Техники и технологии психологической помощи
Громко и тихо(модификация упражнения К. Фопеля)
Цель: прояснение и отреагирование актуальных чувств.
Материалы: карандаши или мелки и бумага, магнитофон, записи спокойных (тихих) и громких музыкальных фрагментов.
Ход работы:
1. Подростку предлагается прослушать спокойные музыкальные фрагменты, а затем представить и изобразить на листе бумаги с помощью карандашей несколько вещей, относящихся к понятию спокойный, тихий.
2. Теперь необходимо прослушать фрагменты с громкой, беспокойной музыкой. Представьте, к каким вещам, к каким событиям могут иметь отношение эти звуки. Нарисуйте несколько из ваших ассоциаций.
3. Проводится обсуждение:
— Когда и где ты бываешь спокойным, тихим?
— Когда и где ты бываешь беспокойным, громким, агрессивным?
— Что должно произойти, чтобы одно состояние поменялось на другое?
— Какие чувства вызывали у тебя спокойные музыкальные фрагменты, громкие, неспокойные?
— Какая музыка может успокоить тебя, какая — вызвать агрессию и напряжение?
- Сравните две ваши работы? Что в них общего? Чем они отличаются?
Отношение к миру
Цель: отреагирование негативных чувств. Материалы: бумага, фломастеры или карандаши.
Ход работы: 1. Подростки делятся на пары и садятся за стол напротив друг друга. На столе между ними лежит два листа бумаги и карандаши.
2. Ведущий рассказывает о том, что существует такое правило: «Мир относится к тебе так, как ты относишься к миру». Подумайте о своих состояниях, чувствах, эмоциях. Мы бываем спокойны, а бываем неспокойны, тревожны; бываем добры и приветливы, а иногда злы и агрессивны; бываем внимательны друг к другу, а иногда разрушительны и оскорбительны. Остановитесь на одном из состояний, которое особенно актуально для вас. Подумайте о нем, прочувствуйте его.
3. Теперь один из пары (кто начинает первым решает ведущий), с помощью карандашей выражает свое состояние на бумаге. Задача второго прочувствовать состояние партнера и отреагировать его с помощью карандашей на том же листе бумаги (5 мин). Затем участники меняются ролями и берут второй, чистый лист. Теперь свое актуализированное состояние начинает рисовать другой участник, а его партнер, используя карандаши, отражает его (5 мин).
4. Обсуждение:
— Когда вы размышляли о своих состояниях, что пришло вам в голову?
— Какое состояние вы рисовали на бумаге, и как на него реагировал ваш партнер?
— Какие цвета, формы и символы вы использовали для передачи своего состояния?
— Давайте постараемся понять, почему на разные состояния мы реагировали так, а не иначе?
— Если меняется наше состояние, как изменяется мир вокруг нас?
Пара противоположностей
Цель: актуализация и интеграция амбивалентных чувств.
Материалы: музыкальные инструменты; запись музыкальных фрагментов, противоположных по тональности; магнитофон; ватман (на каждого участника); журналы; ножницы; клей; изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, мелки и т.п.); плотная хлопчатобумажная нить типа «Ирис» или бечевка.
Ход работы:
1. Весь мир состоит из противоположностей — черное и белое; день и ночь; добро и зло и т.д. В каждом из нас также достаточно противоположностей. Давайте остановимся на паре «Агрессивный — Доброжелательный». Перед вами лист ватмана. Нарисуйте на нем свой силуэт. Переверните ватман и продублируйте силуэт с другой стороны.
2. Одна сторона ватмана — это «Я-агрессивный», другая — «Я доброжелательный». Используя журналы (коллаж) и изобразительные материалы, заполните ваш силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее выразить эти противоположности в себе.
3. Для того, чтобы готовую работу можно было примерить на себя, как часть костюма, отрежьте необходимую длину нити и прикрепите ее в верхней части силуэта. Теперь при желании вы можете оказаться в «костюме» доброжелательности или агрессивности, стоит только перевернуть силуэт.
4. Надев «костюм» на себя, подойдите к музыкальным инструментам, выберите те из них, с помощью которых можно выразить одну и другую противоположности. Так же можно использовать подготовленные музыкальные фрагменты.
5. Походите в «костюме» одной и другой своей стороны и попробуйте подвигаться. Как двигаются доброжелательные люди? А как агрессивные? Какие движения совершают руки, ноги, что меняется в лице, походке и т.п.?
6. Презентация противоположностей — примеряя одну из сторон, расскажите о том, чем эта часть силуэта наполнена, почему использовал те или иные цвета и символы; продемонстрируйте звук каждой стороны, используя музыкальные инструменты, покажите как двигается каждая часть и т.п. Психолог помогает, задавая уточняющие вопросы.
7. Обсуждение:
— Что было самым сложным в этой работе?
— Для чего миру так необходимы противоположности и что они дают нам?
— Что происходит с человеком, если в нем есть только одна сторона, если он только доброжелательный или только агрессивный?
— Есть ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?
— Как агрессивному научиться быть доброжелательным и наоборот?
Самоценность
Цель: позитивизация Я-концепции подростка. Материалы: бумага, карандаши, стулья.
Ход работы:
1. Каждый из нас представляет собой ценность. Мы отличаемся друг от друга своей индивидуальностью, личными достижениями, целями и многим другим. О своей ценности мы узнаем от других людей. Сейчас необходимо будет взять лист бумаги и в центре нарисовать круг, в котором написать букву «Я».
2. Теперь вокруг этой буквы ты можешь нарисовать столько кружочков, сколько захочешь, а в них ты напишешь имена тех людей, которые говорили тебе о твоей индивидуальности и ценности. От каждого кружочка к своему «Я» проведи стрелки. Используй для этого разные цвета, чтобы передать свои чувства.
3. А теперь вспомни, пожалуйста, что тебе говорили все эти люди и кратко напиши рядом со стрелками, направленными от них.
4. У тебя получилась карта самоценности. Давай оживим ее. Я помогу тебе. Ты сядешь на стул, который будет стоять в центре класса. Вокруг мы поставим стулья, как нарисованы кружочки на твоей карте. Я по очереди буду садиться на эти стулья, обозначать написанное тобой имя и говорить фразу, идущую к тебе от этого человека. Слушай внимательно. Твоя задача ощутить свою ценность.
5. Обсуждение:
— Что такое самоценность?
— Какими цветами ты обозначил стрелки идущие от других к тебе и почему?
— Опиши свои чувства, когда ты сидел на стуле и слушал, что говорили о твоей ценности разные люди?
Данное упражнение можно провести в группе. Тогда подросток может выбрать из группы тех, кто сыграет значимых людей, и будет говорить о его ценности.