Учебно-воспитательного процесса

Данное направление деятельности состоит:

• в своевременном выявлении обучающихся, нарушения ре­чи которых препятствуют успешному освоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фоне­матическим недоразвитием) — задача логопедической службы;

• в выявлении детей с задержкой психического развития це­ребрально-органического генеза, а также детей, подлежащих выводу в спецшколы, —умственно отсталых, с нарушениями слуха, зрения и др. — задача дефектологической службы;

• в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР любого генеза;

• в выводе в систему специального образования детей, не подлежащих обучению в общеобразовательной школе, или в создании специальных (коррекционных) классов I—VIII ви­да при отсутствии специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений I—VIII вида.

Специальное педагогическое (логопедическое и дефекто­логическое) консультирование и сопровождение учебно-воспитательного процесса включает:

1. Диагностику речевых нарушений у обучающихся 1—4 классов с разработкой прогноза успешности обучения и вос­питания. Если в общеобразовательных классах диагностика детей с ФН, ФФН, ОНР III уровня проводится только по за­просу учителей и родителей, то в классах коррекционно-развивающего обучения обязательно проводится диагностика уровня развития речевой деятельности всех учащихся с це­лью определения условий коррекции нарушений речи: заня­тия с логопедом, индивидуальный подход учителя на уроке в классе, индивидуальные или групповые занятия, организуе­мые учителем по заданию логопеда.

2. Работу по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся классов КРО на логопедическом пункте шко­лы, которая предусматривает:

• совместное с дефектологом, психологом и учителем со­ставление программы индивидуальной и групповой коррекционной работы по результатам обсуждения представлений на обучающегося на заседании школьного консилиума;

• разработка программы логопедической коррекции;

• индивидуализированный подбор коррекционных приемов;

• ознакомление учителей и родителей с коррекционными приемами;

• проведение логопедической работы в соответствии с Инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». — М.: 1996/ Сост.: А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова.

Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисле­ния их на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сен­тября и с 15 по 30 мая. Все дети с выявленными недостатка­ми речи регистрируются в «Списке учащихся, нуждающихся в логопедической помощи» для последующего распределе­ния по группам в зависимости от речевого дефекта.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопедичес­кий пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту (см. Приложение).

Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебно­го года по мере устранения у них дефектов речи.

Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия.

В группы подбираются дети с однородной структурой рече­вого дефекта.Из выявленных обучающихся с ЗП Р, имеющих речевую патологию, могут быть скомплектованы группы из 4—5 человек или группы с меньшей наполняемостью (2—3 человека) с ОНР и ФФН.

Группы обучающихся первых классов комплектуются от­дельно.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (нарушения строения и подвижно­сти артикуляционного аппарата при стертой дизартрии). По мере формирования произносительных навыков у этих детей их целесообразно включать в состав соответствующих групп.

Занятия с обучающимися на логопедическом пункте про­водятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима рабо­ты школы.

Коррекция произношения у первоклассников с фонема­тическими нарушениями, не влияющими на успеваемость, может осуществляться в виде исключения, во время клас­сных занятий (кроме уроков русского языка и математики).

Одновременно на логопедическом пункте занимаются 15—20 человек из классов КРО. Периодичность и продолжи­тельность логопедических занятий зависят от режима работы учреждения и определяются тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводится не менее 3 раз в не­делю; с группой детей, имеющих ФФН и ФН, нарушения чте­ния и письма, обусловленные ими, — 2—3 раза в неделю; с группой детей, имеющих фонематический дефект, — 1—2 раза в неделю; с группой заикающихся — 3 раза в неделю. Индиви­дуальные занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся не менее 3 раз в неделю. Продолжитель­ность логопедического фронтального занятия с каждой груп­пой — 40 минут; с группой меньшей наполняемости — 25—30 минут; продолжительность индивидуальных занятий с каж­дым ребенком — 15—20 минут.

Продолжительность коррекционно-развивающего обуче­ния детей с ФФН и нарушениями чтения и письма, обуслов­ленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием, составляет от одного полугодия до целого учебного года; срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушениями чтения и письма, обусловлен­ными общим недоразвитием речи, — примерно 1,5-2 года.

Темы групповых, индивидуальных занятий, а также учет по­сещаемости детей отражаются в типовом классном журнале.

Ответственность за посещение детьми занятий на логопе­дическом пункте несут учитель-логопед, учитель класса и администрация школы.

Наши рекомендации