Упражнение 4. «Упражняемся в активном слушании»

Цель: определение характерных признаков типов реакций и при­емов в момент активного слушания собеседника.

Задание 1. Обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу.

Инструкция: организуется работа в тройках по специальному алгоритму. Вся группа разделяется на подгруппы по три человека, и каждой тройке предлагается обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу (преподавателю колледжа). Нужно вы­брать три самых важных качества и выработать общее мнение в тройке. Предлагается строго выдерживать алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контролирует использование частных при­емов слушания. Затем участники меняются функциями. Обсужде­ние ведут представители триад.

Анализ задания:

1. Какие качества были выделены как основные?

2. Какими приемами активного слушания пользовались сами
участники обсуждения?

3. Выделите непродуктивные техники слушания в момент об­
суждения качеств профессионала.

Задание 2. Решив ситуацию, соотнести реакцию собеседника с имеющимися типами реакций: сопереживанием, потоком рекомен­даций, критикой, просьбой о дополнительной информации. Запи­сать результаты в предложенной схеме.

Ситуация 1

— Неужели эту женщину из нашего отдела повысили в долж­
ности только из-за того, что она умеет подлизываться к начальст­
ву?! Ведь повысить должны были меня! У меня выше квалифика­
ция, и этой женщине не нужны деньги так, как мне. Что происходит?

Тип реакции А) Б)

Реакция

Мне кажется, что ты справляешься со своей работой отнюдь не так хорошо, как тебе кажется, иначе повысили бы тебя.

Всегда неприятно, когда должность, на которую метишь ты, занимает кто-то дру­гой, особенно если ты чувствуешь, что твоя квалификация выше

то­бой раньше?

Г) Будь я на твоем месте, я бы расска-

зал начальнику, какая злость тебя обуре­вает.

Ситуация 2

— Не знаю, что и делать! Начальник постоянно просит меня задержаться на работе подольше, чтобы подготовить письма на за­втра, а я не могу ему ничего возразить — ведь он мой начальник. Я с удовольствием кое-что бы ему сказала, но просто не могу ри­сковать.

Реакция

Б) В) Г)

Мне кажется, у тебя такое ощущение, что тобой просто пользуются, и ты хочешь найти способ сказать начальнику о его по­ведении.

Будь я на твоем месте, я бы это с ним обсудила. Нужно сказать ему, что ты чув­ствуешь.

Если бы ты не позволяла вытирать о себя ноги, то сейчас ты бы могла говорить с ним на равных.

И что, твой начальник всегда вел себя с тобой так?

Сравните свои ответы с приведенными ниже:

Ситуация 2 A) Сопереживание Б) Поток рекомендаций B) Критика Г) Просьба о дополнительной информации

Ситуация 1

A) Критика

Б) Сопереживание

B) Вопрос
Г) Совет

Задание 3

Образец высказываний на обыгрываемые ситуации: Ситуация 1

1. Сопережива­ ние: 2. Поток реко­ мендаций:   3. Просьба о до­ полнительной ин­ формации: 4. Критика: Ситуация 2 1. Сопережива-

Всегда противно чувствовать, что у те­бя нет денег, чтобы заняться бизнесом, в котором можешь добиться успеха.

Что тебе нужно, так это обсудить все с менеджером банка.

О каком виде бизнеса идет речь?

А ты уверен, что сможешь развернуть­ся в этом бизнесе?

ние: 2. Поток реко­ мендаций: 3. Просьба о до­ полнительной ин­ формации: 4. Критика:

Сменить сферу деятельности после че­тырех лет обучения в колледже — решение непростое. Понимаю, что тебе нелегко на это решиться.

Лучше бы тебе остаться на старом ме­сте, ведь ты понятия не имеешь, что тебя ждет на новой работе.

А что тебя привлекает на новой рабо­те?

И ты полагаешь, что можно отправить эти четыре года псу под хвост?!

Задание 4. «Выслушивание». Показать роль техник активного слу­шания в процессе общения.

Инструкция: работа организуется в парах: один — рассказчик, другой — слушатель. Партнерами выбирается тема для беседы, за­тем один из них начинает рассказ, а другой просто слушает, ни­чего не делая и никак не реагируя на партнера. (Важное замеча­ние! Собеседники не должны перейти на беседу, иначе задание теряет смысл.) Затем партнеры меняются ролями и содержание за­дания изменяется: теперь, наоборот, следует помогать партнеру в его рассказе, используя разные техники активного слушания.

Примерные темы беседы: «Мои увлечения», «Профессиональные перспективы», «Планы на будущее», «Вещи или люди, которые мне нравятся», «Мир поэзии (музыки)».

Анализ задания:

1. Слушание мешает или, наоборот, помогает рассказчику?

2. Что вам хотелось сделать, чтобы увидеть или услышать ре­
акцию партнера?

3. Какими техниками пользовался слушатель, чтобы помочь рас­
сказчику?

Анализ упражнения:

1. Система реагирования на услышанное — это интуитивная ре­
акция или система приемов, используемых человеком намеренно?

2. Что ждет от партнера по общению говорящий?

3. Каким образом в реальной жизни вы реагируете на слова со­
беседника? От чего это зависит?

Наши рекомендации