Упражнение 4. «Упражняемся в активном слушании»
Цель: определение характерных признаков типов реакций и приемов в момент активного слушания собеседника.
Задание 1. Обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу.
Инструкция: организуется работа в тройках по специальному алгоритму. Вся группа разделяется на подгруппы по три человека, и каждой тройке предлагается обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу (преподавателю колледжа). Нужно выбрать три самых важных качества и выработать общее мнение в тройке. Предлагается строго выдерживать алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контролирует использование частных приемов слушания. Затем участники меняются функциями. Обсуждение ведут представители триад.
Анализ задания:
1. Какие качества были выделены как основные?
2. Какими приемами активного слушания пользовались сами
участники обсуждения?
3. Выделите непродуктивные техники слушания в момент об
суждения качеств профессионала.
Задание 2. Решив ситуацию, соотнести реакцию собеседника с имеющимися типами реакций: сопереживанием, потоком рекомендаций, критикой, просьбой о дополнительной информации. Записать результаты в предложенной схеме.
Ситуация 1
— Неужели эту женщину из нашего отдела повысили в долж
ности только из-за того, что она умеет подлизываться к начальст
ву?! Ведь повысить должны были меня! У меня выше квалифика
ция, и этой женщине не нужны деньги так, как мне. Что происходит?
Тип реакции А) Б) |
Реакция
Мне кажется, что ты справляешься со своей работой отнюдь не так хорошо, как тебе кажется, иначе повысили бы тебя.
Всегда неприятно, когда должность, на которую метишь ты, занимает кто-то другой, особенно если ты чувствуешь, что твоя квалификация выше
тобой раньше?
Г) Будь я на твоем месте, я бы расска-
зал начальнику, какая злость тебя обуревает.
Ситуация 2
— Не знаю, что и делать! Начальник постоянно просит меня задержаться на работе подольше, чтобы подготовить письма на завтра, а я не могу ему ничего возразить — ведь он мой начальник. Я с удовольствием кое-что бы ему сказала, но просто не могу рисковать.
Реакция
Б) В) Г) |
Мне кажется, у тебя такое ощущение, что тобой просто пользуются, и ты хочешь найти способ сказать начальнику о его поведении.
Будь я на твоем месте, я бы это с ним обсудила. Нужно сказать ему, что ты чувствуешь.
Если бы ты не позволяла вытирать о себя ноги, то сейчас ты бы могла говорить с ним на равных.
И что, твой начальник всегда вел себя с тобой так?
Сравните свои ответы с приведенными ниже:
Ситуация 2 A) Сопереживание Б) Поток рекомендаций B) Критика Г) Просьба о дополнительной информации |
Ситуация 1
A) Критика
Б) Сопереживание
B) Вопрос
Г) Совет
Задание 3
Образец высказываний на обыгрываемые ситуации: Ситуация 1
1. Сопережива ние: 2. Поток реко мендаций: 3. Просьба о до полнительной ин формации: 4. Критика: Ситуация 2 1. Сопережива- |
Всегда противно чувствовать, что у тебя нет денег, чтобы заняться бизнесом, в котором можешь добиться успеха.
Что тебе нужно, так это обсудить все с менеджером банка.
О каком виде бизнеса идет речь?
А ты уверен, что сможешь развернуться в этом бизнесе?
ние: 2. Поток реко мендаций: 3. Просьба о до полнительной ин формации: 4. Критика: |
Сменить сферу деятельности после четырех лет обучения в колледже — решение непростое. Понимаю, что тебе нелегко на это решиться.
Лучше бы тебе остаться на старом месте, ведь ты понятия не имеешь, что тебя ждет на новой работе.
А что тебя привлекает на новой работе?
И ты полагаешь, что можно отправить эти четыре года псу под хвост?!
Задание 4. «Выслушивание». Показать роль техник активного слушания в процессе общения.
Инструкция: работа организуется в парах: один — рассказчик, другой — слушатель. Партнерами выбирается тема для беседы, затем один из них начинает рассказ, а другой просто слушает, ничего не делая и никак не реагируя на партнера. (Важное замечание! Собеседники не должны перейти на беседу, иначе задание теряет смысл.) Затем партнеры меняются ролями и содержание задания изменяется: теперь, наоборот, следует помогать партнеру в его рассказе, используя разные техники активного слушания.
Примерные темы беседы: «Мои увлечения», «Профессиональные перспективы», «Планы на будущее», «Вещи или люди, которые мне нравятся», «Мир поэзии (музыки)».
Анализ задания:
1. Слушание мешает или, наоборот, помогает рассказчику?
2. Что вам хотелось сделать, чтобы увидеть или услышать ре
акцию партнера?
3. Какими техниками пользовался слушатель, чтобы помочь рас
сказчику?
Анализ упражнения:
1. Система реагирования на услышанное — это интуитивная ре
акция или система приемов, используемых человеком намеренно?
2. Что ждет от партнера по общению говорящий?
3. Каким образом в реальной жизни вы реагируете на слова со
беседника? От чего это зависит?