Упражнение 4. «Игры манипуляторов»

Цель: формирование способов реагирования на манипулятив-ные действия собеседника.

Задание: придумать игровые ситуации, обыграть и проанализи­ровать их.

Инструкция: ниже приведены манипулятивные приемы студен­тов, родителей, педагогов. Разыграйте ситуации на их основе. Про­ведите разбор каждой ситуации, определите выход из нее. Работа организуется по принципу «артисты—зрители». На каждый вид при­емов следует придумать несколько ситуаций.

Манипулятивные приемы студентов:

1) Угроза: «Ага! Вот так! Ну так я брошу школу (техникум)»,
«Да я могу просто жениться», «Я могу попасть в беду».

2) Спекуляция: «Ты меня не любишь, иначе бы...»

3) Сравнение: «Ни у кого нет таких... (джинсов, волос)», «У
всех есть... у меня нет...».

4) Вымогательство (шантаж): «Наверное, я заболею...»

5) Подавленное состояние. Впадение в демонстративную де-
пРессию, с тем чтобы мать, педагог сделали то, что ему хочется.

Приемы, сталкивающие педагогов и родителей:

что...», «Вчера у нас были гости, поэтому я не мог сделать зада­ние».

2) Беспомощность: «Я не могу, у меня не получится...»

3) Лесть: «Вы самый хороший педагог, которого я знаю».
Манипулятивные приемы преподавателей'.

1) Система доносов. Педагог предлагает докладывать ему, кто
хулиганит, кто ругается...

2) Система любимчиков. Преподаватель делает из некоторых
студентов любимчиков.

3) Создание атмосферы. Педагоги держат «трудных» студентов
в состоянии беспокойства намеренно.

4) Унижение. «Трудных» постоянно выставляют на посмешище.

5) Оценка как наказание. Плохая оценка лишает привилегий.

6) Нелестные сравнения. Ребенку постоянно ставят в пример
других: «Все хорошие, а ты...»

Приемы родителей:

1) «Манящие яблоки»: «У меня два билета на футбол. Будь мо­
лодцом, и мы посмотрим его вместе».

2) Угроза: «Думаю, мне пора идти в колледж, узнать о твоих
успехах».

3) Сравнение: «Борис учится лучше тебя», «Мне нравится Са­
ша, он такой вежливый».

4) Неискреннее обещание: «Я поговорю с одним человеком на­
счет твоего летнего отдыха».

5) Шантаж: «Я поговорю с отцом (педагогом), посмотрю, что
он скажет».

6) Болезнь как средство: «Если ты не перестанешь это делать,
я заболею».

7) Любовь как средство: «Ты бы не поступил так, если бы лю­
бил меня».

Анализ упражнения:

1. Насколько реалистично выглядели игровые ситуации?

2. Перечислить трудности в предоставлении ролей.

3. Какие тактические приемы были использованы для нейтра­
лизации манипуляторов?

4. Как чаще всего мы поступаем в подобных случаях?

Рефлексия занятия. «Опросник»

Цель: оценивание тренинга и себя в нем.

Задание: ответить на вопросы, предложенные в опроснике, оп­ределив свое отношение к содержанию занятия, процессу участия в нем каждого участника лично.

Инструкция: вам предлагается ответить на вопросы, касающи­еся тренингового занятия и степени участия в нем лично вас. Вы­брав те ответы, которые больше всего отражают ваше мнение по каждому из вопросов, поставьте галочки в соответствующих клетках.

Ключ:

АС — абсолютно согласен;

С — согласен;

НЗ — не знаю;

Вопрос АС С НЗ Н АН
1. Сегодняшний тренинг полностью оправ­дал мои ожидания          
2. Содержание тренинга было представле­но на высоком уровне          
3. Использованные методы преподавания и обучения соответствовали моему собствен­ному стилю обучения          
4. На занятии я приобрел новые навыки          
5. На занятии я приобрел новые знания          
6. То, чему я научился, будет для меня по­лезным в моей повседневной работе          
7. Участие в тренинге доставило мне удо­вольствие          

Опросники могут отдаваться ведущему занятия, по желанию могут быть оглашены.

Анализ занятия. Дискуссия «Манипулятором не становятся,

А рождаются»

Цель: определение личностной позиции каждого участника в выдвинутой проблеме, совершенствование техники ведения дискус­сии как формы диалогового взаимодействия.

Вид дискуссии: панельная.

Форма организации работы участников: групповая.

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние социокультурных и экономических ситуаций на воз­
никновение у человека потребности манипулировать.

2. Причины онтогенеза манипулятивных действий.

3. «Получить» и «выиграть» как основа манипуляций.

4. Стратегия и тактика манипулятора в условиях педагогичес­
кого процесса.

Инструкция по проведению: работа организуется по подгруппам в 5—6 человек. Принцип распределения участников может быть следующим: по желанию, импровизационно. Каждой группе при­сваивается статус экспертной группы, в которой есть ведущий, ор­ганизующий работу подгруппы; протоколист, ведущий записи; анна

литик, подвергающий любое мнение экспертов сомнению. Каждая группа намечает программу выступления и защищает ее перед все­ми. В защите участвуют все члены экспертной группы. В процес­се выступлений допускаются вопросы присутствующих к выступа­ющему.

Домашнее задание

Подготовка упражнения «Невербальное поведение педагога на учебном занятии»

Цель: использование различных невербальных средств общения (жестикуляции, мимики, позы) на разных этапах проведения лек­ции: при сообщении цели-мотивации занятия, при изложении но­вого материала, при обобщении материала.

Задание: научиться выбирать и использовать систему невербаль­ных средств общения во время учебного занятия.

Инструкция: напишите небольшой фрагмент информативной лекции по любому из предметов психолого-педагогического цик­ла. При этом покажите, какие жесты будут использованы для пе­редачи информации, как мимика будет соответствовать словесным высказываниям, какую позу предпочтительнее занять во время чте­ния лекции.

Задание для самостоятельной работы «Как рос во мне манипулятор»

Цель: самоанализ собственных манипулятивных действий.

Задание: проанализировать разнообразные жизненные позиции и выделить собственные приемы манипулятивных действий и их влияние на процесс общения с другими людьми.

Инструкция: для анализа вспомните несколько жизненных си­туаций (с детства по настоящее время), в которых бы прослежи­вались ваши манипулятивные действия. Опишите себя-манипуля-тора, акцентируя внимание на вопросах:

1. Можете ли вы выделить собственную стратегию манипуля­
тивных действий?

2. Вы манипулируете окружающими чаще всего неосознанно, в
силу сложившихся обстоятельств или намеренно?

3. Какую роль в выстраивании отношений с людьми играет для
вас манипуляция?

4. Как происходит в жизни: вами манипулируют или главный
манипулятор вы сами?

5. Какой вывод вы можете сделать для себя, отрефлексировав
воспоминания?

Наши рекомендации