Способны ли мы творить в «период окаменелости»
Демографы называют наше время веком постарения населения, они определяют это явление как возрастание пропорции или доли старших возрастных групп за счет относительного уменьшения числа молодых. По мнению ведущего польского демографа Эдварда Россета наиболее важное социальное последствие этого явления «...старение той группы населения, на долю которой выпадает активная роль в процессе производства, т.е. населения в производительном возрасте». Это явление охватывает все сферы производственной деятельности, в том числе и ту, в которой заняты представители творческого труда: ученые, инженеры, изобретатели, музыканты, литераторы и художники.
Постарение населения – проблема не только демографическая, но и психологическая, поскольку пожилые люди в наши дни с большим трудом справляются с быстрыми и ускоряющимися темпами научно-технического прогресса. Особенно это касается работников умственного труда, знания которых, полученные в молодости, быстро устаревают и требуют переучивания, в связи с чем, недавно полученное образование в наши дни ценится выше профессионального опыта.
Все эти проблемы ставят новые задачи перед психологами, прежде всего перед психологами, занимающимися возрастными изменениями высших психических функций, включая способность творчески мыслить. Однако, хотя проблема возраста вошла в психологию еще в прошлом веке, но на протяжении ряда десятилетий она была ограничены изучением детства и юности и только с середины прошлого века внимание психологов стал привлекать также период увядания, инволюции психики. Возрастная психология разделилась на два направления – детская психология и психология старения (психогеронтолгия). Но даже после этого в течение долгого времени средний возраст оставался вне поля зрения психологов, главным образом потому, что большинство ученых рассматривали этот период жизни как «возраст окаменелости«, т.е. возраст стабилизации психики. Только в середине 60-х годов средний возраст стал предметом внимания исследователей. Появилось новое направление возрастной психологии – акмеология (от латинского слова «acme» – вершина), изучающее динамику психики в период взрослости.
В нашей стране исследования по данной тематике возглавил Б.Г. Ананьев. В своей последней монографии «Человек как предмет познания» (1969), он отметил, что психические функции в среднем возрасте отнюдь не обладают стабильностью. С мыслями Б.Г. Ананьева перекликаются идеи ведущего специалиста по психологии «взрослости» в США – Б. Ньюгартен, которая пишет о необходимости создания единой психологической теории всего жизненного цикла. С этой позиции следует рассматривать все психические свойства человека, включая интеллект и способности. «Любая способность, в том числе и способность к научному творчеству – динамическое образование. Она проявляется с различной интенсивностью и на разном уровне в различные периоды жизни...» Исследователь возрастной динамики творческой продуктивности не может ограничиваться каким-либо одним этапом онтогенеза – методологическим фундаментом работы должна стать общая теория развития личности с учетом специфических закономерностей возрастной эволюции различных функций. При этом, чем сложнее трудовая деятельность, тем сложнее и его возрастная детерминация. Отсюда понятно, что наиболее сложен в данном плане вопрос о соотношении возраста и творчества – высшей формы психической активности человека.
Проблема соотношения возраста и творческой активности становится обенно актуальной в наши дни, в связи с увеличение пропорции населения старших возрастных групп, в том числе и представителей творческого труда – ученых, изобретателей, деятелей искусства. Однако, решение этого вопроса еще далеко от своего завершения. В связи с этим, основной вопрос нашей работы – снижается ли творческая продуктивность деятелей науки и искусства в реднемипожилом возрасте? Уменьшается ли качество достижений после 40–50 лет?
Впервые мысль о том, что творческий потенциал человека исчерпывается в среднем возрасте, стала достоянием широкой общественности после того, как знаменитый английский врач сэр Уильям Ослер произнес фразу – «Человек перестает творить после 40 лет и перестает мыслить после 60», которая вскоре после этого стала крылатым выражением. И хотя сам У. Ослер никогда в своей жизни не проводил никаких психологических исследований, и данная мысль была только фразой, произнесенной на праздновании своего юбилея, авторитет нобелевского лауреата стал причиной ее известности.
Наибольшей популярностью, как на Западе, так и в нашей стране до наших дней пользуется работа американского психолога, профессора университета штата Огайо Гарвея Лемана, который в 1953 издал монографию под названием «Возраст и достижения». Исследования, проведенные Г. Леманом методически не сложны: основным методом изыскания Г. Леману служила оценка того или иного научного открытия, изобретения или произведения искусства на основе частоты упоминания данного вклада в литературе справочного характера. Например, исследуя достижения, сделанные в области химии, Г. Леман проработал ряд монографий по истории химии и выделил в них 244 исследователя, сделавших 993 открытия в этой области. Эти открытия чаще других упоминались в проанализированной литературе и поэтому, по мнению автора, объективно оказывались наиболее выдающимися. Затем Леман оценивал продукцию ученых отдельно для каждого возраста, для чего он разбивал весь творческий период (от 20 до 80 лет) на пятилетние интервалы и рассматривал общее количество зарегистрированных работ для каждого периода. Приравнивая к 100% период наивысшей творческой активности, Г. Леман подсчитывал процентное отношение для других возрастных периодов и полученные данные оформлял в виде таблиц или графически. Анализируя представленные им графики и таблицы, можно сделать вывод, что наивысший период творческой активности у химиков приходится на возраст 30–35 лет, затем имеет место заметный спад (до 50% от максимального значения в возрасте около 45 лет) и практически полный спад к 70 годам. Такая же методика была применена Г. Леманом для оценки продуктивности выдающихся математиков, медиков, психологов, историков, писателей, поэтов, художников, композиторов, политических и религиозных деятелей, юристов, спортсменов, кинозвезд и многих других представителей различных сфер деятельности. Построенные им графики и таблицы возрастной динамики выявили, что период творческого подъема, «пик« для большинства специальностей приходится на возраст 30–35 лет (математики, физики, химики, изобретатели, фармакологи, поэты, сочинители инструментальной музыки, живописцы.
Следует еще упомянуть о работах американских ученых Е. Маниша и Г. Фалька, которые провели исследование соотношения с возрастом достижений в науке и искусстве, удостоенных Нобелевских премий. Полученные ими кривые опять-таки оказались сходными с кривыми Г. Лемана и его последователей, т.е. вершина диаграммы приходится на третью-четвертую декаду жизни.