Дефектологическое консультирование и сопровождение учебно-воспитательного процесса
Осуществляется по аналогии с логопедическим направлением деятельности: рекомендуется включение в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставок учителя-дефектолога из расчета 1 ставка на четыре—пять классов I ступени начального общего образования и пять—восемь классов II ступени основного общего образования.
Взаимодействие школьной специальной педагогической службы с учителями классов КРО
При организации специальной педагогической работы с детьми, имеющими речевые недостатки или выраженные нарушения познавательной деятельности (низкий уровень развития восприятия, памяти, словесно-логического мышления), необходимы согласованные усилия логопеда, дефектолога, учителя.
После первичного фронтального обследования речи обучающихся логопеду рекомендуется составить речевой профиль класса, в котором в течение года будет отмечаться динамика речевой деятельности школьников и оцениваться эффективность коррекционной работы.
В течение недели (15—22 сентября) учитель должен изучить расписание занятий учащихся его класса с логопедом и дефектологом.
С целью повышения эффективности коррекционной работы необходимо:
• консультирование учителя класса логопедом и дефектологом по организации индивидуальных или групповых занятий, проводимых с целью закрепления результатов логопедической или дефектологической помощи;
• ознакомление родителей с содержанием специальной педагогической работы и согласование с ними расписания занятий их детей.
Условия реализации специального педагогического направления деятельности школьного консилиума
Для обеспечения полноценной работы школы специальная педагогическая служба (логопедическое и дефектологическое обеспечение) должна иметь логопедический и дефектологический кабинеты.
Их методическое и техническое оснащение включает:
• тестовые материалы для диагностики уровня развития речевой и познавательной деятельности;
• бланковые и компьютерные базы данных на учащихся классов КРО;
раздаточный материал в количестве 4—5 экземпляров;
справочная научная и методическая литература;
персональный компьютер;
множительная техника;
магнитофон с наушниками и серией аудиокассет;
видеомагнитофон с комплектом видеокассет.
ГЛАВА V. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ КРО
Виды деятельности школьного психолога
К основным видам деятельности школьного психолога относятся (по Дубровиной И.В., 1989):
психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям;
психологическая профилактика, состоящая в проведении психологом постоянной работы по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников;
психологическое консультирование, заключающееся в помощи психолога при решении тех проблем, с которыми учителя, учащиеся или родители приходят к нему сами, по рекомендации либо по просьбе самого психолога. Часто проблемы осознаются ими только после проведения психологом просветительской и профилактической работы;
психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о необходимости дальнейшей коррекционно-развивающей работы с учеником, а также об эффективности предшествующей профилактической или консультативной работы;
психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника.
Регламентация службы практической психологии определена Приказом № 636 от 22 ноября 1999 г.
Инструктивное письмо Министерства образования РФ № 29/18886-6 от 24 декабря 2001 г. разъясняет положение об использовании рабочего времени психолога образовательного учреждения следующим образом.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять различные виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитичес-
кую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую работу. Нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них 18 часов в неделю психолог затрачивает:
— на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками;
— на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении;
— на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
Остальные 18 часов приходятся на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за ее пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Работа с детьми классов КРО имеет свои специфические особенности и задачи. Это обусловлено, с одной стороны, характерным своеобразием познавательной деятельности детей с ЗПР, незрелостью эмоционально-личностной сферы, недостаточной сформированностью произвольной регуляции деятельности и поведения. С другой стороны, система КРО предполагает взаимодействие специалистов разного
профиля (психоневролога, психолога, логопеда, дефектолога), что накладывает на психолога ряд дополнительных функций.
Роль психологического сопровождения в системе КРО
На психолога в структуре деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения ложатся задачи определения актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявления особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
Деятельность психолога в системе КРО не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения. Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами школьного консилиума позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать Программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения, психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально ориентированных программ психологической помощи.
Организация коррекционно-развивающей работы
Как правило, коррекционно-развивающая работа проводится психологом индивидуально или в малых группах (до 4 человек).
При организации работы психолога с детьми классов КРО можно использовать публикации с описанием методов и форм проведения индивидуальной и групповой работы (Н.В.Бабкина, 2000, 2002; Н.Ю.Борякова, 2003; И.П.Воропаева, 1993; И.В.Дубровина, 1999, 2002; С.Д.Забрамная, 2000; О.А.Карабанова, 1997; Н.П.Локалова, 2002; Н.М.Пылаева и Т.ВАхутина, 1997; Н.П.Слободяник, 2000; Н.Я. и М.М.Семаго, 2000; А.В.Семенович, 2002; М.И.Чистякова, 1995 и др.).
Поскольку на успешность овладения учебной деятельностью и на поведение детей с ЗПР оказывает негативное влияние недостаточное развитие регуляторной сферы, необходимо как можно раньше начинать ее формирование.
Следует отметить и тот факт, что к моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют у одной трети детей с ЗПР. Игра остается для младших школьников с ЗПР той деятельностью, в которой их возможности раскрываются с наибольшей полнотой, в связи с чем необходимо использовать различные формы игровой деятельности как для формирования полноценной личностной готовности к принятию школьных требований, так и для воспитания интереса к учебной деятельности (особенно у тех первоклассников, которые не посещали дошкольные учреждения).
В качестве примера коррекционно-развивающей программы занятий психолога предлагаем программу по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Организационно-методические требованияк работе психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у первоклассников с ЗПР состоят в следующем.
1. Привлечение внимания детей к собственной регуляции как деятельности, формирование интереса к ней. Это достигается занимательным построением занятий, организацией ситуаций, вызывающих у детей переживание радости от достижений.
2. Использование системы упражнений для выработки умений саморегуляции. Например, умение выбирать способы действий и организовывать их последовательную реализацию формируется на материале различного рода графических диктантов, мозаик, в игре «Зашифрованный рисунок»; умение анализировать условия и выделять наиболее значи-
мые для достижения поставленной цели — в играх типа «Лабиринт», «Угадай слово», «Муха», «Шифровка» или при решении логических задач; умение ставить цели и определять наиболее актуальные из них, удерживать цели длительное время, связывать их с организацией собственных усилий формируется в ситуации самостоятельного составления ребенком задания и т.д. (подробное описание игр и упражнений имеется в книге Н.В.Бабкиной, 2002).
3. Определение содержания психолого-педагогического воздействия и его продолжительности (зависят от исходного уровня развития ребенка и динамики формирования компонентов осознанной саморегуляции деятельности).
Работа строится на основе выявленного уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. В качестве первичных форм организации групповых занятий используются те виды коллективной деятельности, которые представляют для детей интерес прежде всего своим процессом (подвижные и дидактические игры, продуктивные виды деятельности и т.д.).
Работу психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР необходимо вести в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений:
— ставить и удерживать цель деятельности;
— планировать действия;
— определять и сохранять способ действий;
— использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
— осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
— оценивать процесс и результат деятельности.
Особое внимание при этом необходимо уделять осознанию ребенком собственных действий, причин успехов и неудач, формированию у него веры в собственные силы.
Программа занятий психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности включает подготовительный периоди три этапа основного цикла.
Подготовительный период
Цель: установление контакта с ребенком, подготовка к взаимодействию с психологом, привлечение внимания к регуляции деятельности.
Задачи:
— сформировать интерес к выполнению заданий психолога;
— научить принимать и выполнять задания под непосредственным контролем психолога;
— научить контролировать правильность выполнения действий.
Средства: подвижные игры, упражнения на внимание. Организация занятий: в малых группах и индивидуальная. Виды помощи: стимулирующая, организующая, обучающая.
I этап основного цикла
Цель: формирование у ребенка осознанной саморегуляции исполнительских действий (формирование и сохранение способа действий под руководством взрослого).
Задачи:
— анализ наглядного образца, состоящего из простых элементов;
— поэлементное копирование образца под руководством взрослого с последующим целостным копированием образца под руководством взрослого;
— оценка взрослым результата деятельности;
— исправление ошибок по указанию взрослого;
— словесный отчет о проделанных действиях. Средства: конструктивная деятельность по наглядному
образцу, состоящему из простых элементов; игры и задания на внимание.
Организация занятий: индивидуальная.
Виды помощи: стимулирующая, организующая, обучающая.
II этап основного цикла
Цель: формирование у ребенка осознанной саморегуляции прогностического этапа деятельности (планирование действий).
Задачи:
— планирование совместно со взрослым этапов выполнения задания с последующим самостоятельным выполнением задания;
— осуществление совместно со взрослым оценивания результатов деятельности;
— самостоятельное исправление ошибок;
— словесный отчет по этапам действий.
Средства: составление плана, задания с «шифровками», задания с многоступенчатой инструкцией и распределением функций (организатор, исполнитель, контролер).
Организация занятий: в малых группах.
Виды помощи: стимулирующая, организующая.
III этап основного цикла
Цель: формирование у ребенка осознанной саморегуляции, связанной с самостоятельной постановкой и удержанием цели деятельности.
Задачи:
— самостоятельная постановка цели деятельности;
— самостоятельное планирование последовательности действий;
— самостоятельное выполнение задания;
— самостоятельная оценка процесса и результатов деятельности ;
— самостоятельное нахождение и исправление ошибок;
— словесный отчет о цели деятельности и этапах ее достижения.
Средства: задания, аналогичные заданиям предыдущих этапов, самостоятельное составление заданий; игры и задания, построенные по принципу «Маленький учитель».
Организация занятий: групповая.
Виды помощи: стимулирующая.
Основным способом формирования осознанной саморегуляции познавательной деятельности является организация внешних (практических) действий на специально созданной ориентировочной основе и постепенный их перевод во внутренний план — план собственной регуляции.
Содержание занятий позволяет постепенно усложнять требования к программе действий ребенка, осуществлению и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка.
На занятиях психолог активно использует различные виды помощи (стимулирующую, организующую, обучающую). Он организовывает и стимулирует деятельность ребенка побуждающими вопросами, привлечением внимания к образцу, совместным формулированием правил, поощрением правильных действий и т.д.
Принципиальная основа выполнения заданий — совместная деятельность психолога и ученика. Психолог выбирает исходный уровень сложности заданий и темп продвижения (в зависимости от потребности в многократном выполнении однотипных заданий или способности ученика быстро переходить к более сложным). При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным, так как на первом этапе коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенных усилий: «даже маленькая победа над собой делает человека намного сильнее... и помогает человеку в дальнейшем при решении схожих задач» (А.К. Осницкий, 1991, с. 10). В дальнейшем трудность задания необходимо увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка, при необходимости использовать деление задания на отдельные смысловые блоки.
При выполнении ребенком заданий необходимо стремиться к тому, чтобы у него сформировалось осознание всех звеньев саморегуляции познавательной деятельности:
— осознание задания,
— осознание условий и правил деятельности,
— осознание программы действий,
— осознание и оценка результата деятельности,
— осознание необходимости коррекции результатов деятельности.
На детей с ЗПР благоприятное влияние оказывает работа в группе. Прежде всего, повышается мотивация. Ребенок в группе может занять позицию педагога, контролирующего действия товарища или даже задающего ему программу. «Сама по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следовательно, уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг» (А.В.Семенович, 2002, с. 173). Психолог, наблюдая за работой ребенка в группе, может оценить степень овладения различными умениями осознанной саморегуляции познавательной деятельности.
В сентябре проводится комплексное обследование детей специалистами ПМПК, по результатам которого для каждо-
го ребенка разрабатывается Программа индивидуальной коррекционной работы.
Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий — 20 минут, групповых и в малых группах — 30 минут.
Основные принципы деятельности психолога в системе КРО
Соблюдение интересов ребенка на всех этапах обследования, а также при выборе индивидуального образовательного маршрута.
Комплексное изучение ребенка как результат индивидуального обследования ребенка каждым специалистом и выработки заключения на основе их междисциплинарного взаимодействия.
Системное изучение ребенка как интеграция в едином обследовании нейропсихологической оценки, психодинамического подхода и элементов психокоррекции.
Целостное изучение состояний ребенка как единства когнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивационными установками и психофизическими особенностями.
Структурно-динамическое (по Л.С.Выготскому) изучение ребенка как оценка развития с точки зрения возрастной соотнесенности и определенной последовательности развития функций. Учет данного принципа позволяет определить причины возникновения нарушений, оценить структуру дефекта и иерархию проблем развития.
Координированность коррекционно-развивающей работы как четкое распределение и согласованность действий специалистов.
Повышение квалификации психологических кадров
Актуальные проблемы, стоящие в настоящий момент перед практической психологией, формулирует Т.Д.Марцинковская: «Отсутствие квалифицированных кадров и
низкий уровень психологической грамотности приводят к тому, что применение тестов часто необъективно, а психологическая коррекция не дает удовлетворительных результатов. Низкая квалификация практических психологов снижает отдачу и от развивающих программ обучения, которые сейчас разрабатываются отечественными учеными для различных учебных заведений. Создание таких программ... для детей с задержкой умственного развития является одним из приоритетных направлений в отечественной детской психологии. Большое значение имеет и формирование службы психологической коррекции, которая дала бы возможность не только диагностировать причины отклонений в развитии детей, но и корректировать эти отклонения» (1998, с. 265).
Проведенный нами опрос психологов показал, что большая часть из них не имеет специальной подготовки для работы с детьми с ЗПР. Они испытывают недостаток теоретических знаний об особенностях детей данной категории, о системе коррекционно-развивающего обучения, остро нуждаются в практических рекомендациях по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.
В последние годы в системе повышения квалификации проводятся курсы, позволяющие получить психологам специальные знания по этой проблеме.
Организация взаимодействия психолога с педагогами классов КРО
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ЗПР является профессионализм, психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении учебно-познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач. Все это, в конечном счете, приводит к осознанию ребенком своих потенциальных возможностей, что повышает его уверенность в себе, пробуждает энергию достижений.
Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон
когнитивного и личностного развития ребенка, способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразны: занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР, педагогические консилиумы, тематические круглые столы, индивидуальные консультации и т.д.
Общие рекомендацииучителям классов КРО по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода в процессе выполнения детьми учебных заданий состоят в следующем:
— давать задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями ученика;
— учитывать индивидуальные особенности вхождения ребенка в деятельность (период врабатывания);
— изменять тактику руководства деятельностью ребенка в связи с динамическими изменениями (при утомлении, пресыщении);
— не предъявлять для выполнения ребенку сразу более одного задания; если ученику предстоит выполнить сложное задание, следует предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функции контроля самому ребенку);
— использовать групповые методы работы на уроке, при которых каждый ученик делает определенную посильную для него часть задания, выполнение которой ведет к достижению общего результата;
— устраивать паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями или расслаблением;
— использовать в процессе обучения игровые приемы, элементы соревнования, дидактические игры;
— создавать ситуации успеха, в которых ученик имел бы возможность проявить свои сильные стороны;
— поддерживать и поощрять любые проявления инициативы и самостоятельности ребенка;
— избегать предъявления завышенных и заниженных требований к ученику;
— ввести знаковую систему оценивания, поощрять хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
— ограничиться минимальным количеством отвлекающих предметов в классе (картин, стендов и т.п.);
— по возможности придерживаться постоянного расписания занятий, так как дети с ЗПР отличаются забывчивостью;
— направлять энергию гиперактивных детей в полезное русло (например, попросить во время урока вытереть доску, собрать тетради и т.п.);
— совместно с психологом помогать ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе — воспитывать навыки учебной работы, формировать представления о социальных нормах и навыках общения.
Организация взаимодействия с родителями
Форма и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Анкетирование учителей классов КРО,проведенное в 2002 г. специалистами ИКП РАОсовместно с Московским департаментом образования в рамках мониторинга образовательного процесса в системе КРО, показало, что лишь 5% родителей активно и 15% родителей эпизодически взаимодействуют с учителем и специалистами образовательного учреждения. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что особо следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям,
поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога. На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития осознанной саморегуляции ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе).
Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах, собраниях с просмотром фрагментов занятий с детьми и т.д.
Родителям даются специальные рекомендации, например, по активизации осознанной саморегуляции познавательной деятельности их детей при общении с ними дома.
Рекомендации родителям
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он того заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что дети с ЗПР негативно реагируют на выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
Ребенок всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Преодолевайте вместе возникающие трудности совместно.
Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему вы это делаете.
Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно, и ни в коем случае не выполняйте их за него.
Заведите «Дневник самоконтроля» и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
Избегайте завышенных или, напротив, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его возможностям.
Создайте ребенку дома необходимые условия. У него должен быть свой уголок; во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание.
При приготовлении ребенком домашних заданий чередуйте нагрузку с отдыхом, используйте различные формы организации деятельности ребенка (по часам, составленному совместно с ребенком плану работы и т.д.).
Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению осознанной саморегуляции деятельности и поведения.
Старайтесь соблюдать режим дня своего ребенка. Следите, чтобы он высыпался, так как недостаток сна ведет к еще большему снижению внимания и самоконтроля.
Развивайте у ребенка навыки самоконтроля.
Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию (на прогулке, в спортивной секции).
Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей — найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в кружках, где требуется значительная нагрузка на память и внимание, особенно если он не испытывает особой радости от этих занятий.
Тесно взаимодействуйте со школьными специалистами, выполняйте все их рекомендации.
ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В СИСТЕМЕ КРО
На современном этапе развития общего и специального образования большая часть детей с ЗПР обучается в классах коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Классы КРО — это новая вариативная форма интегрированного обучения детей с ЗПР (С.Г.Шевченко). «Коррекционно-развивающее обучение выстроено на системном подходе и, будучи индивидуально ориентированным на каждого ребенка, обеспечивает успешность и качество усвоения знаний, общее развитие учащихся, решение коррекционно-развивающих задач (мотивационно-ценностных, общеобразовательных и коррекционных) на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов» (С.Г.Шевченко, 2001). Указанные задачи решаются психолого-медико-педагогическим (ПМП) консилиумом, специалисты которого обеспечивают комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное изучение и сопровождение развития ребенка. Важная роль в этом процессе отводится учителю-дефектологу (специальному педагогу), основная задача которого — обеспечить активную помощь детям, испытывающим трудности в условиях системы КРО. Как правило, это дети с ЗПР церебрально-органического генеза (по классификации К.С.Лебединской), у которых стойкость нарушения развития познавательной и эмоционально-волевой сферы обусловлена локальными поражениями ЦНС.
Цель работы учителя-дефектолога определяется как предоставление своевременной специализированной помощи детям с ЗПР, испытывающим трудности в обучении в классах КРО для успешного освоения ими образовательного стандарта в условиях массовой школы. Деятельность дефектолога направлена на коррекцию познавательного развития ребенка в динамике образовательного процесса. Коррекция имеющихся недостатков развития при этом коррелируется с уровнем сформированности ЗУНов по учебным предметам. Результативность работы определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала по мА-
тематике, русскому языку, чтению, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, природоведению.
Работа учителя-дефектолога строится на принципах системы КРО. Исходными положениями организации работы являются: 1) комплексность и единство диагностики и коррекции; 2) построение коррекционно-педагогической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития»; 3) осуществление этиопатоге-нетического подхода к анализу нарушений; 4) моделирование вариантов взаимодействия специалистов в соответствии со структурой дефекта ребенка и первоочередными задачами коррекционного воздействия; 5) осуществление коррелятивного анализа состояния сформированности учебных знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка; 6) изучение динамики развития познавательных процессов и освоения программных ЗУНов.
Содержание деятельности специального педагога направлено на решение следующих задач:
— своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация учебных трудностей ребенка;
— выделение детей с ЗПР церебрально-органического генеза и детей, подлежащих выводу в специальные (коррекционные) учреждения I—VIIIвида;
— динамическое изучение уровня психического развития ребенка и результатов коррекционного воздействия;
— определение «обходных путей» обучения ребенка с ЗПР, устранение разрыва между обучением и развитием ребенка;
— отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
— проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материла;
— формирование полноценной ведущей деятельности младшего школьного возраста;
— составление Индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;
— консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ЗПР, выбору
оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
В соответствии с указанными задачами можно выделить следующие основные направления деятельности учителя-дефектолога (специального педагога).
Диагностическое направление
Особенностями данного направления в коррекционно-развивающем обучении являются:
— определение актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка («зоны ближайшего развития») с целью определения перспектив обучения; динамическое наблюдение за развитием ребенка;
— распределение детей с ЗПР на группы по ведущему нарушению для проведения коррекционной работы;
— определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребенка.
Коррекционноенаправление
Основными задачами являются компенсация отклонений в познавательном развитии детей с ЗПр, нормализация учебной деятельности, преодоление разрыва между обучением и развитием. Данное направление предполагает реализацию комплексных программ развития в условиях взаимодействия специалистов.
Аналитическое направление
Обеспечивает взаимодействие специалистов в работе, позволяет проследить эффективность коррекционного воздействия, корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенку.