Упражнение 4. «Игры манипуляторов»
Цель: формирование способов реагирования на манипулятив-ные действия собеседника.
Задание: придумать игровые ситуации, обыграть и проанализировать их.
Инструкция: ниже приведены манипулятивные приемы студентов, родителей, педагогов. Разыграйте ситуации на их основе. Проведите разбор каждой ситуации, определите выход из нее. Работа организуется по принципу «артисты—зрители». На каждый вид приемов следует придумать несколько ситуаций.
Манипулятивные приемы студентов:
1) Угроза: «Ага! Вот так! Ну так я брошу школу (техникум)»,
«Да я могу просто жениться», «Я могу попасть в беду».
2) Спекуляция: «Ты меня не любишь, иначе бы...»
3) Сравнение: «Ни у кого нет таких... (джинсов, волос)», «У
всех есть... у меня нет...».
4) Вымогательство (шантаж): «Наверное, я заболею...»
5) Подавленное состояние. Впадение в демонстративную де-
пРессию, с тем чтобы мать, педагог сделали то, что ему хочется.
Приемы, сталкивающие педагогов и родителей:
что...», «Вчера у нас были гости, поэтому я не мог сделать задание».
2) Беспомощность: «Я не могу, у меня не получится...»
3) Лесть: «Вы самый хороший педагог, которого я знаю».
Манипулятивные приемы преподавателей'.
1) Система доносов. Педагог предлагает докладывать ему, кто
хулиганит, кто ругается...
2) Система любимчиков. Преподаватель делает из некоторых
студентов любимчиков.
3) Создание атмосферы. Педагоги держат «трудных» студентов
в состоянии беспокойства намеренно.
4) Унижение. «Трудных» постоянно выставляют на посмешище.
5) Оценка как наказание. Плохая оценка лишает привилегий.
6) Нелестные сравнения. Ребенку постоянно ставят в пример
других: «Все хорошие, а ты...»
Приемы родителей:
1) «Манящие яблоки»: «У меня два билета на футбол. Будь мо
лодцом, и мы посмотрим его вместе».
2) Угроза: «Думаю, мне пора идти в колледж, узнать о твоих
успехах».
3) Сравнение: «Борис учится лучше тебя», «Мне нравится Са
ша, он такой вежливый».
4) Неискреннее обещание: «Я поговорю с одним человеком на
счет твоего летнего отдыха».
5) Шантаж: «Я поговорю с отцом (педагогом), посмотрю, что
он скажет».
6) Болезнь как средство: «Если ты не перестанешь это делать,
я заболею».
7) Любовь как средство: «Ты бы не поступил так, если бы лю
бил меня».
Анализ упражнения:
1. Насколько реалистично выглядели игровые ситуации?
2. Перечислить трудности в предоставлении ролей.
3. Какие тактические приемы были использованы для нейтра
лизации манипуляторов?
4. Как чаще всего мы поступаем в подобных случаях?
Рефлексия занятия. «Опросник»
Цель: оценивание тренинга и себя в нем.
Задание: ответить на вопросы, предложенные в опроснике, определив свое отношение к содержанию занятия, процессу участия в нем каждого участника лично.
Инструкция: вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся тренингового занятия и степени участия в нем лично вас. Выбрав те ответы, которые больше всего отражают ваше мнение по каждому из вопросов, поставьте галочки в соответствующих клетках.
Ключ:
АС — абсолютно согласен;
С — согласен;
НЗ — не знаю;
Вопрос | АС | С | НЗ | Н | АН |
1. Сегодняшний тренинг полностью оправдал мои ожидания | |||||
2. Содержание тренинга было представлено на высоком уровне | |||||
3. Использованные методы преподавания и обучения соответствовали моему собственному стилю обучения | |||||
4. На занятии я приобрел новые навыки | |||||
5. На занятии я приобрел новые знания | |||||
6. То, чему я научился, будет для меня полезным в моей повседневной работе | |||||
7. Участие в тренинге доставило мне удовольствие |
Опросники могут отдаваться ведущему занятия, по желанию могут быть оглашены.
Анализ занятия. Дискуссия «Манипулятором не становятся,
А рождаются»
Цель: определение личностной позиции каждого участника в выдвинутой проблеме, совершенствование техники ведения дискуссии как формы диалогового взаимодействия.
Вид дискуссии: панельная.
Форма организации работы участников: групповая.
Вопросы для обсуждения:
1. Влияние социокультурных и экономических ситуаций на воз
никновение у человека потребности манипулировать.
2. Причины онтогенеза манипулятивных действий.
3. «Получить» и «выиграть» как основа манипуляций.
4. Стратегия и тактика манипулятора в условиях педагогичес
кого процесса.
Инструкция по проведению: работа организуется по подгруппам в 5—6 человек. Принцип распределения участников может быть следующим: по желанию, импровизационно. Каждой группе присваивается статус экспертной группы, в которой есть ведущий, организующий работу подгруппы; протоколист, ведущий записи; анна
литик, подвергающий любое мнение экспертов сомнению. Каждая группа намечает программу выступления и защищает ее перед всеми. В защите участвуют все члены экспертной группы. В процессе выступлений допускаются вопросы присутствующих к выступающему.
Домашнее задание
Подготовка упражнения «Невербальное поведение педагога на учебном занятии»
Цель: использование различных невербальных средств общения (жестикуляции, мимики, позы) на разных этапах проведения лекции: при сообщении цели-мотивации занятия, при изложении нового материала, при обобщении материала.
Задание: научиться выбирать и использовать систему невербальных средств общения во время учебного занятия.
Инструкция: напишите небольшой фрагмент информативной лекции по любому из предметов психолого-педагогического цикла. При этом покажите, какие жесты будут использованы для передачи информации, как мимика будет соответствовать словесным высказываниям, какую позу предпочтительнее занять во время чтения лекции.
Задание для самостоятельной работы «Как рос во мне манипулятор»
Цель: самоанализ собственных манипулятивных действий.
Задание: проанализировать разнообразные жизненные позиции и выделить собственные приемы манипулятивных действий и их влияние на процесс общения с другими людьми.
Инструкция: для анализа вспомните несколько жизненных ситуаций (с детства по настоящее время), в которых бы прослеживались ваши манипулятивные действия. Опишите себя-манипуля-тора, акцентируя внимание на вопросах:
1. Можете ли вы выделить собственную стратегию манипуля
тивных действий?
2. Вы манипулируете окружающими чаще всего неосознанно, в
силу сложившихся обстоятельств или намеренно?
3. Какую роль в выстраивании отношений с людьми играет для
вас манипуляция?
4. Как происходит в жизни: вами манипулируют или главный
манипулятор вы сами?
5. Какой вывод вы можете сделать для себя, отрефлексировав
воспоминания?