Характеристика основных эмпирических
Методов психологии
Метод наблюдения
Наблюдение– один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.
Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:
· пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);
· мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);
· речь (содержание, культура речи и т.д.).
Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:
· многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;
· многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;
· уникальный характер и неповторимость психических явлений.
Ниже приведена классификация видов наблюдения (рис. 10).
Рис. 10. Классификация видов наблюдения
Особенности применения метода наблюдения отражены на рис. 11.
Рис. 11. Особенности применения метода наблюдения
Эксперимент
Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния.
Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий (рис. 12, 13).
а б
Рис. 12. Классификация видов эксперимента:
а – в зависимости от условий проведения эксперимента; б – в зависимости от позиции экспериментатора в изучении психических явлений
Рис. 13. Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента
Психологический эксперимент в отличие от наблюдения предполагает возможность активноговмешательства исследователя в деятельность испытуемого (рис. 14).
Рис. 14. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента
Беседа
Беседа– вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис. 15).
Стандартизированный опрос- опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.
Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Рис. 15. Особенности применения стандартизированного
и свободного опроса
Анкетирование
Анкетирование– это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:
1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.
2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросыпозволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями - как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предпола-гают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложен-ных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.
Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа. Сами вопросы должны быть как можно более короткими, ясными по смыслу, простыми, точными, однозначными и эмоционально окрашенными.
3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.
Метод тестирования
Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.
Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Выделяют следующие виды тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.
Тест-опросникоснован на системе заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных относительно валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.
Тест-задание включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств.
В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя.
Метод экспертных оценок
Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.
Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему: классный руководитель, преподаватели, тренер, родители, друзья и т.д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.