Глава 1. Кому и зачем нужна психология
Современная высшая школа имеет ярко выраженную тенденцию к гуманизации и гуманитаризации. С позиции «экономического человека» надо переходить на позиции «человеческого человека», то есть на гуманистическую, психологическую позицию, образование должно способствовать интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию индивидуальности и личности человека.
Гуманизм (человеческий, человечный) – признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Гуманизация труда включает в себя оптимальное использование свойств индивидуальности, совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки с учетом психологических особенностей учащегося. Очень важно создать условия, при которых человеку было бы приятно трудиться. Но не менее важно, чтобы человек понимал, что он делает, зачем он это делает, видел результаты своего труда, а также мог предвидеть социальные и психологические последствия своего труда.
И начинать коренную перестройку на пути к гуманизации надо с технического образования. Есть разные подходы к пониманию гуманизации в техническом вузе, наиболее перспективной нам кажется точка зрения, которая выделяет фундаментальное понятие гуманизации как поворот образования лицом к человеку. В техническом образовании гуманизация имеет два важнейших направления. Первое – это гуманизация самого технического знания, она должна войти в ткань преподаваемых предметов через повышение общекультурной и психологической подготовки преподавателей технических вузов. Второе – это гуманизация образования через раскрытие творческого потенциала индивидуальности преподавателя и студента путем психологической подготовки во время их обучения в вузе. Чтобы эффективность овладения знаниями, в том числе и психологическими, была высокой, человек должен прийти к их необходимости. Процесс обучения, лучше сразу же совмещаемый с практикой, должен стать внутренней потребностью человека.
Почему пользуются успехом методы Д. Карнеги, книги которого представляют набор «житейских мудростей». Во-первых, они способствуют формированию доброжелательных отношений между людьми, во-вторых, представленная информация удачно систематизирована в виде набора правил, в-третьих, в примерах, приводимых автором, на эмоциональном уровне прослеживаются основы эффективных методов взаимоотношений и поведения.
Мы выделяем три основных компонента в психологической подготовке людей: психологическая культура, психологическая компетентность в профессиональной деятельности и самопрезентация
Психологическая культура продолжает линию физической культуры в плане заботы человека о своем психическом здоровье и включает следующие моменты: познание самого себя, другого человека, культуру поведения и общения.
Психологическая компетентность – комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения задач в различных областях деятельности. Для каждой специальности должен быть подготовлен и освоен свой комплекс психологических знаний. Особенно это касается подготовки современных специалистов по менеджменту, маркетингу, гуманитарным и медицинским наукам.
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ – умение человека представлять себя перед другими людьми. Это качество очень важно сформировать у себя в условиях современного общества, когда молодому специалисту приходится самому искать работу в условиях рыночной экономики. И от того, насколько он знает и понимает сильные и слабые стороны своей индивидуальности, свой внутренний потенциал зависит возможность получения творческой интересной работы по специальности. Этому человека может научить практическая психология.
Каждый человек по природе может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако этого часто бывает недостаточно и нужен совет профессионала. Психолог – это специалист, который владеет методами оценки психологических явлений и умением их корректировать. Психотерапевт – это чаще врач по образованию или медицинский психолог, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. В последнем случае нужен врач-психиатр.
За какой же помощью можно идти к специалистам-психологам? Прежде всего, за психодиагностической, когда трудно разобраться в себе и своих близких, за решением проблем в сложных жизненных ситуациях. Углубленная психодиагностика проводится психологами с использованием различных тестовых методик или специально сформированных психодиагностических комплексов.
Психодиагностика нужна не для того, чтобы обнаружить в человеке какие-то отрицательные качества и «навесить ярлык«, а для того, чтобы помочь человеку разобраться в себе, понять, почему у него возникают трудности в профессиональной, личной жизни и при общении с людьми. Поэтому психодиагностика, проводимая профессиональным психологом, обязательно сопровождается психокоррекцией, т.е. психологической помощью в развитии тех или иных качеств (например, памяти, внимания, умения владеть собой, строить общение с другими).
Не бойтесь узнать о себе что-то новое, неожиданное. Это поможет вам избавиться от многих вещей, которые мешают в жизни. Вы станете веселее, непринужденнее, перестанете испытывать ненужный страх, быстрее будете выходить из состояния психологического кризиса. А это – залог долголетней и плодотворной жизни.
За психологической помощью надо обращаться к квалифицированному специалисту-психологу. Разработан этический кодекс психолога, который был принят на Всероссийском съезде практических психологов. Этический кодекс распространяется на все виды деятельности педагога-психолога системы образования России.
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс служит психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога.
Основными этическими принципами деятельности психолога являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психолога в международном сообществе.
Рассмотрим основные характеристики перечисленных принципов.
1. Принцип конфиденциальности означает, что: а) информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению; б) лица, участвующие в психологических процедурах, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и учреждениям; в) участие в психологических процедурах должно быть сознательным и добровольным.
2. Принцип компетентности означает, что психолог определяет границы собственной компетентности и несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
3. Принцип ответственности имеет большое значение и включает в себя следующие положения: а) психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом; б) проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им по вред; в) психолог несет ответственность за собственные высказывания на психологические темы в средствах массовой информации; г) психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
4. Принцип этической и юридической правомочности означает, что психолог проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии требует избегать избыточной информации в сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, и пропагандировать достижения психологии в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.
6. Принцип благополучия клиента предлагает психологу руководствоваться принципом «не навреди», придерживаться доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, не допуская дискриминации по любым признакам.
7. Принцип профессиональной кооперации основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования означает, что психолог: а) должен информировать клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе; б) в ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдать принцип добровольности со стороны клиента; в) должен использовать понятную терминологию; г) не должен давать категорического заключения, оно может носить рекомендательный характер; д) в ходе обследования должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.
Этический кодекс психолога является обязательным для исполнения всеми психологами в их профессиональной деятельности и должен быть доведен до сведения людей, принимающих участие в психологическом исследовании, а также для тех, кто изучает психологию.
Несколько слов о предмете научной и практической психологии.
Психология, в буквальном значении этого слова – наука о душе, история ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце 19 века, после того, как получила экспериментальную базу и естественно-научную, физиологическую основу.
Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге была открыта Вундтом первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был не простым, он отражает многообразие и сложности практики и жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, все больше и больше выдвигались практические проблемы, которые необходимо было решать психологии (работоспособность, взаимоотношения в группе, мотивация поведения и т.д.).
В середине двадцатого века наблюдается активный процесс дифференциации психологии на многочисленные отрасли – возрастная, медицинская, инженерная, социальная, педагогическая, космическая, спортивная, творчества и т.д.
Психология развиваясь и как теоретическая наука, все ближе и ближе подходит к практике. И возникает необходимость в интеграции знаний из различных областей психологии для решения жизненно-важных проблем конкретных людей. Это приводит к появлению нового направления в психологической науке – практической психологии.
В чем же суть и особенности практической психологии.
Известные психологи Ю.М. Забродин и В.В. Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и функциональных и психических состояний со своей динамикой.
Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на определенное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, т.е. человек.
Следовательно, в центре внимания практической психологии должен стоять живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.
Задача психологии и психологов помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.
В этом суть практической психологии, которая понимается нами как интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.
В соответствии с этим пониманием мы рассматриваем структуру, методы практической психологии и результат, к которому можно прийти, использовав рекомендации практической психологии (рис.1)
Рис.1. 1 Структура практической психологии и взаимосвязь с гуманизацией и психологической службой вуза.
Практическая психология состоит из четырех частей:
1.психология индивидуальности,
2.психология взаимоотношениий и взаимодействия в группе,
3. психология профессиональной деятельности,
4. психология личной и обыденной жизни.
Логика такого разделения заключается в том, что в центре стоит человек с его неповторимой индивидуальностью, и он должен знать и понимать себя и другого человека. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповые отношения, которые могут быть очень различными, но вместе с тем, имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две остальных части практической психологии раскрывают возможности и особенности поведения человека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни. В целом, мы подходим к пониманию того, что такое внутренняя гармония у человека, как сам человек может способствовать ее развитию и укреплению психического здоровья, а также в каком консультировании и психологической помощи специалистов психологов он нуждается.