Учебно-воспитательного процесса
Данное направление деятельности состоит:
• в своевременном выявлении обучающихся, нарушения речи которых препятствуют успешному освоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием) — задача логопедической службы;
• в выявлении детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, а также детей, подлежащих выводу в спецшколы, —умственно отсталых, с нарушениями слуха, зрения и др. — задача дефектологической службы;
• в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР любого генеза;
• в выводе в систему специального образования детей, не подлежащих обучению в общеобразовательной школе, или в создании специальных (коррекционных) классов I—VIII вида при отсутствии специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII вида.
Специальное педагогическое (логопедическое и дефектологическое) консультирование и сопровождение учебно-воспитательного процесса включает:
1. Диагностику речевых нарушений у обучающихся 1—4 классов с разработкой прогноза успешности обучения и воспитания. Если в общеобразовательных классах диагностика детей с ФН, ФФН, ОНР III уровня проводится только по запросу учителей и родителей, то в классах коррекционно-развивающего обучения обязательно проводится диагностика уровня развития речевой деятельности всех учащихся с целью определения условий коррекции нарушений речи: занятия с логопедом, индивидуальный подход учителя на уроке в классе, индивидуальные или групповые занятия, организуемые учителем по заданию логопеда.
2. Работу по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся классов КРО на логопедическом пункте школы, которая предусматривает:
• совместное с дефектологом, психологом и учителем составление программы индивидуальной и групповой коррекционной работы по результатам обсуждения представлений на обучающегося на заседании школьного консилиума;
• разработка программы логопедической коррекции;
• индивидуализированный подбор коррекционных приемов;
• ознакомление учителей и родителей с коррекционными приемами;
• проведение логопедической работы в соответствии с Инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». — М.: 1996/ Сост.: А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова.
Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления их на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в «Списке учащихся, нуждающихся в логопедической помощи» для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта.
На каждого обучающегося, зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту (см. Приложение).
Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия.
В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта.Из выявленных обучающихся с ЗП Р, имеющих речевую патологию, могут быть скомплектованы группы из 4—5 человек или группы с меньшей наполняемостью (2—3 человека) с ОНР и ФФН.
Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата при стертой дизартрии). По мере формирования произносительных навыков у этих детей их целесообразно включать в состав соответствующих групп.
Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы.
Коррекция произношения у первоклассников с фонематическими нарушениями, не влияющими на успеваемость, может осуществляться в виде исключения, во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).
Одновременно на логопедическом пункте занимаются 15—20 человек из классов КРО. Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависят от режима работы учреждения и определяются тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводится не менее 3 раз в неделю; с группой детей, имеющих ФФН и ФН, нарушения чтения и письма, обусловленные ими, — 2—3 раза в неделю; с группой детей, имеющих фонематический дефект, — 1—2 раза в неделю; с группой заикающихся — 3 раза в неделю. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся не менее 3 раз в неделю. Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой — 40 минут; с группой меньшей наполняемости — 25—30 минут; продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребенком — 15—20 минут.
Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием, составляет от одного полугодия до целого учебного года; срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушениями чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи, — примерно 1,5-2 года.
Темы групповых, индивидуальных занятий, а также учет посещаемости детей отражаются в типовом классном журнале.
Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несут учитель-логопед, учитель класса и администрация школы.