Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии
Средства
I этап. Организационный
По отношению к проблеме
Сформулировать цель и тему дискуссии |
Объяснить цель и тему дискуссии
Установить время дискуссии |
Объявить учащимся о времени дискуссии
Создать мотивацию, заинтересовать участников |
Изложить проблему в виде некоторого противоречия. Указать, в чем значимость проблемы
Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками |
Предложить контрольные вопросы, побудить участников задавать вопросы
Обмен мнениями без оценок |
Высказывание по предмету. Руководитель не берет слово первым
По отношениюк группе
Познакомить участников друг с другом |
Представление каждым участником себя
Ориентировать на коллективное решение |
Сообщение о преимуществах групповых решений
Доброжелательность |
Создать положительный эмоциональный фон, психологический комфорт
По отношению к каждому участнику
Добиться, чтобы в дискуссии принимали участие все |
Установить порядок выступления
Активизация пассивных участников |
Просьба помочь, задание, где нужно участие всех
Оказывать поддержку, помошь выступающему |
Внимательно слушать
Задачи | Средства |
II этап. Оценка | |
По отношению к проблеме | |
Собрать максимум предложений | Выслушать каждого |
Провести анализ собственных мнений | Частичные итоги, выделение основных положений, предварительные выводы |
По отношению к группе | |
Поддержка высокого уровня включения всех участников | Поочередно предоставлять слово всем участникам. Не допускать затянувшихся диалогов |
Создание деловой атмосферы | Требовать ясного изложения мыслей. Руководителю слушать, спрашивать, говорить мало, но по существу |
Не допускать личной конфронтации участников | Устранять недоразумения. Пресекать оценочные суждения, направленные на личностные качества |
Поддержание дружественной атмосферы | Поощрение, улыбки |
По отношению к каждому участнику | |
Максимум внимания к участнику | Внимательное слушание каждого. Не прерывать говорящего |
Требовать ясной аргументации | Уточнять неясные положения |
Активизация пассивных участников | Обратиться к молчуну с вопросом |
III этап. Завершение дискуссии | |
По отношению к проблеме | |
Принятое решение должно быть групповым | Каждый высказывает свое мнение по поводу группового решения |
Помочь группе прийти к согласованному решению | Обобщение результатов дискуссии |
Сохранять доброжелательную обстановку, несмотря на количество мнений | Подчеркнуть важность разных предложений для нахождения альтернативного решения |
По отношению к каждому участнику | |
Добиться того, чтобы у каждого участника осталось чувство удовлетворения | Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Благодарность всем и каждому |
Занятие 4
Игры, в которые с нами играют
студенты,
или Как разглядеть
манипулятора
Цель: определение механизмов и способов защиты от манипулирования в ситуации педагогического общения. План занятия:
1. Приветствие «Книга рекордов».
2. Упражнения: «Театр манипуляций», «Уровни манипуляций»,
«Люди-манипуляторы», «Игры манипуляторов».
3. Рефлексия занятия: «Опросник».
4. Анализ занятия. Дискуссия «Манипулятором не становятся,
а рождаются».
5. Домашнее задание: подготовка упражнения «Невербальное
поведение педагога на учебном занятии».
6. Задание для самостоятельной работы: «Как рос во мне ма
нипулятор».
7. Психогимнастика «Музыкальная картинка».
Вступление: общение — многогранный процесс, который регламентируется своими предписаниями. Мы говорим о позитивных контактах и взаимодействии между людьми, но между тем это не всегда так. Под личиной благородства, участия иногда скрывается манипулятор. Манипуляция в общении представляется как система заранее продуманных действий одного партнера по отношению к другому с целью получения определенной выгоды, «прибирания к рукам» другого человека, помыкания им. Это делается настолько искусно, что у партнера создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением. Поэтому так важно разглядеть манипулятора и найти способы его нейтрализации. Этим мы будем заниматься сегодня.