Глава 2. психоанализ и самоанализ
Психоанализ был разработан великим ученым XX столетия Зигмундом Фрейдом как метод восстановления психического здоровья человека. Он также может быть использован как средство общего развития личности и способ оказания психологической помощи. Цель психоанализа - гармоничное развитие личности с целью установления хороших отношений с собой и другими людьми.
З. Фрейд показал в своих исследованиях, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности в сложных жизненных ситуациях и даже психосоматические заболевания типа неврозов и психозов, язвы желудка и т. д.
Большая заслуга 3. Фрейда состоит в том, что он впервые определил значительную роль бессознательного в психической жизни человека. По его мнению, бессознательное - это не столько те проблемные процессы, на которые не направлено внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, и против которых сознание выдвигает мощные барьеры. Многие психологические явления, протекающие во внутреннем, психическом мире человека, им не осознаются, но, в принципе, могут быть выведены в пространство сознательного и стать осознанными. Для этого нужно неосознанное переживание постараться выразить словами - вербализовать. На этом принципе построен метод психоанализа.
3. Фрейд показал, что осознание травмирующего фактора, переоценка его человеком с новых позиций позволяют разрядить очаг возбуждения и тем самым нормализовать психическое состояние человека.
Психоанализ заключается в поиске скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного и психологической помощи человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний. Применение этой методики может помочь человеку приспособиться к реальным условиям жизни и особенностям своего психического мира.
3. Фрейд выявил решающую роль языка для психоаналитического лечения. Стимулируя вербализацию причины конфликта, можно изменить и упорядочить представления человека о себе, а главное, подключить усилия самого больного к собственному выздоровлению. Для этого врач исследует структуру личности и индивидуальности больного, особенности и взаимоотношения между «Оно», «Я» и «Сверх Я».
Опишем основные стадии психоанализа. Первая стадия начинается с поиска болезненного очага (его вспоминания). На этой стадии применяются метод наблюдения за поведением человека, метод ассоциаций, изучаются описки и оговорки человека, а также его юмор. По количеству анекдотов и случаев, рассказанных человеком на определенную тему, например, на политическую, сексуальную или межличностных отношений, можно определить, в какой плоскости находится болезненный очаг. Стадия заканчивается обнаружением этого очага. Вторая стадия - вскрытие очага возбуждения, вербализация. Человек выговаривается, рассказывает психотерапевту или психологу о своих переживаниях и их источниках. Это очень болезненная стадия, потому что человек как бы заново переживает и страдает, при этом часто формируется негативное, а иногда агрессивное отношение к психологу. Стадия считается оконченной после того, как человек все рассказал и начал постепенно успокаиваться.
Третья стадия – переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге, так называемое «переклеивание ярлыков». Например, из «любимого» - в «друга», из «подруги» - в «знакомую» и т. д. На этой стадии очень важны внимательное и заботливое отношение психолога, его помощь в изменении системы установок.
Четвертая стадия – эмоциональная окраска новой системы установок, главным образом, положительная, спокойная. Не следует резко переходить от любви к ненависти, от агрессивности к полному равнодушию.
Пятая стадия – забывание, ликвидация очага возбуждения. Чаще всего эта стадия проходит естественным путем как продолжение работы с психологом или аналитиком на предыдущих стадиях.
Конечно, это упрощенная схема метода психоанализа. Он чем-то напоминает исповедь, которая также имеет психоаналитический оттенок. Серьезный психоанализ проводится врачом-психоаналитиком или психологом-аналитиком, но можно использовать эту схему и в работе преподавателя с учеником, родителей – с детьми, руководителя – с подчиненными. Можно также помогать своим близким и друзьям в трудные моменты их жизни.
Наряду с психоанализом возможен и желателен самоанализ, о котором пишет в своей книге известная женщина-психоаналитик Карен Хорни. Психоанализ протекает тем быстрее и эффективнее, чем активнее «сотрудничество» со стороны пациента. Под сотрудничеством К. Хорни понимает способ самовыражения, который так же мало находится под контролем сознания пациента, как способность выражать свои чувства в музыке – во власти композитора. Если пациент в состоянии достаточно долго свободно выражать себя, может биться над разрешением своих собственных проблем, то он имеет склонность не только к совместной работе с психоаналитиком или психологом, но и к самоанализу.
Человек должен знать, что самоанализ - это трудный и медленный процесс, причиняющий временами боль и огорчения и требующий всей имеющейся в распоряжении творческой энергии. Вместе с тем человек может оказать себе самопомощь в определенных ситуациях, опираясь на самоанализ.
К. Хорни отмечает, что существенная разница между самоанализом и анализом другого человека заключается в том, что мой психический мир мне лучше знаком, чем чужой. В своем знании себя человек воспринимает определенные важные факторы иначе, чем психоаналитик. Все знания о своем психическом мире находятся внутри человека, и ему нужно только наблюдать и использовать свои наблюдения, чтобы получить туда доступ. Если он заинтересован в нахождении причин своих трудностей, способен преодолеть свои сопротивления, мешающие их осознанию, он может в некоторых отношениях наблюдать себя лучше, чем это сделает посторонний человек.
Успешный самоанализ увеличивает уверенность в себе, так как происходит завоевание внутренней территории психического мира исключительно благодаря собственной инициативе, смелости и настойчивости. Многие люди, способные на самоанализ, получают определенные преимущества духовного плана. Способность самому найти тропинку в горах дает большее ощущение силы, чем чужая подсказка, хотя проделанная работа – та же и результат - тот же. Такое достижение способствует не только росту законной гордости, но и вполне обоснованному чувству уверенности в собственных возможностях преодолевать затруднения и не впадать в растерянность без постороннего руководства.
Любой фактор, который уменьшает или парализует побудительный мотив человека вступить в борьбу с самим собой, образует возможное ограничение для самоанализа. По мнению К. Хорни, существует несколько видов ограничений для самоанализа. На это следует обратить внимание как профессиональным психологам, так и людям, стремящимся к самоанализу и самопомощи.
Первый вид ограничения – глубоко укоренившееся чувство смирения, покорности. Такая позиция может полностью осознаваться, выражаясь во всепроникающем чувстве пустоты своей жизни или в более или менее подробно разработанной философии тщетности жизни в целом. Такие люди прекращают борьбу за осмысленное существование, свернули на обочину жизни и плывут по воле волн.
Второй вид ограничения успешное утверждение невротической наклонности в результате сочетания внутренних и внешних условий. Например (что довольно часто встречается в нашем современном обществе), стремление к власти может быть удовлетворено до такой степени, что человек будет просто насмехаться над самой идеей анализа, даже если его удовлетворение жизнью в действительности покоится на зыбкой основе. Личность становится «слишком ценной», поэтому не хочет подвергать себя сомнению.
Третье ограничение образуется вследствие преобладания разрушительных наклонностей, направленных в первую очередь на самих себя. Они часто принимают такие формы, как враждебность, презрение, всеобщее отрицание, негативизм. Говорить «нет» всему, что может предложить жизнь, оказывается единственным способом утверждения своего «Я». Возможны также попытки самоубийства (суицида). Об этом мы поговорим во второй части нашей книги.
Четвертое ограничение, по определению К. Хорни, содержит трудноуловимое понятие «Я», т. е. имеется противоречие между «реальным Я» и «материально-социальным Я». Если реальное «Я» в значительной степени разрушено, человек лишается собственного центра тяжести, энергетического центра психической жизни и направляется другими силами, изнутри или снаружи. Он может чрезмерно адаптировать себя к окружающей среде и стать автоматом, потерять всякое внутреннее ощущение направления и бесцельно плыть по течению. Человек становится зависимым от внешних воздействий, и им легко манипулировать.
Пятое ограничение обусловлено сильно развитыми вторичными защитами. Ригидные убеждения в том, что все в порядке, все хорошо или неизменно, как бы охраняют человека.
Если существуют препятствия на пути саморазвития, то ответственным за это никогда не бывает единичный фактор, а всегда – сочетание нескольких факторов. Например, глубокое отчаяние трудно преодолимо, когда оно объединяется с самодовольством или глубоко укоренившейся деструктивностью.
Мы видим, что самоанализ в большинстве случаев помогает человеку. Хотелось бы, чтобы психологическая помощь шла в тесном взаимодействии специалиста-психолога и самого пациента с его самопомощью и самоанализом.