Психогимнастика «музыкальная картинка»
Музыкальный материал: фрагменты трех музыкальных пьес разного жанра.
Инструкция: разбейтесь на три команды. Прослушайте отрывки трех музыкальных произведений. Придумайте к каждому из них образ. Покажите движением. Команда-победитель оценивается по скорости реакции, актерскому исполнению образа и эмоциональной активности участников.
Информация к теме
Манипуляция (лат. manipulatio — пригоршня, горсть) в самом общем значении слова определяется как обращение к объектам со специальными намерениями, особенной целью, в переносном — как акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, с пренебрежительным подтекстом.
Любая манипуляция содержит три идеи: прибрать к рукам; сохранить иллюзию самостоятельности решений; оказать психологическое воздействие, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Она характеризуется еще и тем, что отношение манипулятора к другому человеку всегда представлено как к средству достижения своей цели, стремление получить односторонний выигрыш, это своеобразная «игра на слабых». В мастерстве манипуляции немаловажную роль играют мотивационное привнесение, т. е. побуждение другого человека совершать действия, нужные манипулятору, а также мастерство и сноровка манипулятора. Центром манипулятивных действий является психологическое воздействие манипулятора на своего собеседника. Оно рассматривается как процесс взаимодействия, как лишь одностороннее влияние, где результатом воздействия выступают некоторые изменения в психологических характеристиках состояния адресата.
Модели психологической манипуляции различают по средствам, с помощью которых происходит разворачивание манипуля-тивного действия:
1. Определение вектора исходя из подзадач, т. е. отвлечение
внимания адресата от некоторой области, от требуемой инфор
мации (содержания), изоляция от внимания со стороны других
людей.
2. Подбор вида силы (оружия воздействия): перехват инициа
тивы, введение своей темы, сокращение времени для принятия ре
шения; рекламирование себя или намек на широкие цели и воз
можности; апелляция к присутствующим, создание мифического
большинства.
3. Поиск мотива («влезть в душу»). Струнами души может быть
любой значительный мотив: переживание из-за чего-либо (малень
кий рост, например), хобби, нетерпимость к определенному типу
людей и т. д.
4. Постепенное наращивание давления по различным линиям:
— повышение плотности (ряд близких по содержанию воздей
ствий);
—тотальное воздействие (разноплановость воздействия);
—постоянство (настойчивость);
—интенсивность (повышение силы влияния).
Говорят о таких механизмах манипуляции, как:
1. Присоединение к внутреннему миру адресата.
2. Психические автоматизмы, т. е. сокращение схемы внутри
личностного взаимодействия и перемещение активности энергии
манипулятора к областям внутреннего мира адресата.
3. Подключение «питания», заимствование побудительной си
лы у мотивов, к которым имеется доступ в данный момент.
4. Присвоение-отождествление «Я» адресата со своей активно
стью. Принятие адресатом чужого желания за свое. Цель манипу
лятора — переложить ответственность за содеянное на свою
жертву.
Существует достаточно большое количество способов манипуля-тивного воздействия. Вот некоторые из них:
1. «Универсальные высказывания», которые проверить невоз
можно, потому что они не подлежат обсуждению (типа: «Все муж
чины подлецы», «На всякого мудреца довольно простоты»).
2. Генерализация (расширение обобщения):
а) на классы людей («Работы здесь на полчаса, но ведь они
старики»);
б) во времени (употребление фраз «всегда», «постоянно», «веч
но»),
3. Неявное указание на как бы общепризнанные нормы («Вы
даже дверь за собой не закрыли» давит сильнее, чем приказ «За
крой дверь!»).
4. Маскировка под пресс-оппозиции («Несмотря на их отно
шения, их все-таки послали вместе»).
5. Неопределенный референтный индекс («Есть мнение!»).
6. Умножение действий, имен, ситуаций («Ходят тут всякие»,
«Ох уж эти психологи»).
7. Коммуникативный саботаж, т. е. предыдущая реплика игно
рируется, а в ответ вводится новое содержание («Как пройти на
Дерибасовскую?» — «А что вам там нужно?»).
8. Двусмысленность («Будешь стараться — получишь конфеты»).
9. Замещение субъекта действия («История не простит нас»).
10.Подмена нейтральных понятий эмоционально-оценочными
корреляторами, и наоборот («товары секонд-хенд» вместо «вещи,
бывшие в употреблении», «шпион» — «разведчик»).
11.Ложная аналогия («Вольво — автомобиль для людей, кото
рые мыслят...»).
12.Тематическое переключение («Ну, как ты поговорил с дека
ном?», «А почему у тебя такой тон?» — напоминает эмоциональ
ный саботаж).
13. Модальные операторы: долженствование и возможности
(«Мужчины должны быть терпеливы», «Стоит ли думать, если вы
жить надо...»).
14. Навязывание партнеру как само собой разумеющееся неявных допущений («Как вы понимаете, я не могу этого сделать»).
Всевозможные отвлекающие обманные приемы и способы воздействия наносят ущерб интересам человека, вводят в заблуждение его самого и всех окружающих. Совокупность используемых приемов приобретает вид разнообразных манипулятивных тактик, главный акцент в которых сделан на так называемом элементе надувательства. Они основываются на отношении к самому человеку, с которым манипулятор собирается контактировать. Называют следующие манипулятивные тактики:
1. Провоцирование защитных реакций. Смысл заключается в
том, чтобы поставить человека в позицию обороняющегося, вы
звать необходимость объясняться, оправдываться, т. е. вынудить че
ловека испытывать чувство вины за то решение, которое он при
нял или высказал.
2. Провоцирование замешательства и дезориентации. Основой
тактики является замысел опрокинуть, расстроить, нарушить пла
ны, вывести из состояния равновесия и тем самым побудить к дей
ствиям и высказываниям, наносящим ущерб интересам человека,
которым пытаются манипулировать.
3. Формирование впечатления, что партнер настроен на сотруд
ничество. Человеку демонстрируется высокий уровень понимания
его проблем, потребностей. Одновременно выражается сожаление
о том, что нет возможности помочь или оказать ему услугу: то не
позволяют это сделать служебные обязанности, то возможности
ограничены, то принятие решений выходит за рамки должностных
полномочий.
4. Игра на нетерпеливости. Основная цель заключается в со
здании впечатления, что желанное соглашение почти достигнуто,
но на деле это совсем не так. Когда все детали соглашения выст
роились в стройную картину, человеку заявляют: «Если мы смо
жем утрясти еще одну мелочь...», «Да, пока я не забыл...». Таким
образом, процедура повторяется снова.
5. Игра на чувстве безысходности. Цель подобной тактики —
подвести человека к тому, чтобы он сам поверил в единственный
выход из создавшейся трудной ситуации. Происходит своеобраз
ное сужение поля восприятия. Человек теряет видение ситуации в
широкой перспективе. Трудности касаются любых аспектов жиз
ни, и, попадая в ловушку пессимистического рассмотрения своих
перспектив, он практически сам уговаривает себя принять то, что
предлагается в качестве последнего шанса.
Убаюкивание с целью убить позднее. Со стороны манипуля
тора человеку предлагается небольшая инициативная услуга, кото-
Рая сопровождается словами: «Не стоит беспокоиться», «Мне это
ничего не стоит», «Это от чистого сердца, из уважения к вам». Че
ловеку дают понять, что принятие услуг не будет означать ника
кого ответного обязательства, но, как только услуга принимается,
«новоиспеченный приятель» — поскольку таковым зарекомендовал себя — просит согласия на предложение, которое сулит человеку дальнейший успех. Очень важно не позволить «посадить себя на крючок» последующего обязательства просто из чувства вины. Распознавание манипулятора в общении происходит через:
а) эмоциональное восприятие. Некая эмоциональная реакция,
сигнализирующая об опасности, бессознательное ощущение «что-
то не так», ощущение неубедительности действий манипулятора;
б) рациональное распознавание угрозы. Схема: 1-я часть — ди
алог-разведка, т. е. выяснение возможностей партнера, оценки пер
спектив его отношений, выяснение степени податливости к влия
нию; 2-я часть — аванс, т. е. реклама себя и своих перспектив;
3-я часть — спрос-предложение, т. е. завязывание деловых отно
шений.
Два признака манипулятивного общения:
1. Наличие выигрыша, к которому стремится манипулятор.
2. Специальные манипулятивные приемы, с помощью которых
манипулятор направляет поведение партнера в нужное русло.
По сложности манипулятивных приемов манипуляции бывают:
1. Простые (небольшие действия, несложные приемы манипу
ляции).
2. Сложные — такая игра-манипуляция скрывается с помощью
всевозможных средств.
Простые и сложные манипуляции отличаются характером выигрыша, поэтому бывают корыстными — направленными на получение существенной материальной выгоды (О. Бендер — Эллоч-ка) — и бескорыстными (безобидными) — это очевидные действия, где манипулятор не очень-то пытается скрыть свои цели, желая получить выигрыш.
Типы манипуляторов:
1. Диктатор. Стремится показать свою силу, власть, авторитет,
высоких покровителей. Управляет партнером с помощью приказов,
настойчивых просьб. Цель манипулятора: выигрыш, исполнение
его просьб, проявление к нему почтения.
2. Тряпка. Манипулятор подает себя как жертву диктатора. Он
намеренно демонстрирует всем окружающим и партнеру по обще
нию, что он нормальный человек, все у него получается.
3. Ксыъкулятор. Манипулятор сознательно преувеличивает важ
ность неукоснительного соблюдения установленного порядка, пра
вил, инструкций. Требует четкого их выполнения, но готов сделать
исключение, подчеркнув, что это не в его правилах.
4. Прилипала. Демонстрирует, что является жертвой обстоя
тельств. Он несчастный человек, которому ужасно не везет в жиз
ни. Ему нужно, чтобы партнер обязательно помог. Он будет хо
дить, упрашивать. Выигрыш будет в том, что манипулируемый
согласится решить его проблемы.
5. Хулиган — агрессивный манипулятор. Сознательно демонст
рирует партнеру недоброжелательность, при этом использует угро
зы, оскорбления, хамство для нагнетания напряженности в обще нии. С помощью хулиганских действий пытается поставить партнера в неловкое положение.
6. Славный парень. Демонстрирует свое внимание, заботу, лю
бовь. Ему это несложно, партнер может рассчитывать на него. Он
не говорит об этом, но, как правило, надеется, что его не забу
дут, — так и оказывается.
7. Судья. Предстает перед партнером обличителем, обвините
лем, критиком. Выгода психологическая, материальная.
8. Защитник. В поведении делает акцент на утешение партне
ра, совершившего ошибку, стремится поддержать его, защитить от
глупости. Если партнер прислушивается к нему, это и есть выго
да, выигрыш.
Типы манипулятивных систем:
1.Активный манипулятор — управление с помощью активных
методов воздействия (социальное положение, приказной тон, уг
роза наказания, авторитарный стиль).
2. Пассивный манипулятор — выигрыш за счет пристройки сни
зу, прикидываясь то беспомощным, то глупым, то бестолковым.
3. Соревнующийся манипулятор — рассматривает жизнь как тур
нир, состоящий из побед. В общении берет роль беспощадного
борца. Пристройка и сверху и снизу.
4. Безразличный манипулятор — играет в безразличие, всем ви
дом стремится показать, что его мало волнуют происходящие со
бытия. Манипуляция затевается с целью удержать партнера и под
чинить его себе (спортсмен заявляет тренеру, что он устал, потерял
интерес).
Природа манипуляции вытекает из необходимости межличностных отношений в общении на основе контакта в процессе взаимодействия, однако под влиянием дискриминационных тенденций в социуме появился ряд деформаций, приведших к возникновению манипулирования:
1) Использование людей в инструментальной функции посред
ством эксплуатации потребности как в объединении, так и в ин
дивидуализации. При этом люди уравниваются (по значимости для
эксплуататора) с вещами, животными и т. д.
2) Искусственное разъединение потребности в объединении и
индивидуализации, утрированно одностороннее их использование.
Указанные тенденции образуют шкалу отношений. С одной стороны, задается отношение к другому человеку как к самоценности, а с другой — как к средству удовлетворения собственных интересов. Поэтому каждый оказывается перед проблемой выбора собственной позиции, своего личного участка на шкале отношений.
Применение хитростей и уловок в межличностных отношениях происходит последовательно на двух уровнях.
На уровне актуалгенеза происходит столкновение противоречащих друг другу устремлений (конфликт между устремлениями двух людей, между желанием и социокультурной нормой), т. е. это про тиворечие типа: «Я хочу одно, а он — другое», «Я хочу сделать, но он противится», «Я намерен сделать по-своему, но он будет недоволен».
Второй вариант противоречий — «хочу—нельзя»: «Хочу, чтобы было по-моему, но как на это посмотрят другие?», «Мне нужно, но за это накажут», «Я бы сделал, но это нехорошо».
Естественной реакцией человека на эти противоречия является стремление максимализировать одновременно два выигрыша: получить то, что хочется, но при этом выглядеть хорошо с точки зрения социальных норм; получить то, что хочется, и одновременно избежать гнева, недовольства, обиды, мести партнера.
Уровень онтогенеза — готовность к манипулированию закладывается в раннем детстве, когда взрослые по отношению к ребенку выступают в инструментальной функции, т. е. функции удовлетворения его потребностей (реакция на плач ребенка). Смысловая фиксация такого типа отношений в последующем актуализируется в стремлении помыкать, прибрать к рукам.
Другим фактором является стремление внести определенность и стабильность, предсказуемость в поведение окружающих, поэтому вначале это проделывают взрослые с детьми, а затем наоборот.
В то время как в системе человеческих отношений другой человек — ценность, для манипулятора он средство. Это выражается в доминировании, манипуляции, соперничестве, партнерстве.
Доминирование — отношение к другим как к вещи или средству достижения своих целей; игнорирование целей, интересов другого; упрощенное, одностороннее видение другого.
Действия по отношению к другому выражаются в грубом, простом принуждении — от насилия, подавления до навязывания, внушения, приказа и т. д.
Манипуляция — отношение к партнеру как к вещи особого рода, тенденция к игнорированию интересов, намерений другого.
Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление.
Действия по отношению к другому — провокация, интрига, обман, намек.
Соперничество — партнер по взаимодействию представляется опасным и непредсказуемым, с ним вынуждены считаться и его силы приходится опасаться. Возникает стремление переиграть его, «вырвать» преимущество.
Действия по отношению к другому — тонкая манипуляция, чередование открытых и закрытых приемов воздействия, временные тактические соглашения.
Партнерство — отношение к другому как к равному. Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели деятельности.
Действия по отношению к другому строятся на договоре, который служит и средством объединения, и средством оказания давления.
Позитивизм, конструктивность профессиональных и межличностных взаимодействий во многом зависят от знания механизмов манипуляции и умения предотвратить их.
Занятие 5
Невербальное поведение педагога, или Как понять человека без слов
Цель: знакомство с техникой оптимального педагогического жестикулирования, использования невербальных средств общения для установления контакта.
План занятия:
1. Приветствие «Улыбка».
2. Упражнения: «С чего начать», «Запрет на жесты», «Зеркаль
ное отражение», «Наша мимика, или Читаем лицо», «Наблюдаем
педагогические жесты», «Тренируем жест педагога», «Невербальное
поведение педагога на учебном занятии».
3. Рефлексия занятия. Экспресс-опрос «Мои представления о
«языке телодвижений» и как он помогает мне в общении».
4. Анализ занятия. Дискуссия «Проблемы использования пре
подавателем стратегии невербального поведения».
5. Домашнее задание. Памятка молодому преподавателю «Сти
ли общения преподавателя со студентами».
6. Задание для самостоятельной работы:
1) Аннотация книги Е. А. Петровой «Жесты в педагогическом
процессе». Методическая разработка тем по материалам книги.
2) Наблюдение «Зрительный контакт в повседневной жизни».
7. Психогимнастика «Надежды маленький оркестрик».
Вступление: общение педагога со своими подопечными реализуется с помощью не только слов, но и жестов, мимики, которые нередко значительно усиливают как позитивные, так и негативные аспекты установления контактов. Понимание «языка телодвижений» — одно из важнейших умений преподавателя. На сегодняшнем занятии мы будем тренироваться в этом умении.
Приветствие «Улыбка»
Цель: определить функции улыбки как средства передачи сооб-Щения.
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой.
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право вы брать разные варианты улыбок: искреннюю, неискреннюю, ироничную, надменную и т. п. Анализ упражнения:
1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка ис
кренняя, неискренняя, ироничная и т. п.?
2. Что вы испытали, когда получили улыбку в качестве привет
ствия?
3. Как часто и в каких ситуациях обычно вы используете улыб
ку для установления контакта?