Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в классах КРО
Учебно-воспитательный процесс организуется по программам для классов КРО. Для отслеживания результатов этой работы рекомендуется вести психологический контроль эффективности коррекционно-развивающего обучения. С этой целью психолог знакомит учителей классов коррекционно-развивающего обучения с доступными методами диагностики психического развития обучающихся (наблюдения за деятельностью ученика в ходе индивидуальной и фронтальной форм работы и др.).
Взаимодействие школьной психологической службы с родителями учащихся
При работе с «трудными» детьми необходимо проводить анализ особенностей семейного воспитания учащихся, определять типовое состояние семьи, стиль семейного воспитания, выявлять психотравмирующие факторы, находящиеся в сфере психологического контроля.
Важное внимание уделяется разработке рекомендаций по оптимизации состояния семьи, включающих:
• ознакомление и согласование с родителями модели коррекционной работы;
• поиск индивидуальных путей адаптации хронически болеющих детей;
• апробацию и оценку эффективности коррекционной работы с семьей.
Взаимодействие школьной психологической службы
С учителями коррекционных классов,
Логопедом и дефектологом
С целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, создания благоприятного микроклимата в коллективе необходимо осуществлять:
• обучение взаимодействию (в деловых играх, играх-погружениях) учителя, психолога, дефектолога, логопеда;
• выявление психологических резервов оптимизации труда учителя;
• индивидуальное консультирование учителя и оказание ему помощи в решении собственных психологических проблем;
• психологическую помощь учителю при взаимодействии с трудными учениками и их родителями.
Условия реализации психологического направления деятельности диагностико-консультативной службы школы
Для обеспечения полноценной работы школы психологическая служба должна иметь следующее оснащение:
1. Психологический кабинет для индивидуального обследования и проведения индивидуальной коррекционной работы (комната не менее 10—12 м2, вмещающая стол для работы психолога и стол для одного — двух учеников, два кресла и шкафы с литературой и игрушками).
2. Комната психологической разгрузки для проведения реабилитационной работы и тренингов с группами учащихся (5—6 человек).
3. Комната для профилактической работы (комната самовыражения), посещаемая учащимися на переменах.
4. Методическое оснащение кабинета:
• тестовые материалы по всем перечисленным направлениям диагностики;
• блок компьютерных версий основных тестов;
• бланковые и компьютерные базы данных на учащихся классов КРО;
• тренинговые и коррекционные программы;
• справочная, научная и методическая литература;
• материалы для проведения арт-терапии; игры и игрушки для игровой терапии.
5. Техническое оснащение:
• персональный компьютер;
• множительная техника;
• магнитофон с наушниками и серией аудиокассет с записями релаксирующих программ и соответствующего звукового сопровождения.
Необходимо ежегодно обновлять технологии, программное обеспечение, проводить повышение квалификации психологов.
Дифференциация и индивидуализация обучения (по опыту работы службы) оптимально протекают, если соотношение психолог — учащиеся составляет не более 1:60. При увеличении этого соотношения неизбежно страдают отдельные стороны психологической работы, особенно такие направления, как формирование и коррекция психических функций, требующих значительно больших затрат времени.
Психологический мониторинг требует создания дифференцированной базы данных, что возможно лишь при наличии соответствующего компьютерного парка.
За основные критерии эффективности деятельностипсихолога принимаются:
1. Результативность обучения: обучение без второгодничества перевод учащихся из класса в класс (без заданий на лето, часто практикуемых в работе с неуспевающими детьми).
2. Результативность работы с личностью:
• успешная адаптация к школе;
• сформированное умение избегать и разрешать их конфликты;
• умение налаживать контакт со сверстниками, родителями, педагогами и т.п.
Специальное педагогическое
(логопедическое и дефектологическое) обеспечение