Рефлексия занятия. Упражнение «Разноцветные листы»
Цель: увязывание собственных целей с целями остальных участников группы.
Задание: определение целей работы в группе; формирование ожиданий от работы в тренинге; соотнесение личных позиций с общественными.
Инструкция: впечатления от сегодняшнего занятия, представление о стиле, способах работы группы, атмосфере тренингового занятия попытайтесь выразить с помощью своих образов. На большом листе ватмана участникам дается право изобразить одно из своих представлений рисунком, словом, символом. Каждый может выходить сколько угодно раз, но при этом изображать только что-то одно. По желанию участнику предоставляется право выбора рефлексии.
Участникам может быть предложен еще один вариант задания.
Участники выбирают себе партнеров и объединяются в четверки. Общие пожелания, не более четырех, должны быть записаны на листе фломастером одного цвета, расставлены в порядке значимости. После этого каждая микрогруппа показывает материал Для обсуждения
Домашнее задание
1. Провести наблюдение за своими собеседниками в учебной
аудитории, дома с целью определения типа собеседника (визуаль
ного, аудиального, кинестетического). Сделать небольшие записи.
2. Подобрать литературных героев перечисленных выше типов.
Записать примеры на отдельные карточки.
Задание для самостоятельной работы «Конкурс на лучшее оформление правил группы»
Цель: определение отношения каждого участника к совместной работе в тренинге.
Задание: представить разными вариантами правила, утвержденные как основные для тренинговых занятий. Поощряется творческий подход к их оформлению.
Анализ занятия. Дискуссия «Готовы ли мы к общению»
Вид дискуссии: дискуссия по технике аквариума. Форма организации работы участников: фронтальная. Вопросы для обсуждения:
1. По каким признакам можно определить готовность каждого
и всей группы к общению?
2. Как развивался процесс лабилизации?
3. Нужно ли в группе постоянного и хорошо знакомого друг с
другом состава давать упражнения на знакомство?
4. Что меньше всего понравилось в занятии?
5. Каковы позитивные моменты методики его проведения?
Инструкция по проведению дискуссии: работа организуется в двух
концентрических кругах. Меньший, внутренний, состоит из шести стульев. Сначала во внутренний круг садятся четыре участника, ведущий тоже располагается во внутреннем круге. Начинается обсуждение темы. Дискуссия регламентируется тремя правилами:
1. В процессе всего обсуждения во внутреннем круге должно
оставаться одно свободное место.
2. Участник имеет право говорить, только если он сидит во
внутреннем круге.
3. В любой момент обсуждения участник, сидящий во внутрен
нем круге, может пересесть во внешний круг.
Участники имеют право решать, когда им участвовать в обсуждении, когда нет. Им предоставляется право чередования роли активного участника или пассивного наблюдателя
Комментарии к занятию
При выполнении приветствия может быть выдвинута идея, очень важная для тренинга общения: партнерское взаимодействие начинается там, где создана атмосфера доброжелательности, ведь доброе слово и кошке приятно. Вопросы для анализа упражнений занятия несут в себе двоякую функцию: с одной стороны, снимают эмоциональное напряжение, с другой — помогают участникам осознать свой собственный опыт и расширить его за счет мнения других, понять, что помогает, а что мешает людям быть открытыми, искренними в общении.
Занятие 2
Контакт, еще контакт, или Как я совершенствую свои коммуникативные навыки
Цель: совершенствование участниками тренинга своих коммуникативных умений и навыков в разных ситуациях общения. План занятия:
1. Приветствие «Ассоциации».
2. Упражнения: «Демонстратор», «Сам себе режиссер», «Поте
рявшийся», «Конкурс на лучшее оформление правил группы».
3. Рефлексия занятия: «Самораскрытие».
4. Домашнее задание: «Оказываем знаки внимания собеседнику».
5. Задание для самостоятельной работы: «Оценка своей мане
ры слушать».
6. Анализ занятия: «Мозговой штурм».
Вступление: в процессе общения мы решаем разнообразные задачи. Иногда стараемся просто информировать человека, часто пытаемся склонить его на свою сторону, нередко отговорить от поступка, предупредить об опасности. Поэтому момент установления контакта и наша тактика коммуникативного поведения в каждый конкретный момент играют иногда первостепенную роль. Очень важным здесь становится чтои каксказать, чтобы тебя восприняли, поняли, приняли. Сегодняшнее занятие поможет нам сконструировать разнообразные модели поведения в разных ситуациях общения и с помощью разных средств.
Приветствие «Ассоциации»
Цель: развитие чувства поддержки, создание доверительной атмосферы для работы.
Задание: дать почувствовать партнеру по общению, что участники настроены позитивно и относятся к нему с доверием и симпатией.
Инструкция: работа организуется по принцу «ведущий — круг».
В центре стоит стул. Его предлагается занять тому из участников тренинга, кто в данный момент нуждается в поддержке. Желающий садится в центр и поворачивается к собеседникам по часовой стрелке. Тот, напротив кого он оказался, говорит фразу, которая начинается словами: «(Имя), ты напоминаешь мне...» Далее дается ассоциация — образ растения, предмета, музыки, времени года — всего что угодно, но без указаний на черты характера и без оценок. Можно организовать работу по кругу, и тогда каждый будет оказывать поддержку своему соседу. Анализ упражнения:
1. Что было труднее сделать: высказать желание поддержки или
оказать саму поддержку?
2. Насколько созданная ассоциация соответствовала человеку?
3. Какие из представленных поддержек оказались, по мнению
сидящего в кругу, наиболее удачными/наименее удачными?