выступают как представители социальных категорий. Единство лич­ностного и ролевого общения позволяет педагогу выстраивать си­стему педагогических взаимодействий, на характер которых оказы­вает влияние отношение преподавателя к своим подопечным: активно-положительное, ситуативное, пассивно-положительное, пассивно-отрицательное, активно-отрицательное. Выстраивая такую систему отношений, преподаватель в одном случае находит воз­можность уйти от крайних мер, в другом, наоборот, постоянно при­бегает к системе наказаний, иногда ограничивает сферу общения учебной работой, ко всем проявлениям активности, самостоятель­ности студентов относится настороженно.

Позитивный межличностный контакт, отношения «преподава­тель—студент» в рамках целостного педагогического процесса зависит и от системы реакций, которые делают общение эффек­тивным или неэффективным. Выделяют понимающее, принижаю-ще-уступчивое, директивное, защитно-агрессивное общение. Пони­мающее, или рефлексивное, общение ориентировано на проявление уважения к личности, состоит из неоценочных реакций, направ­лено на установление и развитие положительных контактов. При-нижающе-уступчивое — направлено на понимание собеседника, но содержит реакции неуместного принижения чувств, стремлений, неоправданные уступки. Директивное — строится на прямом воз­действии для достижения личностных целей, стремлений, оценок. Защитно-агрессивное — оказывает прямое воздействие в такой фор­ме, которая унижает чувство собственного достоинства личности, игнорирует ее потребности и интересы.

Характер отношений преподавателя и студентов является осно­вой традиционной классификации стилей общения: авторитарно­го, демократического, либерально-попустительского. В работе пре­подавателя профессиональной школы выделяют разновидности стилей.При апатичном преподаватель проявляет полнейшее рав­нодушие к студенту как к личности. Ситуативный характеризует­ся изменчивостью обращения с одними и теми же студентами в зависимости от поведения, заслуг в данный момент. Авральный мо­билизует все необходимые ресурсы на решение краткосрочных и сиюминутных задач. Конструктивный помогает поиску и созданию условий, полезных для педагогических преобразований. Патриар

хальный заставляет преподавателя относиться к студентам как к своим детям, а альтруистический строится на опеке, самопожерт­вовании, чувстве долга. Дружественный — это стиль контакта и компромисса. Харизматический определяется наличием у педагога черт характера, которые заставляют студентов быть неискренними в отношении с ним.

Педагогический стиль общения находит свое выражение в трех моделях установления контакта.Учебно-дисциплинарная имеет целью вооружить студентов знаниями, умениями, навыками, провозгла­шает лозунг «Делай, как я!» через способы наставления, требова­ния, нотации, наказания и тактику диктата или опеки. Цель мо­дели невмешательства — «Хочу, чтобы меня оставили в покое!», лозунг — «Ничего, справится сам!», тактика — «Вы меня не тро­гаете, я вас тоже!». Демократическая модель нацелена на развитие личности, позиция педагога — «Рядом и вместе».

Рассмотренные стили общения не исчерпывают всего многооб­разия. Их практически невозможно встретить в чистом виде. В пе­дагогическом взаимодействии преподавателя присутствуют компо­ненты разных стилей, именно целесообразное их сочетание и делает процесс педагогического общения позитивно направленным.

Занятие 7

Как наше слово отзовется,

или Немного о выразительности

речи педагога

Цель: тренировка выразительности и суггестивности речи пре­подавателя для расширения диапазона словесных воздействий в си­туациях педагогического общения.

План занятия:

1. Приветствие «Сказочный образ».

2. Упражнения: «Сила языка», «Мелодия речи», «Имитация ин­
тонации», «Делать паузы», «Громкий и четкий разговор», «Внуша­
ющая сила голоса».

3. Рефлексия занятия. Экспресс-опрос «Вопросы к самому себе».

4. Анализ занятия. «Ставим оценку».

5. Задание для самостоятельной работы: «Работаем над выра­
зительностью речи преподавателя».

6 Домашнее задание: «Выстраиваем логику предстоящего обще­ния».

7. Психогимнастика «Зарядка Винни Пуха».

Вступление: общение преподавателя с аудиторией всегда реали­зуется посредством речи, которая должна быть наилучшим обра­зом приспособлена к подаче информации, убеждению или внуше

нию. Эта оптимальность достигается за счет овладения педагогом так называемой техникой речи. Она включает в себя разные ас­пекты, в частности интонационную выразительность голоса, по­средством которого в звучащем слове передаются мельчайшие смыс­ловые оттенки, создается определенный эмоциональный настрой, облегчается восприятие. Некоторые составляющие интонацион­ной выразительности нам предстоит отработать на сегодняшнем занятии.

Наши рекомендации