Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru Средства

I этап. Организационный

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru По отношению к проблеме

Сформулировать цель и тему дис­куссии

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru Объяснить цель и тему дискуссии

Установить время дискуссии

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru Объявить учащимся о времени дис­куссии

Создать мотивацию, заинтересо­вать участников

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru Изложить проблему в виде некото­рого противоречия. Указать, в чем значимость проблемы

Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru Предложить контрольные вопросы, побудить участников задавать во­просы

Обмен мнениями без оценок

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru Высказывание по предмету. Руко­водитель не берет слово первым

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru По отношениюк группе

Познакомить участников друг с другом

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru Представление каждым участником себя

Ориентировать на коллективное решение

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru Сообщение о преимуществах груп­повых решений

Доброжелательность

Создать положительный эмоцио­нальный фон, психологический комфорт

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru По отношению к каждому участнику

Добиться, чтобы в дискуссии при­нимали участие все

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru Установить порядок выступления

Активизация пассивных участни­ков

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru Просьба помочь, задание, где нуж­но участие всех

Оказывать поддержку, помошь вы­ступающему

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии - student2.ru Внимательно слушать

Задачи Средства
II этап. Оценка
По отношению к проблеме
Собрать максимум предложений Выслушать каждого
Провести анализ собственных мне­ний Частичные итоги, выделение основ­ных положений, предварительные выводы
По отношению к группе
Поддержка высокого уровня вклю­чения всех участников Поочередно предоставлять слово всем участникам. Не допускать за­тянувшихся диалогов
Создание деловой атмосферы Требовать ясного изложения мыс­лей. Руководителю слушать, спра­шивать, говорить мало, но по су­ществу
Не допускать личной конфронта­ции участников Устранять недоразумения. Пресе­кать оценочные суждения, направ­ленные на личностные качества
Поддержание дружественной атмо­сферы Поощрение, улыбки
По отношению к каждому участнику
Максимум внимания к участнику Внимательное слушание каждого. Не прерывать говорящего
Требовать ясной аргументации Уточнять неясные положения
Активизация пассивных участников Обратиться к молчуну с вопросом
III этап. Завершение дискуссии
По отношению к проблеме
Принятое решение должно быть групповым Каждый высказывает свое мнение по поводу группового решения
Помочь группе прийти к согласо­ванному решению Обобщение результатов дискуссии


Сохранять доброжелательную об­становку, несмотря на количество мнений Подчеркнуть важность разных пред­ложений для нахождения альтерна­тивного решения
По отношению к каждому участнику
Добиться того, чтобы у каждого уча­стника осталось чувство удовлетво­рения Подчеркнуть вклад каждого в об­щий итог. Благодарность всем и каждому

Занятие 4

Игры, в которые с нами играют

студенты,

или Как разглядеть

манипулятора

Цель: определение механизмов и способов защиты от манипу­лирования в ситуации педагогического общения. План занятия:

1. Приветствие «Книга рекордов».

2. Упражнения: «Театр манипуляций», «Уровни манипуляций»,
«Люди-манипуляторы», «Игры манипуляторов».

3. Рефлексия занятия: «Опросник».

4. Анализ занятия. Дискуссия «Манипулятором не становятся,
а рождаются».

5. Домашнее задание: подготовка упражнения «Невербальное
поведение педагога на учебном занятии».

6. Задание для самостоятельной работы: «Как рос во мне ма­
нипулятор».

7. Психогимнастика «Музыкальная картинка».

Вступление: общение — многогранный процесс, который рег­ламентируется своими предписаниями. Мы говорим о позитивных контактах и взаимодействии между людьми, но между тем это не всегда так. Под личиной благородства, участия иногда скрывается манипулятор. Манипуляция в общении представляется как систе­ма заранее продуманных действий одного партнера по отношению к другому с целью получения определенной выгоды, «прибирания к рукам» другого человека, помыкания им. Это делается настоль­ко искусно, что у партнера создается впечатление, будто он само­стоятельно управляет своим поведением. Поэтому так важно раз­глядеть манипулятора и найти способы его нейтрализации. Этим мы будем заниматься сегодня.

Наши рекомендации