Разновидности тренинга коммуникативных умений
Человек не может жить вне социального взаимодействия с другими людьми, благодаря общению происходит процесс социализации личности. Процесс эффективного общения складывается не только на основе личностных качеств общающихся, но и благодаря системе коммуникативных знаний, умений, навыков. Позитивное общение основано на теплоте в отношениях, предполагает равноправие партнеров, отсутствие обвинений и оборонительной позиции, определенную близость, искренность, эмпатию, безусловное позитивное отношение как установку на отношение к людям.
Коммуникативный тренинг решает большое количество задач. Например, в тренинге общения К. и Н. Роджерсов подчеркивается, что участник получает навыки создания психологической безопасности для другого человека. Выражается это в эмпатическом понимании, принятии другого таким, какой он есть на самом де-
ле, пошаговое следование за эмоциями партнера, соответствие своего поведения собственным переживаниям. Тренинг Д. Карнеги предполагает получение и реализацию участником позитивных установок: опираться на положительные качества собеседника и признавать его достоинства, начинать беседу с похвалы, выражать радость удаче партнера.
Разновидностей тренинга коммуникативных умений довольно много, чаще всего каждый из них решает один из целевых ориентиров по расширению коммуникативной компетентности личности.
Тренинг навыков межличностного взаимодействияориентирует на выработку определенной системы коммуникативных навыков, способствующих интерактивному общению.
Тренинг лидерстванаправлен на демонстрацию вариантов поведения, необходимых руководителям для осуществления властных полномочий в разнообразных ситуациях подбора людей для выполнения производственных заданий, постановки и достижения целей.
Тренинг делового общенияконцентрирует внимание участников на приемах установления позитивных контактов во время переговоров.
Тренинг управления конфликтомпозволяет скорректировать поведенческие навыки в конфликтной ситуации, осознать и принять стратегию сотрудничества при решении инцидента, увидеть, предупредить конфликт, защитить себя от конфликтной личности.
Тренинг уверенности в себепозволяет избавиться от страхов, обрести уверенность в своей уникальности.
Тренинг педагогического общения (В.А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев). Значение этого вида тренинга для развития профессиональных навыков достаточно велико. Педагогу как ни одному другому профессионалу-гуманитарию необходимо владение самыми разнообразными навыками межличностного общения. Традиционное обучение, основанное на принципе «сиди и смотри», не дает ему возможности применить на практике разнообразные модели коммуникативного поведения. В тренинге созданы условия для опытного экспериментирования. Профессионалам предоставляется возможность развить навыки проведения консультаций, самопрезентации, фасилитации, личностно ориентированного взаимодействия, корректировки авторитарного стиля педагогического руководства и другие навыки. В основе такого профессионального тренинга лежит принцип творческой, исследовательской позиции, т. е. установка на само- и взаимообучение, попытка построения новой модели поведения, самораскрытия личностно-профессио-нальных качеств.
Результат воздействия социально-психологического тренинга на личностную и профессиональную сферу человеческой деятельности определяется за счет следующих эффектов (Л. А. Петровская, Ю. П. Трофимов): диагностического, поскольку в процессе приобретения коммуникативных знаний и умений создаются условия для самодиагностики и диагностики партнеров по общению; социально-психологической активности как составной части жизненной позиции личности; осознания общения как самоценности; гуманистической установки на партнера по общению.
В самом общем плане все разновидности выше перечисленных тренингов направлены на выработку умений и навыков открытого общения, ненавязчивого воздействия и позитивного отношения как к своим возможностям, так и партнера и достижение на этой основе облегчения процесса общения, стимулирования того положительного, что заложено в каждом человеке.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Попытайтесь классифицировать представленные виды тренинга, опре
деляя конкретное основание.
2. Какие цели преследует тренинг коммуникативных умений?
3. Предложите свои целевые ориентиры тренинга педагогического общения.
4. На основе содержания всех разновидностей коммуникативного тренин
га предложите свою программу для тренинговых занятий со студентами
педагогического колледжа.
5. Какие упражнения могут составить основу тренинга личностного рос
та? Приведите примеры.
Глава 2
Методика построения тренингового занятия
Групповая форма работы
Любое тренинговое занятие чаще всего предполагает групповую форму работы, которая позволяет достаточно легко моделировать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать различные его ситуации в зависимости от вида деятельности участников группы и цели тренинга. Основу групповой формы работы составляют:
—экономический аспект, так как появляется возможность организовать психологическое воздействие на относительно большое
количество людей, такая форма работы является экономичной и в
материальном, и во временном плане;
—социально-психологический аспект, так как тренинговая группа — это не просто сумма ее членов, а функциональное образование, развивающееся по своим законам. Групповая «жизнь» помогает человеку лучше узнать себя, увидеть себя глазами других, успешнее осознать свои позитивные и негативные качества, сознательно подходить к их коррекции.
Групповая форма работы реализуется в так называемой психо-коррекционной группе — это небольшое временное объединение людей, имеющее назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия (К. Рудестам).
Ее характерными особенностями являются облегченность выражения эмоций, ощущение принадлежности к группе, обязательность самораскрытия, апробирование новых форм поведения, санкционированное групповое осуществление межличностных сравнений.
В современной литературе существует несколько типологий групп.
Первая классификация групп дана в соответствии с исследовательской ориентацией человеческих отношений в них:
1)личностная и межличностная, эффективность которых выражается в том, что у участников появляется открытость и прямота
в отношениях к себе и другим людям, расширяется осознанность
потенциалов своего роста, происходит тренировка различного рода социальных взаимоотношений и их диагностика;
2) групповая, дающая возможность увеличить способность к действиям в группе путем создания психологического климата;
3) межгрупповая, предполагающая учет влияния на поведение
человека взаимодействия его группы с другой группой (соревнование, сотрудничество). Данный подход в типологии групп (его называют ориентационным) оказывается полезным при создании тре
нинговых программ для конкретных систем взаимоотношений
«субъект — субъект», «группа — группа», дает возможность участникам приобрести новые навыки с учетом взаимодействия в услови
ях конкретной ориентации.
Есть еще типология групп, главным критерием которой является ориентация на участника группы как субъекта изменений, учения, личностного роста. Воснову ее положена категория «Я». Участник такой группы получает информацию о своем «Я» из определенного источника. К этому типу относятся группы:
1) личностного роста, в которых осуществляется внутрилично-
стный контекст работы;
2) межличностного отношения «я — другие», сюда относятся группы тренингов общения, психологической компетентности, тренингов руководителей. Здесь акцент делается на анализе стиля инди
видуальной коммуникации и тех средств, которые может
использовать личность при межличностном взаимодействии;
3) базирующиеся на модели внутригруппового взаимодействия
«я — группа». Индивид рассматривается как член определенной социальной общности. Предметом анализа становятся вопросы, свя
занные с участием человека в конкретной группе;
4) выстраивающие отношения по типу «я — организация». Ориентация на изучение и моделирование межличностного взаимодействия при межгрупповом конфликте или, наоборот, кооперации;
5) основанные на отношении «я — профессия». Целью таких
групп является рефлексия комплекса ощущений, чувств, мыслей,
позиций, связанных с профессией.
К. Рудестам предлагает типологию групп, исходя из условий функционирования коррекционных групп по функции руководителя и эмоциональной стимуляции.Группы бывают рациональные и аффективные, в свою очередь подразделяющиеся на виды:
—группы тренинга умений, группы встреч, телесной терапии,
танцевальной терапии, гештальт-группы, группы психодрамы, терапии искусством — центрированы на руководителе;
—тренинг-группы, группы встреч — ориентированы на участника.
Основу всех типов группового обучения составляют тренинг-группы (Т-группы), в которых не ставятся лечебные цели. В них главное — процессы анализа происходящего в группе в соответствии со стадиями ее развития. Акцент работы в этих группах сделан на:
—развертывании взаимоотношений между участниками группы, которые пребывают в ситуации «здесь и теперь»;
—объективизации субъективных чувств и эмоций участников
относительно друг друга как материале для анализа;
—создании атмосферы раскованности и свободы общения, искренности в отношениях участников друг к другу и психологиче
ской безопасности на основе индивидуального выбора как степе
ни включенности в групповой процесс.
Тренинг-группа носит характер лабораторного тренинга, так как основу обучения составляет теория групповой динамики. В процессе взаимодействия решаются групповые задачи, выходящие за пределы индивидуальных проблем каждого, даже если цель Т-группы направлена на развитие индивида. В противоположность терапевтическим, в этих группах содержание взаимодействия служит средством понимания его процесса. Изучение групповых процессов дает информацию о межличностных отношениях и поведении членов группы в реальной жизни. Учебные цели Т-группы определяются на основе интереса участников. Круг вопросов охватывает сферу взаимоотношений, роли человека в организации, внутренние проблемы самой организации. Целевые интересы отдельных участников связаны с расширением самосознания, установок и повышением поведенческой компетентности. Если интересы направлены на выполнение ролевых функций, то целью группы может быть исследование отношений участников к различным групповым ролям в ситуации общения (например, с начальством, коллегами, студентами, детьми).
Процесс обучения в Т-группе состоит из нескольких элементов
Первым элементом обучения в этой группе является то, что участник может найти ответ на вопрос, что происходит и почему. Ему предлагается такая система обучения, которая позволяет самому понять, как учиться на основе анализа собственного опыта и обратной связи, полученной в процессе экспериментирования. Во время всего обучения в Т-группе ее участники развивают восприятие себя и окружающих, расширяют способы самопрезентации, демонстрируют разные модели поведения. Каждый человек преподносит себя другим в четырех аспектах: во-первых, он показывает свою личность с помощью общих знаний и тех составляющих содержания его «Я», о которых знают все; во-вторых, часть информации о нем остается скрытой, а часть — известной другим; в-третьих, человек проявляется как «слепое пятно», в нем скрыты такие качества, резервы, о которых другие знают, а он не знает; в-четвертых, человек предстает в образе «неизвестного» — это то, что скрыто и от человека, и от окружающих.
Обратная связь — второй элемент обучения. Она проявляется в том, что участники сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать его в направлении достижения целей.
Экспериментирование — третий важный элемент обучения, основанный на поиске новых стратегий, видов поведения. Причем новый опыт сочетается со старым, участник имеет возможность проследить ясную и точную непосредственную обратную связь, что создает предпосылки того, что человек будет чувствовать себя более уверенно в реальной ситуации.
Чтобы обучение и взаимодействие были эффективными, нужны доверие, внимание, активность участников группового процесса. В связи с этим уделяется достаточно большое внимание процедуре подбора участников тренинга.
Участниками групп могут быть люди эмоционально стабильные, стремящиеся к познанию; нуждающиеся в психокоррекции эмоциональных поведенческих нарушений; психически здоровые, те, чья психологическая защита низка, а способность к научению высока. Все остальные факторы, такие, как, например, служебные отношения между участниками группы, не могут служить основанием для качественного подбора членов группы.
При объединении участников тренинга есть предложения основываться на принципе гетерогенности состава, т. е. объединения в группу людей, различающихся по возрасту, полу, профессии.
Однако следует заметить, что нет точных данных по поводу того, что такая группа действует наиболее оптимально. Возможен подбор участников по принципу гомогенности, т. е. однородности ее состава. И гетерогенные, и гомогенные группы имеют ряд преимуществ. Например, однородные по своему составу группы тяготеют к большей групповой сплоченности, психологическая атмосфера занятий более комфортна, а гетерогенные группы могут стать условием продуктивного функционирования группы в решении или преодолении личностных конфликтов, стать моделью реальной системы отношений. Но деструктивно влияют на работу группы чисто женские или мужские составы, вряд ли комфортно в одной тренинговой группе будет себя чувствовать подчиненный вместе с руководителем.
Для успешности функционирования группы важно соблюдение правила количественного состава. В группе должно быть не более 12—18 человек. Большие по составу (20—25 человек) группы не позволяют полностью реализовать принцип обратной связи, уменьшается время для индивидуального выступления каждого участника, утомительно выслушивать, запоминать большое количество высказываний. А в маленьких, по 8 человек, группах нет возможности создавать «диады», «триады», которые необходимы при проведении некоторых упражнений, и ведущему самому приходится заменять участника группы, что не всегда удобно и оправдано методически. В целом количество участников определяется типом группы.
Успешность функционирования группы определяется и степенью выполнения участниками норм и правил. Они есть в любой социальной группе. Хотя иногда и наблюдается расхождение между официальными нормами и нормами неофициальной группы, в целом они позволяют принимать конструктивные решения, защищают права члена группы, являются стандартом поведения.
Контрольные вопросыдля самопроверки
1. Раскройте понятие «психокоррекционная группа».
2. Какая из предложенных классификаций групп вам кажется более объемной и содержательной? Обоснуйте свой выбор.
3. Перечислите все известные вам основания для классификации групп.
4. Дайте характеристику Т-группе.
5. Почему эту группу можно отнести к лабораторному тренингу?
6. На какие вопросы и как приходится отвечать участникам Т-группы?
7. В чем выражается специфика подбора участников тренинговой группы?
8. Выделите достоинства и недостатки принципов гетерогенности и гомогенности состава тренинговых групп. Приведите конкретные примеры.
9. Каковы правила комплектования количественного состава групп?
Нормы и принципы работы группы
Организационную основу тренинговых занятий составляют следующие принципы(Л. А. Петровская, С. С. Харин):
1. Здесь и теперь. Тренинг — объемное зеркало, где каждый участник может видеть себя в процессе своих конкретных прояв-
лений, но в условиях жизни данной группы. Во время тренинговых занятий происходит анализ реального поведения, конкретных действий и поступков участников.
2. Персонификация высказываний. Его суть — отказ от безличных речевых форм, помогающих в повседневном общении скрывать свою позицию или избегать прямого адресования. Исключа
ются речевые обороты типа: «Обычно считается...», «Ко мне
относятся...». Этот принцип предполагает, что анализ действий и
поступков участников тренинга каждым из них осуществляется от
первого лица через выражение личного мнения, суждения или позиции. Речевой основой данного принципа являются обороты: «Я
считаю...», «Я полагаю...», «Я думаю, что...», «Мое мнение сводится к тому, что...».
3. Акцентирование языка чувств. На тренинге каждый уделяет
внимание собственным эмоциональным проявлениям и в качестве обратной связи обращает внимание на эмоции других с помощью образных ассоциаций, экспрессии поведения. Четкое и адекватное выражение своего чувства происходит с помощью оценочных
суждений.
4. Активность. Активность как норма поведения; интенсивное
включение участника в групповой процесс вслушивания, всматривания в себя и в партнеров, проявления эмпатии, позитивного от
ношения к ним.
5. Доверительное общение. Включение в открытое общение разных участников по-разному, в зависимости от индивидуальных
особенностей, уровня доверительности в группе; принятие единой формы обращения всеми участниками группы, например
на ты.
6. Конфиденциальность. Рекомендуется не обсуждать за преде
лами работы группы содержание общения, чтобы не нанести мо
ральный ущерб человеку, который доверительно раскрылся во вре
мя тренинга.
Представленные выше принципы могут быть дополнены следующими (А. С. Прутченков):
1. Диалогизация обучения — организация общения на основе
партнерских, доверительных, равноправных, уважительных отно
шений участников тренинга друг к другу.
2. Постоянная обратная связь — постоянное информирование
каждого участника другими членами группы о результатах его де
ятельности. У человека появляется возможность корректировать
свое поведение и апробировать эффективность новых форм взаи
модействия в ситуации общения на основе обратной связи, кото
рая носит описательный, а не рекомендательный характер; долж
на даваться сразу после выполнения задания; касается не личности,
а конкретных действий в конкретной ситуации.
3. Самодиагностика — рефлексия участниками своих действий,
поступков. Этот принцип основывается на самовосприятии лично
сти, которая видит себя через соотнесение с другим человеком; ре-
зультаты своей деятельности; восприятие своих внутренних состояний, собственного внешнего облика, себя другими людьми.
4. Оптимизация развития предполагает создание наилучших ус
ловий для личностного развития участников. Эти условия должен
создавать ведущий на основе диагностики и наблюдения за состо
янием членов группы.
5. Гармонизация — развитие эмоциональной и интеллектуаль
ной сфер каждого участника.
6. Добровольное участие — свобода выбора участником форм и
средств выполнения тех или иных упражнений, а также освобож
дение от принудительного участия в выполнении задания.
7. Постоянный состав группы — этот принцип предполагает со
блюдение обязательных требований по подбору участников тренин
га с учетом гомогенности или гетерогенности.
8. Погружение — соблюдение временных рамок занятий, даю
щих возможность участникам интенсивно погружаться в содержа
ние как отдельных упражнений, так и всего занятия в целом.
9. Изолированность — наличие специального помещения, в ко
тором будут проходить занятия. Оно должно соответствовать ги
гиеническим требованиям. Участники должны быть полностью уве
рены в том, что никто их не подслушивает.
10. Свободное пространство предполагает свободу передвижения
участников по комнате.
Последние три принципа являются основанием для продумывания наилучших условий занятий. Это очень важно, так как тренинг должен способствовать самораскрытию личности.
Среди существующих принципов еще выделяются такие (А. А. Осипова):
1. Откровенность и искренность — побуждает участников от
крыто выражать свои чувства, как позитивные, так и негативные.
Степень откровенности и искренности каждый выбирает сам, по
этому нельзя говорить неправду.
2. Отказ от ярлыков — настраивает участников на понима
ние, а не на оценку, которая хоть и выражает отношение челове
ка к другому, но часто может нанести оскорбление, унизить чело
века.
3. Контроль поведения — участники должны выражать чувства
допустимыми средствами.
4. Принцип «Стоп» — настраивает членов группы на реализа
цию своей самозащиты в ситуациях, когда участник хочет остано
вить разговор, касающийся его личности. Ему предоставляется пра
во не объяснять причину остановки обсуждения.
5. Толерантность — участники должны проявлять терпимость и
снисходительность по отношению к членам группы.
6. Ответственность — настраивает на принятие определенных
обязательств по отношению к участникам тренинга и его органи
зационным основам, которые ими будут выполняться неукосни
тельно.
Описанные выше принципы могут быть дополнены принципами доверительного и откровенного общения, соблюдения интимности, партнерства (В. Харькин, А. Гройсман).
Успешное функционирование тренинговой группы реализуется через выполнение участниками норм работы группы,т. е. принятых правил поведения, руководящих действиями участников и позволяющих применять санкции к неприемлемым для данной ситуации общения формам поведения.
Групповые нормы можно рассматривать как своеобразную призму реализации социальных норм. Групповые нормы, с одной стороны, дают возможность соотнести поведение каждого участника тренинга с эталоном и при нарушении выбрать соответствующие меры воздействия; а с другой — контролировать активность участников. Также нормы позволяют членам группы найти ответы на такие вопросы: стоит ли выражать свои чувства и как это сделать? Как углубить связи друг с другом? Отвечать ли кому-либо на основе личностных качеств или ролевого статуса?
Появление норм объясняется несколькими аспектами жизни группы:
1. Преследование общих целей. Стремление к осуществлению
целей способствует развитию факторов принуждения, которые ста
новятся тем сильнее, чем больше ощущается необходимость в еди
нообразии в поведении как средстве достижения целей и чем важ
нее становится группа для отдельных индивидов в достижении их
личных целей.
2. Стремление к сохранению стабильности. Оно усиливает не
обходимость единообразного поведения и соблюдения норм.
3. Общие представления, возникающие в результате жизни в
группе. Принадлежность к группе влияет на то, как человек пред
ставляет себе некоторые ситуации или каким определенным об
щим ценностям отдает предпочтение.
4. Подражание другим участникам. Оно основывается на необ
ходимости принадлежности к группе и поддерживается потребно
стью в безопасности.
Наиболее значимыми нормами для психокоррекционных групп являются самораскрытие и честность (К. Рудестам), а также выражение чувств, толерантность, доверительность, обратная связь.
В литературе приводится много примеров нормативных правил поведения и организации группы. Приведем лишь некоторые, наилучшим образом отражающие принципы тренинга: не опаздывать, конфиденциальность, активность, право говорить «нет», не обманывать, право на поддержку, обязанность слушать не перебивая, участвовать во всем, право на личное мнение, обращаться ко всем на ты, работать от и до, говорить от себя лично о происходящем «здесь и теперь» (Г. И. Марасанов).
Ведущему необходимо позаботиться о способах предъявления норм участникам тренинга. Они могут быть объяснены устно. Можно также написать их на доске или плакате, который вывешива
ется на каждом занятии. Допускается осуществление выбора вариантов правил совместно всеми участниками. Интересным методическим приемом является предложение членам группы продумать или сочинить правила самим. Они предъявляются участникам на первых занятиях, но можно вводить правила и поэтапно. Выбор способа предъявления нормы или принципа зависит от цели тренинга и методических установок ведущего.
Нормы группы являются одним из компонентов групповой динамики.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Почему принцип «здесь и теперь» является основополагающим в орга
низации работы группы?
2. Предложите свою интерпретацию содержательного аспекта принципов
интимности и партнерства.
3. Какие аспекты жизнедеятельности группы влияют на появление норм?
4. К перечисленным нормам добавьте свои. Обоснуйте выбор.
5. Как соотносятся между собой принципы и нормы группы?
2.3. Групповая динамика
Групповая динамикаможет быть представлена как совокупность групповых действий и интеракций, которые являются результатом взаимоотношений, деятельности и влияний членов группы. Она представляет собой развитие или движение группы во времени (А. А. Осипова).
Групповая динамика имеет такие компоненты, как стадии и фазы развития, цель, структура группы и лидерство в ней, групповые роли, сплоченность группы, ее нормы.
Выделяют несколько стадий (С. С. Харин).
Первая стадия называется инкаутер социальных масок. Инкау-тер означает встречу человека с самим собой, со своими собственными переживаниями, с другим человеком лицом к лицу. На начальных стадиях тренинга участник вступает во взаимодействие с членами группы на некоторой дистанции, поверхностно, на уровне светского разговора. Формальное общение заставляет каждого представлять себя другим с помощью той или иной социальной роли, которая дает ему возможность уйти от личностного самораскрытия и самовыражения. Однако уже на первой стадии можно наблюдать ингрупповое поведение, выражающееся в так называемом «мы-подходе».
Вторая стадия характеризуется поиском каждым участником собственных путей для выражения эмоциональной открытости. Чаще всего это проявляется в рефлексии прошлых переживаний «там и
тогда» и переходе к актуализации личностно значимого материала «здесь и теперь» через выражение негативных чувств.
Третья стадия характеризуется активизацией непосредственного выражения чувств, возникших от взаимодействия с членами группы. Это стадия обратной связи, которая начинает появляться благодаря тому, что высказывания участников относительно себя и других становятся личностно направленными и отражают истинный характер отношений.
Четвертая стадия — доверия и эмпатии. Участники понимают, принимают, поощряют, поднимают значимость друг друга. Здесь происходит ломка тех социальных масок психологической защиты, которые были выдвинуты на первых стадиях, участники проявляют неудовлетворение действиями членов группы, прячущихся за ними. Ломка внешних фасадов означает, что группа стремится организовать такое общение, которое бы способствовало личностным изменениям.
Пятая стадия может быть названа стадией встречи истинных «Я».Происходит полное самораскрытие личности, общение становится более естественным, контактным, члены группы как бы работают на одной волне.
Исследователи проблем групповой динамики делают вывод о том, что групповой процесс начинается со стадии зависимого и исследующего поведения и через разрушение внутригрупповых конфликтов приходит к сплоченности и эффективному решению проблем (К. Рудестам). При этом происходят изменения в системе взаимодействия между участниками: от стремления к включению в ситуацию, к чувству принадлежности к группе и желанию устанавливать контакты с другими членами группы, к соперничеству и борьбе за лидерство, а от них к выраженной привязанности, показателем которой является тесная эмоциональная связь между участниками.
В групповой динамике различаются также три уровня(Р. Ко-чюнас): отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика, межличностное взаимодействие, ситуация и динамика группы как целого.
В соответствии с уровнями и стадиями групповой динамики выделяют фазы,которые являются очень важным ее показателем. Учет их особенностей дает возможность ведущему справиться с неблагоприятными проявлениями, скоординировать работу с группой в целом и с каждым участником в отдельности.
Первая фаза — неуверенности (ориентации и зависимости) (С. С. Харин, А. А. Осипова). Основным показателем этой фазы является проявление лабилизации. Участники страшатся предстоящей работы, беспокойны, встревожены. Чтобы снизить напряжение, члены группы пытаются задавать ведущему много вопросов, стремятся получить как можно больше инструкций, советов относительно предстоящей деятельности, заполнить время обсуждением незначительных проблем, не касающихся пребывания их «здесь
и теперь». Происходит несовпадение ожиданий участника и поведения ведущего. Описанная фаза является составной частью первой стадии групповой динамики, поэтому ее называют фазой светского разговора или фасадного общения. Во время протекания этой фазы участники часто отказываются от личностного самовыражения.
Вторая фаза — активизации (конфликта и протеста). Дискомфорт, напряжение первой стадии требуют выхода. Группа как бы ищет виновного за несбывшиеся надежды, ведь участники, идя на тренинг, ждали руководства, помощи. Кроме этого, достаточно сильно действует на группу стереотип традиционного обучения, при котором им выдают советы, что делать, как себя вести. А на тренинге вместо этого они видят мнимое бездействие ведущего и проецируют на него свое разочарование и нередко агрессию.
Третья фаза — структурирования группы (развитие связей и сотрудничества). Это рабочее состояние группы. Участники берут как норму взаимоотношений сотрудничество, активность и ответственность. Открытость выражения чувств, снижение количества конфликтов, снятие «масок», предоставление каждому участнику средств защиты — все это характеристики данной фазы.
Четвертая фаза — целенаправленной деятельности на основе высокой сплоченности группы. Благодаря созданным условиям психологической безопасности и атмосферы доверия группа выступает как единая система.
Группа проходит свои жизненные циклы, но не всегда участники реально осознают последовательность группового развития, как и необязательным является прохождение группой всех фаз развития. Часто ведущим приходится стимулировать групповые процессы использованием разнообразных методических приемов.
Групповая динамика нередко определяется целями группы,которые ставятся исходя из всей системы работы с участниками тренинга и конкретизируются в задачах занятия.
Цели объемны и чаще всего связаны с ростом самосознания и самоисследования участников. С развитием группы, с приобретением ее членами группового опыта работы первоначальные цели могут модифицироваться, видоизменяться. Например, совершенствование отношений прослеживается на нескольких этапах групповой динамики и одновременно реализуется с помощью различных методов, которые применяет ведущий, наблюдая отношения между участниками тренинга.
Цели тренинга реализуют люди, которые являются структурным основаниемгруппы. Различают:
- формальную структуру, которая базируется на нормативных отношениях между ведущим и участниками, и
- неформальную, ее основу составляют межличностные интересы членов группы.
На структуру группы значительное влияние оказывают роли, которые берут на себя участники тренинга. Под рольюпонимается круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном контексте (К. Рудестам). Гибкость ролевой тактики является одним из условий работы в группе, так как по ходу межличностного взаимодействия участникам приходится брать на себя роли, отличные от тех, которые они имеют вне группы.
Групповые роли стереотипизированы. В самом названии роли, например «козел отпущения», «ищущий внимания», «соблазнитель», определяется поведенческий набор действий, которые соответственно реализуют две функции поведения: решения задач и оказания поддержки. Они нужны для успешного существования группы.
Так, например, чтобы мобилизовать группу на эффективное решение проблемы, нужно выдвигать предложения, принимать решения — это может сделать участник, взявший на себя конкретную роль, содержанием которой будет соответствующий поведенческий набор. Для того чтобы оказать поддержку, поведение должно быть дружеским, понимающим. Чем более гибкими будут участники в своих ролях, тем быстрее и успешнее произойдет достижение цели. Роли членов группы некоторым образом сбалансированы. «Инициирующий», т. е. предлагающий новые идеи и способы решения проблемы; «Инициирующий», «разрабатывающий» — осуществляющий некоторую генерацию всех имеющихся идей для решения проблемы; «координирующий» — объединяющий действия всех по решению проблемы; «оценивающий-критикующий», т. е. сравнивающий предложения участников с имеющимся стандартом; «побуждающий к действию» — подталкивающий группу к принятию решения — все эти роли связаны с решением групповой задачи.
А роли, связанные с групповой поддержкой, такие, как «поощряющий», т. е. демонстрирующий понимание чужих идей и мнений; «гармонирующий» — выступающий посредником при возникновении разногласий в решении проблемы или в межличностных отношениях; «охраняющий и выполняющий», т. е. регулирующий процесс общения за счет поддержки и поощрения других; «устанавливающий стандарты» — применяющий стандарты для оценки качества группового процесса; «пассивно следующий», т. е. выступающий слушателем в групповых дискуссиях, послушно следующий за общим мнением, и, наконец, «идущий на компромисс», направлены на гармонизацию межличностных отношений.
Значение ролей как для групповой динамики, так и для самого участника состоит еще и в том, что увеличение их репертуара позволяет ему апробировать и безболезненно внедрить в свою социальную практику новые роли, расширяющие его функциональные возможности.
В связи с «ролевой нишей» (И. В. Вачков), которую стремится занять каждый участник, встает вопрос о лидерстве в группе. Влюбом тренинге, помимо руководителя, являющегося официальным лидером, появляются так называемые неформальные лидеры — это активные члены группы, которые пытаются оказать влияние на других, преследуя две цели: реализацию либо целей группы, либо личных целей участников. Существует описание трех видов лидеров (А. А. Осипова): лидер по способности к руководству — это спокойный, интеллигентный, самоотверженный человек; лидер по п