Имидж руководителя с психологической точки зрения
Результаты исследований, проведённых в США, свидетельствуют о том, что от имиджа существенно зависят шансы получить работу и успехи в деловой карьере. Конкуренция на рынке труда не гарантирует поступления на работу только за счёт образования и профессионального опыта. Работодатели предъявляют обширные требования, в частности и к имиджу, если это работа с людьми. Значит и для умелого менеджера имидж играет важнейшую роль.
Американские психологи Нолл и Тенкерслей утверждают:
– Важнейшими слагаемыми позитивного имиджа считаются коммуникативные способности (умение вести переписку, разговаривать с людьми в различных ситуациях, литературный язык и чёткая артикуляция). Далее в порядке ранжирования следуют различные аспекты внешности - ухоженность, облик (общий вид, фигура, физическая форма, одежда) и хорошие манеры.
– Директора фирм и руководители отделов по работе с персоналом считают подходящий имидж более важным условием для карьеры, чем курсы по повышению квалификации.
– Все респонденты считают, что процветание предприятия напрямую зависит от его имиджа.
Подобрать костюм, рубашки, галстуки, пуловеры, аксессуары и т.д. так, чтобы они сочетались друг с другом, соответствовали обстановке и, в то же время, отражали внутреннее состояние личности требует немалых навыков, знаний, в том числе и по психологии. Кроме того, формируя имидж, необходимо учесть такие компоненты как звучание голоса, коммуникативные способности, умение вести себя в обществе, контакт взглядом, подача руки, осанка, физическое здоровье, ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д.), манеру одеваться - свой стиль, хорошие манеры (воспитанность). Менеджеру необходимо умело сочетать и изменять в зависимости от сложившейся обстановки все эти факторы, что требует и психологической подготовленности.
Рассматривая критерии оценки деятельности руководителя необходимо остановиться на степени его авторитета. Выделяют три формы авторитета руководителя: 1) формальный авторитет, обусловленный набором властных полномочий, прав, которые дают руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65 % его влияния на подчиненных, 100 % отдачу от работника руководитель может получить только опираясь на свой психологический авторитет, состоящий из морального и функционального. Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется компетентностью руководителя, его деловым качествам, отношением к деятельности, качеством управляющих воздействий, в которые трансформируется принимаемые им решения. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит к потере его влияния на подчиненных, что часто вызывает агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшению психологического климата и результатов деятельности коллектива.
Результатом эффективной работы руководителя является состояние, когда каждый член коллектива предъявляет к себе требования сознательного принятия определенных ценностей и задач. От руководителя требуются усилия по формированию успешно работающего трудового коллектива из определенной совокупности индивидов.
Так, на основе опыта, проведения семинаров в системе обучения руководителей (Швейцария) выявлены 12 качеств отличающих эффективно работающих руководителей. К ним относятся: 1) умение выслушать своих подчиненных, а не вести монолог в беседе с ними; 2) правильное оформление своей внешности (одежда, манеры, язык и т.д.) на работе; 3) честность и доверие, которые вызывают ответную реакцию у подчиненных; 4) человечность и чувство юмора, что помогает руководителю быстрее устанавливать контакт с подчиненными, вызывает у них симпатию и снижает напряжение; 5) коммуникабельность и способность к пониманию психологического состояния подчиненных; 6) глубокие профессиональные знания, которые могут компенсировать отсутствие у руководителя других качеств; 7) способность делегировать полномочия, что освобождает руководителя для решения более ответственных задач и помогает профессиональному росту подчиненных; 8) способность проводить в жизнь свои решения; 9) самокритичность; 10) целеустремленность, направленность на достижение напряженных целей и формулирование таких же целей перед подчиненными; 11) умение побудить и вдохновить подчиненных; 12) позитивная направленность мышления, оптимизм, без которого названные качества теряют свое значение.
Обладая психологической подготовкой, талантливый менеджер сможет эффективно осуществлять свои функции, руководить работой предприятия. Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении с подчиненными, он сможет лучше понять их потребности и мотивацию к деятельности. Он сможет избежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива, между исполнителями, так и между исполнителями и подчиненными. Умелые применения психологических знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития производства приведут к повышению эффективности работы предприятия и увеличению прибыли. Психологическая подготовка необходима менеджеру в целях совершенствования самого себя, своих личных качеств и подчиненных. Менеджер может использовать свою психологическую подготовку в контакте с руководителями более высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.
Выводы по главе
1. Работа руководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая является одним из самых сложных видов деятельности.
2. Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.
3. Выявлены три главных фактора определяющих продвижение на высокий уровень руководства и развития карьеры:
а) личное желание занять высокий руководящий пост;
б) умение работать с людьми;
в) умение рисковать и брать ответственность на себя;
менее значимы:
– способность генерировать больше идей;
– гибкость в управлении (менять стиль);
– техническая и управленческая подготовка.
4. Авторитет руководителя – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями.
5. Лидерство – это процесс психологического влияния одного человека на других людей, при их совместном стремлении к достижению общих целей.
6. Лидерство возникает стихийно, а руководитель либо назначается, либо избирается.
7. Основным компонентом деятельности руководителя является подготовка и принятие управленческих решений.
8. Инструментом осуществления процесса руководства является власть, как формальная, которой руководитель наделен изначально, так и неформальная, которую завоевывает сам, за счет своих личных качеств, знаний, умений, навыков.
9. Руководитель должен претендовать на деловое, официальное лидерство в группе, на неформальное признание своей компетентности, одобрение, доверие членов группы.
10. Одно из важнейших требований к руководителю является развитие потенциала персонала в организации.
11. Организация – сфера развития потенциальных возможностей сотрудников, которую создает менеджер.
12. Сущность собирательного образа менеджера составляют три важных компонента: личность, стиль руководства и авторитет.
13. Современные менеджеры – это носители нового хозяйственного мышления, ориентированного на интеграцию усилий работников для достижения поставленных целей.
14. Существующая классификация стилей руководства основывается на личностных характеристиках и поведении руководителя с подчиненными. Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития коммуникации, уровня производственной демократии и других ситуационных факторов. Руководитель учитывая это должен осуществлять выбор наиболее эффективного стиля в каждой конкретной ситуации.
Тесты оценки качества руководителя