Упражнение 7. «Выражение чувств»
Цель: определение представлений участников о возможностях эмоционального реагирования.
Задание: обсудить проблему «Как справиться с чувствами».
Инструкция: обсуждение проблемы проводится в виде беседы за круглым столом. Следует обсудить такие вопросы:
—Выражение каких чувств считается социально приемлемым?
—С какими чувствами легче всего справиться, когда их начи
нает выражать другой человек?
Почему нам самим бывает сложно выразить те или иные
чувства
Рефлексия занятия Упражнение «Мой эмоциональный портрет»
Цель: осознание человеком своего эмоционального облика, создание целостного представления о нем.
Задание: написать или нарисовать свой эмоциональный портрет.
Инструкция: данное упражнение является закреплением тех сведений, которые были получены в ходе занятия. Составьте свой эмоциональный портрет. Вы можете написать его в настоящем времени, быть может, это будет портрет будущей эмоциональной жизни, возможно, в нем найдут сочетание прошлое, будущее, настоящее. Для представления портрета хороши все средства: рисунок, рассказ, сказка. В качестве эксперта можно выбрать по вашему желанию кого-либо из участников тренинга, кто даст справедливую оценку портрету. Можно предложить всем вместе оценить представленный портрет.
Домашнее задание Написать письмо-историю
Цель: выражение отношения к проведенному тренингу коммуникативных умений.
Задание: сочинить историю, облачив ее в форму письма.
Инструкция: выразите свое отношение к тренинговым занятиям, записав историю, которая как будто происходила в далекой стране. Быть может, это будет печальная или, наоборот, очень веселая история со счастливым концом, история, в которой с героем произошли необычные, важные изменения, и т. д. При этом письмо можно писать от лица разных авторов и обращаясь к разным адресатам.
Задание для самостоятельной работы «Анализ негативных эмоций»
Цель: осуществление самонаблюдения и самоанализа.
Задание: найти ответы на вопросы путем концентрации внимания на негативных эмоциях.
Инструкция: для того чтобы снять эмоциональное напряжение, нередко важно понять причину своих негативных проявлений. Рекомендуем задать себе пять вопросов, если вы рассержены (обижены, напуганы):
—Почему я так рассержен (обижен, напуган)?
—Что я хочу изменить?
—Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?
—В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя?
Насколько их?
—В чем внутренний смысл данной ситуации для меня?
Записывайте ответы на них в течение некоторого времени (одна — три недели). Определите степень помощи данных вопросов в осознании вами вашего дурного настроения во время контактов с другими людьми.
Анализ занятия. «Определение ключевых моментов»
Цель: акцентирование внимания на процессе выполнения заданий как каждым участником, так и всей группой в целом; определение групповой динамики.
Вид дискуссии: панельная.
Организационная форма работы участников: групповая.
Вопросы для обсуждения:
1. Как участники относились к выполнению заданий?
2. Какие чувства при этом испытывали?
3. О чем участники говорили, выполняя упражнение?
4. Какие составляющие упражнений или упражнения в целом
можно перенести в контекст профессиональных отношений участ
ников тренинга на учебных занятиях со студентами педагогичес
кого колледжа?
5. Высказать суждение по поводу степени развитости группо
вой динамики в проведенном тренинговом занятии. Дать свои ре
комендации по корректировке групповой динамики.
Инструкция по ведению дискуссии: участникам предлагается разбиться на небольшие экспертные группы (по 3—5 человек), в зависимости от количественного состава тренинговой группы. В каждой из подгрупп выбирается ответственный эксперт. Его задача состоит в том, чтобы суммировать полученные ответы и представить их другим участникам дискуссии. После завершения работы в подгруппах все участники возвращаются в общий круг для обсуждения результатов.
Комментарии к занятию
Область чувств занимает весьма значительное место в структуре коммуникативных навыков. Все упражнения данного занятия направлены на исследование участниками своих чувств и их проявлений. Следует сделать акцент на том, что данное занятие — это не терапия, а обсуждение социального опыта участников, поэтому основу его составляет принцип «от общего — к частному». Следует особо позаботиться о создании непринужденной атмосферы, чтобы не было эмоциональной напряженности и обсуждение либо не прерывалось совсем, либо не превратилось в систему «вопрос — ответ».
Занятие 5
До свидания, мой друг, до свидания, или Общение окончено, общение продолжается
Цель: закрепление коммуникативных умений и навыков участниками тренинга и настройка их на активное и продуктивное общение в будущем. Рефлексия совместной работы; осмысление результатов личной работы в тренинге; обсуждение перспектив переноса того, чему научились участники в группе, в повседневную жизнь.
План занятия:
1. Приветствие «Дары учения».
2. Упражнения: «Чему я научился», «Обратная связь», «Геогра
фия команды», «Письмо-история», «Подсолнух».
3. Анализ занятия: беседа «Планы на будущее».
Вступление: сегодняшнее занятие завершает цикл тренинга коммуникативных умений. Мы расстаемся, но общение продолжается в других жизненных и профессиональных ситуациях. В доверительной беседе нам предстоит рассказать о своих чувствах, о том, насколько мы стали общительнее.
Приветствие «Дары учения»
Цель: выражение благодарности тем членам группы, которые в наибольшей степени помогли конкретному участнику тренинга научиться позитивному общению.
Задание: сделать подарок участнику тренинга в знак благодарности за его помощь в учебе.
Инструкция: мы работали вместе в течение довольно долгого времени. Каждый сделал то, что было в его силах, чему-то научился сам и внес свой вклад в то, чтобы и другие тоже чему-то научились. Задумайтесь на минутку о том, кому из членов группы вы особенно благодарны. Кто оказал вам существенную поддержку в учебе и чем? Каким-то замечанием? Своим примером? Вопросом? Постоянным противостоянием? Еще чем-нибудь?
Когда выражаем благодарность другому человеку, мы тем самым повышаем и самоудовлетворение.
Изо всех, кто помогал вам и оказывал поддержку, выберите только одного человека. Подумайте, какой маленький подарок вы можете ему приготовить. Этот подарок должен быть символом вашей благодарности. Важно, чтобы он был создан вами. Быть может, это будет стихотворение, рассказ, рисунок, афоризм или что-то еще. И пожалуйста, не говорите заранее, кому вы хотите преподнести сюрприз.
Затем, собравшись вместе, участники по очереди торжественно преподносят свои подарки, сопровождая их короткими комментариями, — получается небольшой праздничный ритуал.