Скульптура состояния (настроения)

Цель: содействие формированию навыка самоконтроля. Необходимые материалы: проволока (любая какую найдете), кусачки для проволоки.

Ход работы:

1. Из проволоки сделать скульптуру своего состояния (настроения), придумать название и легенду (что, откуда, почему и т.п.).

2. Обсуждение. Необходимо рассказать о скульптуре. Озвучить легенду, высказать свои чувства. Если подросток сделал скульптуру плохого настроения или деструктивного состояния и хотел бы избавиться от него, предложите ему изменить скульптуру, что-то убрать или добавить.

С целью усложнения задания предложите подростку сделать не одну, а несколько скульптур, которые будут отражать противоречивые состояния (настроения). Между скульптурами можно провести диалог, договориться о чем-то и т.п.

Проволочная разминка

Цель: снятие эмоционального напряжения. Необходимые материалы: куски проволоки разной длины (лучше алюминиевой).

Ход работы:

1. Предложите подростку взять в руки кусок проволоки. По сигналу психолога необходимо будет гнуть проволоку, придавая ей ту форму, которую говорит психолог. Например: круг, треугольник, прямая линия, квадрат, зигзаг, пружина и т.п. Все манипуляции проводятся только с одним куском проволоки. Фигуры можно чередовать по сложности.

2. Затем проволока остается на столе, а подростку предлагается почувствовать себя проволокой. По команде психолога подросток начинает двигаться, телесно изображая заданную фигуру. Фигуры те же, что и в первой части игры. По времени эта разминка займет 5—7 минут.

3. Обсуждение.

Зазеркалье

Цель: актуализация образа Я.

Необходимые материалы: зеркало (при работе с группой, зеркало для каждого участника), бумага, ручка.

Ход работы:

1. Подростку предлагается посмотреть на себя в зеркало. Кого он там видит? Что это за человек? Что он любит или не любит? Чем отличается от других? Какими чертами обладает? К чему стремиться? И т.п.

2. На листе бумаги необходимо составить портрет того, кто находиться в Зазеркалье. Этот портрет должен с точностью до наоборот отличаться от реального портрета подростка, который он составил смотря в зеркало. Можно разделить лист на две половины и сделать на одной стороне реальный портрет (список ответов на вопросы), а с другой стороны портрет из Зазеркалья.

3. Представление своего реального и зеркального портрета (группа разбивается на пары и представляет портреты друг другу).

4. Обсуждение:

- В чем различия реальных и зеркальных портретов?

- Что для тебя Зазеркалье? Чем мир Зазеркалья отличается от твоего реального мира?

— Кто из известных тебе героев книг или фильмов путешествовал через зеркало? Для чего он это делал?

— Что дает человеку путешествие в свое Зазеркалье?

— О чем бы вы хотели спросить зеркало, если бы оно было волшебным?

«Новая жизнь» разбитого зеркала

Цель: интеграция негативного опыта жизни подростка.

Необходимые материалы: обработанные кусочки зеркала и цветного стекла (можно заказать в стекломастерских), плотный картон, рамки для фотографий (простые с широким полем), одноразовые мелкие тарелочки, одноразовые плотные стаканчики, пластилин, клей, мебельный силикон любого цвета.

Ход работы:

1. Подросткам предлагается используя основу-форму (тарелочку, стакан, картон, рамку или что-то еще) и кусочки зеркала (цветного и прозрачного стекла) создать композицию «Новая жизнь». На форму наносится пластилин или клей и затем располагаются кусочки зеркала и стекла. Мозаика может иметь конкретный или абстрактный характер. Зазоры между кусочками зеркала заполняются мебельным силиконом, излишки которого убираются ветошью. Если вы работаете с пластилином, зазоры можно закрыть и им.

2. Придумать к композиции короткую сказку, рассказ, стих или что-то еще.

3. Выставка и обсуждение. Подросток презентует свою «Новую жизнь», озвучивает рассказ или сказку. Затем проводится обсуждение:

— Что на ваш взгляд означает «Новая жизнь» разбитого зеркала?

— Бывало ли в вашей жизни такое: то, что было ровным и целым безвозвратно разбилось?

— Что вы делали в этой ситуации?

— Что необходимо сделать в этой ситуации, чтобы начать новую жизнь? И т.п.

Решение задач

Цель: содействие переориентации поведенческих моделей. Необходимые материалы: карточки со сказочными задачами.

Ход работы:

1. Психолог: «В жизни нам приходится решать разные задачи, сталкиваться с различными трудностями. Героям мифов, легенд, сказок так же приходится преодолевать препятствия на своем пути, сталкиваться с испытаниями, решать разные задачи. Давайте поможем им в этом. В моих руках карточки со сказочными задачами. Я буду произвольно доставать карточку, зачитывать задачу. Вы должны будете придумать и назвать как можно больше способов ее решения. Итак, начали».

2. На листе бумаги психолог фиксирует номер задачи и список способов решения.

3. Переход. Психолог обращает внимание подростка на лист где записаны придуманные ими способы решения сказочных задач: «Посмотрите внимательно на наш список. Сейчас наша задача перевести решенные нами трудности в плоскость реальной жизни. Какие наши трудности и препятствия отражают сказочные задачи? Как перевести сказочные модели решения в реальные действия и поступки? Я напомню вам задачу №...Какую проблему в реальной жизни отражает эта задача? А теперь способы решения. Способ номер один (называет), а в реальности?»

4. Способы решения проблем. Психолог рассказывает подростку о различных способах выхода из трудных ситуаций (прямая агрессия, хитрость, передача ответственности другому, разделение ответственности в группе, принятие ответственности на себя). Затем предлагает подростку распознать, при решении какой задачи какой использовался способ.

5. Обсуждение:

- Как изменились трудности, возникающие на пути человека, если сравнить сказочные задачи и реальную жизнь?

- В каких ситуациях можно справиться самому, а в каких необходима помощь? Кто может помочь вам?

- Что в реальности может заменить волшебные предметы? А магов и волшебников?

— Какие ваши качества или способности помогают в трудной ситуации?

— Что должен знать каждый герой, отправляясь в путь?

— Каким способом решения проблемы чаще всего пользуешься ты?

— Что можно порекомендовать герою, который пользуется только «прямой агрессией»?

Сказочные задачи.

В полночь дверь отворилась, и вошел старик — серенький, старенький, на костыль опирается — и сказал Аннушке: «Ну, красная девица, дам я тебе работу. Вот видишь кучу льна? Так напряди мне ниток, вытки холст и сшей рубашку, а завтра я к тебе приду. Если рубашка не будет готова, так тебе будет худо, а теперь прощай». Налетел страшный вихрь. «Спасибо тебе, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь никогда не видать тебе Марьи Моревны как ушей своих!» — и вылетел в окно, подхватив Марью Моревну. А Иван-Царевич горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу.
Закричал на Ивана Морской царь: «Что так долго не бывал? За вину твою вот тебе служба: есть у меня пустошь на тридцать верст и в длину и в поперек — одни рвы, буераки да каменья острые! Чтоб к завтрему было там как ладонь гладко, и была там рожь посеяна, и выросла б к раннему утру так высока, чтобы в ней галка могла схорониться. Если не сделаешь — твоя голова с плеч долой!» Мачеха запрещала приемной дочери входить в тайные покои, но она не послушалась. Ей было интересно, какие секреты от нее скрывают. Когда она порывисто открыла одну из дверей оттуда, сопровождаемая сильным ветром и вспышкой, вырвалась падающая звезда, промчалась по извилистому коридору и исчезла в ночи. Девушка в панике захлопнула дверь. Что же теперь делать?
Чтобы спасти невинность дочери, мать однажды вечером взяла с кухни простой лакированный горшок и надела его дочери на голову, тщательно убрав под него каждую прядь ее прекрасных волос. «Никогда, сказала она, — ты слышишь, никогда ты не должна снимать этот горшок» Один главарь злой банды наткнулся на священные рукописи и прочитал их. Сам процесс чтения изменил его. С той поры как поднимет он свою дубину, чтобы ударить жертву, то слышит внутренний голос, произносящий слова из книги, запрещающие убивать. «Что же делать, я же главарь банды?» — думал бандит.
Ведьма затихла, изучая юношу, затем хитро заметила, что у нее нет барабана, чтобы играть на свадьбе. Он должен украсть барабан у царя обезьян в Западных горах. Юноша был в отчаянии. Ведь все знали, что замок охраняют острозубые стражи - человекообразные обезьяны. Жители деревни рассказали юноше, что их любимая, огромная яблоня перестала плодоносить. Что они только не делали, а она и не живет и не умирает, как уснула. Что необходимо сделать, чтобы дерево снова плодоносило?
Принцессу-бабочку несло через горы и леса ураганом злой ведьмы, и, когда ветер стих, она упала на скалистый утес. Намокнув от брызг прибоя, она ползла по земле. Когда она пыталась взлететь, ветер сбрасывал ее обратно, и пыльца на крыльях намокла и осыпалась. Гильгамеш разрывался между божественной и человеческой жизнью. Его энергия, направленная на страстное желание обретения бессмертия, была неистощима: он бросался из битвы в битву, не зная отдыха, а если и отдыхал, то мучился видениями смерти. Подчиненные своего царя просто не знали что делать.

Недобрые зачины

Цель: содействие переориентации поведения

Необходимые материалы: карточки с «недобрыми зачинами».

Ход работы:

1. Психолог предлагает подростку карточки, на которых написаны «недобрые зачины». Зачин — это начало жизни истории или сказки. «Недобрый зачин» — это не очень хорошее начало, начало в котором есть зло, обида, агрессия и другие недобрые чувства. Но это только начало, а продолжение может быть разным.

Подросток берет себе произвольно одну карточку (при необходимости — работа в парах или подгруппах с одним зачином). Задача подростка: придумать два варианта продолжения «недоброго зачина». Один — с плохим концом, другой с хорошим.

2. Подросток зачитывает свой зачин и продолжения к нему.

3. Обсуждение:

— В чем суть «недоброго зачина»?

— Менялась ли она в зависимости от хорошего или плохого окончания истории?

— Какой вариант продолжения зачина придумывать легче, хороший или плохой?

— А может быть средний вариант? Приведи пример на основе того зачина, который дописывал ты.

— Если рассматривать зачин как начало жизни человека, начало его жизненной истории, как вам кажется, что нужно делать, чтобы получилось позитивное продолжение?

Примеры «недобрых» зачинов

Однажды Землю постигла великая беда — пропало Солнце. Никто не видел, как это случилось, никто не понял, в связи с чем это произошло, никто не знал, кто это сделал. Просто в один миг наступила тьма. Тьма, поглотившая всех и вся.

* * *

Мальчик нашел краски. Он не знал, что это такое и что с ними можно сделать. Он пробовал их на вкус, но это не принесло удовольствия. Он ковырял их пальцем, плевал в них, образуя цветные пузыри, обмазывал грязными пальцами скамейку и листья ближайшего дерева. Потом стал бросать их в лужу, растаптывать и наблюдать за тем, как яркие цвета превращались в грязную, маркую массу.

* * *

Ее никто не любил. Она была младшим ребенком в семье троллей, а до нее много других. На нее просто не хватало ни сил, ни времени, ни отцовского волшебства. Все падало у нее из рук, она даже разбила волшебное зеркало троллей, чем навлекла на всю семью тринадцатилетнее проклятье драконов.

Наши рекомендации