Ефремов Е.Г., Перепелов А.П.
Е92 Управление персоналом и психология менеджмента: Курс лекций / Е.Г. Ефремов, А.П.Перепелов, Омск: ОмГТУ, 2006. – 144 с.
В курсе лекций рассматриваются вопросы управления персоналом и психологии менеджмента в профессиональной деятельности.
Предназначен для студентов дистанционного обучения специальности «Психология труда и организационная психология».
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского
государственного технического университета.
УДК 159.9:331.108.26
ББК 88.5
© Е.Г. Ефремов,
А.Н. Перепелов, 2006
© Омский государственный технический университет, 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………. Раздел I. Социальная и психологическая теория управления…………………..……………. Тема 1. Содержание и основы управленческой деятельности………………….……………. Контрольные вопросы……………………………………………………………..……………. Список рекомендуемой литературы…………………………………………………………… Тема 2. Психологические аспекты делового общения…………………………..……………. 2.1. Структура, функции, виды и средства общения.Восприятие и понимание в процессе общения. Этапы делового общения.…………………………………...…………..……………. Тесты……………………………………………………………………………………………… Контрольные вопросы……………………………………………………………..……………. Список рекомендуемой литературы……………………………………………………………. Раздел II. Психологические аспекты научного управления коллективом……..……………. Тема 3. Социально-психологическая характеристика коллективом…………………………. Контрольные вопросы……………………………………………………………..……………. Список рекомендуемой литературы……………………………………………………………. Тема 4. Руководство и лидерство как социально-психологическое явление…..……………. 4.1. Проблемы лидерства и руководства……………………………………………………….. 4.2. Двумерная трактовка стилей лидерства……………………………………..…………….. 4.3. Управленческая решетка……………………………………………………..…………….. 4.4. Стиль, удовлетворение и производительность……………………………...……………. 4.5. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору……………………………………………………………………………….. 4.6. Воспитательная функция руководителя……………………………………..……………. 4.7. Характер исполнителей и его формирование руководителем……………..…………….. 4.8. Настроение исполнителей и возможность его изменения с целью более эффективной работы…………………………………………………………………………………………….. 4.9. Внимание. Необходимость и возможность его выработки Руководителем……………………………………………………………………........................ 4.10. Имидж руководителя с психологической точки зрения…………………........................ Тесты оценки качества руководителя……………………………………………...................... Практическое задание №2…………………………………………………………..................... Контрольные вопросы……………………………………………………………....................... Список рекомендуемой литературы………………………………………………..................... Раздел III. Психология менеджмента……………………………………………....................... Тема 5. Психология управления, развитие и обучение персонала……………........................ 5.1. Значение руководителя в системе управления……………………………........................ 5.2. Изучение и оценка работы персонала………………………………………....................... Тесты для руководителя…………………………………………………………........................ Контрольные вопросы……………………………………………………………....................... Список рекомендуемой литературы………………………………………………..................... Тема 6. Концепция управления персоналом. Психология менеджмента................................. Контрольные вопросы……………………………………………………………....................... Список рекомендованной литературы……………………………………………..................... Тема 7. Типы производственных конфликтов и пути их решения……………....................... 7.1. Сущность социально-производственного конфликта………………………..................... 7.2. Причины конфликтов…………………………………………………………..................... 7.3. Модель процесса конфликта…………………………………………………...................... 7.4. Последствия конфликтов……………………………………………………....................... Методики……………………………………………………………………………..................... Тесты по оценке и поведению в конфликтах……………………………………...................... Контрольные вопросы……………………………………………………………....................... Список рекомендуемой литературы………………………………………………..................... |
Введение
Психологическое обеспечение управления человеческими ресурсами востребовано в новых экономических условиях и внесет вклад в развитие народного хозяйства и человека как основной ценности общества.
Социальные и экономические процессы современности породили направление в управлении – менеджмент и новое поколение людей, профессионально занимающихся управленческой деятельностью – менеджеров.
В результате изучения дисциплины «Управление персоналом и психология менеджмента» студент должен овладеть системой знаний о закономерностях управленческих процессов, уметь распределять ответственность по различным уровням управления, знать информационные технологии, уметь планировать и прогнозировать развитие своей организации. Однако, самое главное в управлении персоналом менеджер должен быть специалистом по работе с людьми, овладеть знаниями о механизмах функционирования и развития личности, особенностях межличностных отношений и общения, принимать целесообразные решения в сложных, нестандартных ситуациях, адекватно оценивать себя и других, уметь использовать результаты психологического анализа в интересах повышения эффективности работы.
Основная обязанность менеджера – создать сильный, сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает свое место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слажено и эффективно работать. Менеджер должен изучать и использовать те факторы окружающей среды, которое оказывает благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя воспитательную функцию менеджер должен активизировать, развивать в исполнителях те личные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.
Все эти многообразные функции менеджера невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями в области психологии управления, управления персоналом и психологии менеджмента.
Изучение информации, представленной в курсе лекций, позволяет обоснованно доказать необходимость психологической подготовки менеджера, а также формирование определенных навыков применяемых им в практической деятельности.