Вклад отечественных психологов
В развитие психологической науки
Основоположником отечественной научной психологии считается Иван Михайлович Сеченов(1829 – 1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получили физиологическую трактовку. Схема их протекания такая же, как и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью.
Экспериментальное направление в психологии развивал Владимир Михайлович Бехтерев(1857 – 1927). Он основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) – первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексию.
Одним из основателей экспериментальной психологии в России принято также считать Николая Николаевича Ланге (1858 – 1921). Он работал над проблемами познавательных психических процессов и их физиологическими основами.
Вклад в исследование памяти и индивидуальных различий людей внес Александр Петрович Нечаев (1870 – 1948).
Владимир Александрович Вагнер (1849 – 1934) является основателем сравнительной психологии в России.
Усилия Ивана Петровича Павлова(1849 – 1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли нижеперечисленные ученые.
Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) – выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформировал генетическую теорию памяти.
Лидия Ильинична Божович (1908 – 1981) – российский психолог. Основная область исследований – педагогическая и детская психология.
Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) – выдающийся российский психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы психологической российской науки.
Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988) – российский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности.
Александр Владимирович Запорожец (1905 – 1981) – видный российский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.
Константин Николаевич Корнилов (1879 – 1957) – известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера.
Алексей Николаевич Леонтьев(1903 – 1979) – выдающийся отечественный психолог. Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке.
Борис Федорович Ломов (1927 – 1989) – российский психолог. Заложил основы разработки проблем инженерной психологии. Изучая общие проблемы методологии психологии, сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений, показал место и роль психологии в системе других наук.
Александр Романович Лурия (1902 – 1977) – российский психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию локализации высших психических функций.
Вольф Соломонович Мерлин (1892 – 1982) – отечественный психолог. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принципы детерминизма, личностного подхода.
Борис Михайлович Теплов (1896 – 1965) – отечественный психолог. Занимался проблемами психологии индивидуальных различий. Разработал психологическую концепцию способностей.
Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984) – отечественный психолог. Выдвинул концепцию периодизации возрастного развития, заложил основы детской психологии.
Отрасли психологии
Современная психология – сложная, весьма разветвленная система наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований (рис. 6).
Выделение различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности; во-вторых, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих отраслях.
Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Эти принципы являются одной из важнейших основ классификации психологии на отдельные отрасли.
Рис. 6. Отрасли психологии
Рассмотрим отдельные отрасли психологии.
По характеру деятельности
Психология трудаизучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни.
Инженерная психологияставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека.
Авиационная психологияисследует психологические закономер-ности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов.
Космическая психологиявключает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости.
Педагогическая психологиязанимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания и т.д.
Психология обучения изучает психологические основы дидактики, частных методик, программированного обучения и т.д.
Психология воспитания исследует психологию ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики.
Медицинская психологиязанимается исследованием нарушений психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.
Нейропсихологияизучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами.
Психофармакологияисследует влияние лекарственных препаратов на психическую деятельность человека.
Психотерапияизучает и использует средства психического воздействия для лечения больного.
Психопрофилактика и психогигиенаразрабатывает систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.
Юридическая психологияисследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие отражение в судебной практике.
Судебная психологияизучает психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемых и т.д.).
Криминальная психологиязанимается психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т.д.
Исправительно-трудовая(пенитенциарная) психология изучает психологию заключенных в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.д.
Военная психологияисследует психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих в ее разных формах и видах.
Психология спортаизучает закономерности проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревнований и тренировочной деятельности.
Психология торговливыясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов и т.д.
Психология искусстваизучает психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусства (литература, музыка, живопись и т.д.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности.
По развитию
Возрастная психологияисследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.
Специальная психологияизучает отклонения в развитии психики.
Патопсихологияисследует отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Олигофренопсихологияизучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.
Сурдопсихологияисследует психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты.
Тифлопсихологияизучает психологию развития слабовидящих и незрячих.
Сравнительная психологияисследует филогенетические формы психической жизни.
Зоопсихологияизучает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
Этологияисследует врожденные механизмы поведения животных.