Основными в содержании воспитательной деятельности педагогического коллектива являются следующие задачи.
1. Создание единого общешкольного коллектива детей и взрослых как высшей цели и действенного средства воспитания личности ребенка.
2. Оптимизация клубной и кружковой работы с целью предоставления ребенку возможности для самовыражения, самоутверждения и самореализации.
3. Укрепление коллективных традиций (климат психологического комфорта, «мажорный тон», демократичный стиль взаимоотношений, перспектива «завтрашней радости», общешкольные праздники и др.).
Для успешной реализации поставленных задач необходимы следующие условия:
• вера каждого педагога в добрые начала, заложенные в природу каждого ребенка;
• сформированность у каждого педагога системы гуманистических общечеловеческих ценностей;
• глубокое знание и понимание физических и духовных потребностей детей;
• гармоничное сочетание интеллектуального развития ребенка с воспитанием его чувств;
• отсутствие давления на волю ребенка, запрет авторитаризма и негативных форм дисциплирования;
• понимание игры как потребности развития детского организма, как обязательного условия организации всех видов деятельности ребенка;
• профилактическая работа во всех сферах деятельности педагога (в том числе, организация перемен учителем класса, учителями физкультуры и ритмики, привлечение детей во время перемен к занятиям в психологической комнате самовыражения и т.п.)
Мониторинг эффективности учебно-воспитательного процессаосуществляется в соответствии со следующими критериями:
• результативность обученности школьников по всем учебным предметам, а не только по основным;
• обученность педагогических кадров;
• соотношение затрат времени и психолого-физиологических усилий с достигнутыми результатами;
• соответствие организации, содержания и методик обучения современным достижениям педагогики;
• возможность творческого применения опыта.
Организация индивидуальных и групповых коррекционных занятий в классах кро
Принцип коррекционной направленности обучения — основной принцип организации учебно-воспитательного процесса в коррекционных классах (классах КРО, классах выравнивания, классах компенсирующего обучения) — предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.
Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает проведение с учащимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Эти занятия включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, где предусмотрено их проведение от трех до пяти раз в неделю за счет часов школьного компонента. Не допускается использование школьного компонента для занятий со всем классом по предметам, не предусмотренным Типовым базисным учебным планом для классов данного типа, а также перераспределение этих часов между параллелями.
Цель коррекционных занятий — повышение уровня общего развития учащихся; восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков; коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи; целенаправленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа требует целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому индивидуальные и групповые занятия должны быть направлены на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.
Исходным для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только в процессе комплек-
сной диагностики и оценки потенциальных возможностей ребенка, на основе учета «зоны ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебных программ. Наиболее достоверными оказываются результаты такой диагностики, которая опирается на данные клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения ребенка и проводится в адекватных, наиболее благоприятных условиях обучения.
Содержание индивидуальных занятий должно исключать формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельного навыка. Оно должно быть ориентировано не столько на достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько на создание условий для максимальной реализации возможностей развития ребенка. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и казуалистическую коррекцию, направленную на устранение источников и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед формой симптоматической коррекции.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления специалистами (педагогом, психологом и логопедом или дефектологом) индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. При изучении школьников учитываются следующие показатели: