Характеристика основных эмпирических

Методов психологии

Метод наблюдения

Наблюдение– один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:

· пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);

· мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);

· речь (содержание, культура речи и т.д.).

Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:

· многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;

· многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;

· уникальный характер и неповторимость психических явлений.

Ниже приведена классификация видов наблюдения (рис. 10).

 
  Характеристика основных эмпирических - student2.ru Характеристика основных эмпирических - student2.ru Характеристика основных эмпирических - student2.ru Характеристика основных эмпирических - student2.ru Характеристика основных эмпирических - student2.ru Характеристика основных эмпирических - student2.ru

Рис. 10. Классификация видов наблюдения

Особенности применения метода наблюдения отражены на рис. 11.

 
  Характеристика основных эмпирических - student2.ru

Рис. 11. Особенности применения метода наблюдения

Эксперимент

Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния.

Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий (рис. 12, 13).

Характеристика основных эмпирических - student2.ru а б

Рис. 12. Классификация видов эксперимента:

а – в зависимости от условий проведения эксперимента; б – в зависимости от позиции экспериментатора в изучении психических явлений

 
  Характеристика основных эмпирических - student2.ru

Рис. 13. Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента

Психологический эксперимент в отличие от наблюдения предполагает возможность активноговмешательства исследователя в деятельность испытуемого (рис. 14).

 
  Характеристика основных эмпирических - student2.ru Характеристика основных эмпирических - student2.ru Характеристика основных эмпирических - student2.ru Характеристика основных эмпирических - student2.ru

Рис. 14. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента

Беседа

Беседа– вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис. 15).

Стандартизированный опрос- опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.

Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

 
  Характеристика основных эмпирических - student2.ru

Рис. 15. Особенности применения стандартизированного

и свободного опроса

Анкетирование

Анкетирование– это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.

2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросыпозволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями - как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предпола-гают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложен-ных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.

Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа. Сами вопросы должны быть как можно более короткими, ясными по смыслу, простыми, точными, однозначными и эмоционально окрашенными.

3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

Метод тестирования

Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.

Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Выделяют следующие виды тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

Тест-опросникоснован на системе заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных относительно валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.

Тест-задание включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств.

В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя.

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.

Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему: классный руководитель, преподаватели, тренер, родители, друзья и т.д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.

Наши рекомендации