Глава ii. организация учебно-воспитательного процесса
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данное направление деятельности школы с коррекционными классами обеспечивает учащимся психолого-педагогические условия, необходимые для формирования способности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию на основе раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей личности, а также для коррекции негативных тенденций развития.
Комплектование классов КРО осуществляется на основе тестирования, изучения мнения учителей, исследования интересов, потребностей учащихся, их способностей. Ребенок может быть направлен в коррекционный класс только на основе заключения МПК (ПМПК).
Предусмотрены четыре варианта комплектования классов КРО. При первом варианте комплектования дети поступают во 2 класс КРО (2, 3,4). Второй вариант комплектования — 1—4 классы. Третий вариант — только 1 и 2 классы. Обучение по специальным программам в 1—2 классах выполняет «диагностическую роль». Если ребенок усваивает программу, его можно через 1—2 года переводить в массовую систему обучения. Если не усваивает — на программы классов КРО первого или второго вариантов. Четвертый вариант предполагает обучение в УВК. Дошкольные (старшая и подготовительная) группы комплектуются детьми пяти-шестилетнего возраста. Выпускники дошкольных групп поступают в общеобразовательные или коррекционные классы, в зависимости от того, могут ли они обучаться в традиционной системе или продолжают нуждаться в специальной психолого-медико-педагогической помощи. По окончании начальной школы решается вопрос дальнейшего обучения детей: при успешном усвоении программ они переходят в обычные массовые классы после 1, 2 или 4 класса, и другие продолжают обучение в коррекционно-развивающих классах «год в год» с массовыми классами. Возможно также комплектование 5 классов по итогам обучения в традиционной начальной школе.
Практика реализации системы КРО показывает, что по окончании начальных классов 50—60 % детей переходят на массовое обучение. На весь срок обучения (9 классов) остаются только дети с наиболее тяжелыми формами ЗПР, как правило, осложненными общим недоразвитием речи.
На основной ступени дети обучаются «год в год» по программам общеобразовательной школы в соответствии с Рекомендациями к изменениям в программах и тематическим планированием, разработанным в лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении ИКП РАО под руководством С.Г.Шевченко.
Закончившие неполную среднюю школу выпускники получают свидетельства об окончании школы установленного для общеобразовательных школ образца
Опыт показывает необходимость реализации принципа свободного перехода детей из класса в класс в рамках параллели по желанию учащихся и их родителей. Вопрос о переходе учащихся в массовый класс должен решаться на педагогическом совете по представлению классного руководителя и специалистов школьной диагностико-консультативной службы (ДКС).
Психолого-дидактические принципы, на которых выстраивается коррекционно-развивающее обучение, определяют:
• введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;
• использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создающих оптимальные условия для реализации его потенциальных возможностей;
• коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
• определение оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с поставленными задачами.
Среди коррекционно-развивающих задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:
S развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
S формирование общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
S нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля, самооценки;
S развитие словаря, устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений детей об окружающей действительности;
S логопедическая коррекция нарушений речи;
S психокоррекция поведения ребенка;
S социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана. К их числу, кроме математики и русского языка, относятся такие предметы, как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, а также корригирует его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, повышаем мотивацию учебно-познавательной деятельности.
Воспитательные задачи учебно-воспитательного процесса
Воспитательное направление деятельности образовательного учреждения состоит в организации такого взаимодействия сотрудников, которое обладало бы максимальным воспитывающим потенциалом для свободного развития личности каждого ребенка, для его счастливой и полноценной жизни.