Упражнение 7. «Выражение чувств»

Цель: определение представлений участников о возможностях эмоционального реагирования.

Задание: обсудить проблему «Как справиться с чувствами».

Инструкция: обсуждение проблемы проводится в виде беседы за круглым столом. Следует обсудить такие вопросы:

—Выражение каких чувств считается социально приемлемым?

—С какими чувствами легче всего справиться, когда их начи­
нает выражать другой человек?

Почему нам самим бывает сложно выразить те или иные
чувства

Рефлексия занятия Упражнение «Мой эмоциональный портрет»

Цель: осознание человеком своего эмоционального облика, со­здание целостного представления о нем.

Задание: написать или нарисовать свой эмоциональный порт­рет.

Инструкция: данное упражнение является закреплением тех све­дений, которые были получены в ходе занятия. Составьте свой эмоциональный портрет. Вы можете написать его в настоящем вре­мени, быть может, это будет портрет будущей эмоциональной жиз­ни, возможно, в нем найдут сочетание прошлое, будущее, насто­ящее. Для представления портрета хороши все средства: рисунок, рассказ, сказка. В качестве эксперта можно выбрать по вашему же­ланию кого-либо из участников тренинга, кто даст справедливую оценку портрету. Можно предложить всем вместе оценить пред­ставленный портрет.

Домашнее задание Написать письмо-историю

Цель: выражение отношения к проведенному тренингу комму­никативных умений.

Задание: сочинить историю, облачив ее в форму письма.

Инструкция: выразите свое отношение к тренинговым заняти­ям, записав историю, которая как будто происходила в далекой стране. Быть может, это будет печальная или, наоборот, очень ве­селая история со счастливым концом, история, в которой с геро­ем произошли необычные, важные изменения, и т. д. При этом письмо можно писать от лица разных авторов и обращаясь к раз­ным адресатам.

Задание для самостоятельной работы «Анализ негативных эмоций»

Цель: осуществление самонаблюдения и самоанализа.

Задание: найти ответы на вопросы путем концентрации внима­ния на негативных эмоциях.

Инструкция: для того чтобы снять эмоциональное напряжение, нередко важно понять причину своих негативных проявлений. Ре­комендуем задать себе пять вопросов, если вы рассержены (оби­жены, напуганы):

—Почему я так рассержен (обижен, напуган)?

—Что я хочу изменить?

—Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?

—В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя?
Насколько их?

—В чем внутренний смысл данной ситуации для меня?

Записывайте ответы на них в течение некоторого времени (од­на — три недели). Определите степень помощи данных вопросов в осознании вами вашего дурного настроения во время контактов с другими людьми.

Анализ занятия. «Определение ключевых моментов»

Цель: акцентирование внимания на процессе выполнения зада­ний как каждым участником, так и всей группой в целом; опре­деление групповой динамики.

Вид дискуссии: панельная.

Организационная форма работы участников: групповая.

Вопросы для обсуждения:

1. Как участники относились к выполнению заданий?

2. Какие чувства при этом испытывали?

3. О чем участники говорили, выполняя упражнение?

4. Какие составляющие упражнений или упражнения в целом
можно перенести в контекст профессиональных отношений участ­
ников тренинга на учебных занятиях со студентами педагогичес­
кого колледжа?

5. Высказать суждение по поводу степени развитости группо­
вой динамики в проведенном тренинговом занятии. Дать свои ре­
комендации по корректировке групповой динамики.

Инструкция по ведению дискуссии: участникам предлагается раз­биться на небольшие экспертные группы (по 3—5 человек), в за­висимости от количественного состава тренинговой группы. В каж­дой из подгрупп выбирается ответственный эксперт. Его задача состоит в том, чтобы суммировать полученные ответы и предста­вить их другим участникам дискуссии. После завершения работы в подгруппах все участники возвращаются в общий круг для об­суждения результатов.

Комментарии к занятию

Область чувств занимает весьма значительное место в структуре ком­муникативных навыков. Все упражнения данного занятия направлены на исследование участниками своих чувств и их проявлений. Следует сделать акцент на том, что данное занятие — это не терапия, а обсуждение со­циального опыта участников, поэтому основу его составляет принцип «от общего — к частному». Следует особо позаботиться о создании непринуж­денной атмосферы, чтобы не было эмоциональной напряженности и об­суждение либо не прерывалось совсем, либо не превратилось в систему «вопрос — ответ».

Занятие 5

До свидания, мой друг, до свидания, или Общение окончено, общение продолжается

Цель: закрепление коммуникативных умений и навыков участ­никами тренинга и настройка их на активное и продуктивное об­щение в будущем. Рефлексия совместной работы; осмысление ре­зультатов личной работы в тренинге; обсуждение перспектив переноса того, чему научились участники в группе, в повседнев­ную жизнь.

План занятия:

1. Приветствие «Дары учения».

2. Упражнения: «Чему я научился», «Обратная связь», «Геогра­
фия команды», «Письмо-история», «Подсолнух».

3. Анализ занятия: беседа «Планы на будущее».

Вступление: сегодняшнее занятие завершает цикл тренинга ком­муникативных умений. Мы расстаемся, но общение продолжает­ся в других жизненных и профессиональных ситуациях. В довери­тельной беседе нам предстоит рассказать о своих чувствах, о том, насколько мы стали общительнее.

Приветствие «Дары учения»

Цель: выражение благодарности тем членам группы, которые в наибольшей степени помогли конкретному участнику тренинга на­учиться позитивному общению.

Задание: сделать подарок участнику тренинга в знак благодар­ности за его помощь в учебе.

Инструкция: мы работали вместе в течение довольно долгого времени. Каждый сделал то, что было в его силах, чему-то научил­ся сам и внес свой вклад в то, чтобы и другие тоже чему-то на­учились. Задумайтесь на минутку о том, кому из членов группы вы особенно благодарны. Кто оказал вам существенную поддерж­ку в учебе и чем? Каким-то замечанием? Своим примером? Во­просом? Постоянным противостоянием? Еще чем-нибудь?

Когда выражаем благодарность другому человеку, мы тем са­мым повышаем и самоудовлетворение.

Изо всех, кто помогал вам и оказывал поддержку, выберите только одного человека. Подумайте, какой маленький подарок вы можете ему приготовить. Этот подарок должен быть символом ва­шей благодарности. Важно, чтобы он был создан вами. Быть мо­жет, это будет стихотворение, рассказ, рисунок, афоризм или что-то еще. И пожалуйста, не говорите заранее, кому вы хотите преподнести сюрприз.

Затем, собравшись вместе, участники по очереди торжественно преподносят свои подарки, сопровождая их короткими коммента­риями, — получается небольшой праздничный ритуал.

Наши рекомендации