Глава 1. Психологическая помощь и ее основные виды

Часть 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (С. 401–416)

Глава 3. Психологическое консультирование

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практи­ческого психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, за­ботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию спо­собности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Консультант - специалист в области психологии, даю­щий советы, заключения по вопросам своей специальности. Он может быть приглашен для более или менее систематическо­го курирования клиента и помощи ему в решении внутренних проблем.

Виды консультирования зависят от уровня вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделяют следующие уровни консультиро­вания:

1. Индивидуальное развитие и изменение, когда объектом
изменения выступает отдельный человек, с целью оптимизации
его существования в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, коммуникативной, личной и обыденной. На этом
уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией.

2. Оптимизация межличностных отношений также в раз­
личных сферах жизнедеятельности: здесь может проводиться
групповая консультация с элементами тренинга.

3. Организационное развитие предполагает совершенст­вование организационных структур и управления. На этом уровне осуществляется сложное управленческое консультирование.

Схема деятельности консультанта: выявление проблемы -диагноз - анализ фактов - план вмешательства - вмешатель­ство в виде консультирования – оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

Часть 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (С. 401–416)

Глава 1. Психологическая помощь и ее основные виды

Человек часто не может сам справиться со сложными проблемами, которые встречаются на жизненном пути, и нуждается в психологической помощи. Что же включает в себя психологическая помощь: психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профориентацию.

Личностный рост является сложным противоречивым процессом, это кропотливая работа над собой, требующая большой энергии и огромного желания. В процессе такой работы человеку необходимо:

- научиться понимать и принимать себя, свою индивидуальность;

- определить свое место в окружающем мире людей;

- найти ценность и смысл своей жизни, свое уникальное предназначение, взять на себя за это ответственность, ибо в этом заключается основная цель роста личности и ее развития.

Помощь может классифицироваться по разным показателям:

по времени действия: неотложная - необходима при слож­ных психических состояниях, возможности суицида, случаях на­силия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов. С такими проблемами обычно работают психологические консультации;

по направленности: прямая – направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся – от­вет на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблаго­приятную для человека ситуацию. Такого рода помощь часто оказывается в службе семьи.

При этом практический психолог может выполнять четыре основных функции:

1. Диагностическую – постановка психологического диагноза; составление психологического портрета индивидуальности.

2. Терапевтическую – определение возможностей и средств психологической помощи.

3. Диспетчерскую – отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. д.

4. Информационную – сбор информации о клиенте, его
семье, окружающих людях, социальных условиях.

Всему, что растет и развивается, требуются силы и энергия. Растущая личность также нуждается в этом. Мы уже говорили, что человеку внутренне присуще стремление к росту и развитию, поэтому главным источником энергии является сама личность. Однако, поскольку процесс роста противоречив и неоднозначен, человек должен осуществлять определенную работу над собой, по мере выполнения которой возникают такие ситуации, когда ему необходимы помощь и поддержка.

Психологическая помощь может быть весьма разнообразной. Рассмотрим основные ее виды:

1. Индивидуальная психологическая помощь осуществляет­ся специалистом, психологом или психотерапевтом, в виде инди­видуальной беседы, консультации, психотерапевтической сессии. Наиболее распространенной формой является психологическое консультирование. Обращение к соответствующему специалисту не служит признаком психического заболевания, хотя, к сожа­лению, такое мнение все еще бытует у нас. Индивидуально-психологическое консультирование проводится прежде всего целью помощи растущей личности в процессе ее становле­ния для того, чтобы человек мог больше узнать о себе, понять и принять свою индивидуальность, разобраться с собственными про­блемами и трудностями. Между психологом и консультируемым устанавливаются определенные взаимоотношения, которые характеризуются сотрудничеством, взаимопониманием и абсолютным положительным принятием. Задача специалиста заключается, по сути, в стимулировании и поддержке человека, находящегося в кризисной ситуации. Психолог дает обратную связь, которая выражается в отражении, разъяснении существующей проблемы, и таким образом снимает неопределенность относительно возмож­ностей консультируемого по ее разрешению.

Индивидуально-психологическое консультирование может осуществляться с различными конкретными целями: 1 – информирование, предоставление информации по результатам психодиагностического исследования; 2 – ориентация на какой-либо вид деятельности, в том числе профессиональной; 3 - коррекция, изменение, например, отношения к себе или развитие способностей. В любом случае психологическая консультация всегда направлена на самосознание личности, на осознание человеком своих индивидуальный особенностей, желаний, целей, потенциальных способностей, чувств, мыслей и действий.

Необходимыми условиями психологического консультирова­ния являются добровольное согласие на получение консультации, а также доверие консультируемого, его активность и творческое исследовательское отношение к собственным проблемам. За тем, кто обращается за индивидуально-психологической помощью, всегда остается право принимать или не принимать оказываемую помощь и, в конечном итоге, самому решать вопросы своей жизни.

2. Групповая психологическая помощь заключается в уча­стии в групповых тренинговых процедурах. В последние годы различные формы групповой психологической работы стали весь­ма популярными в силу эффективности и большей экономичности по сравнению с индивидуальной работой. Однако не следует думать, что последняя имеет меньшее значение: польза психологической поддержки может быть оценена только исходя из конкретной ситуации.

Существуют разнообразные тренинговые группы: это, прежде всего, так называемые Т-группы встреч, группы по развитию навыков общения, гештальт-группы, группы психодрамы. Мне известны группы телесной терапии, танцевальной терапии, терапии искусством, тренинга умений. Участники психокоррекионных групп являются субъектами своих собственных изменений, ориентированными на самовыражение, личностный рост и развитие.

Влияние группы на человека огромно. Издревле взаимодействие в группе способствовало выживанию и развитию ее членов. Во множестве жизненных ситуаций человек испытывает потреб­ность в тепле, признании и контакте с другими людьми. Амери­канский психолог К. Рудестам тщательно изучил преимущества групповой формы работы. «Группа оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавля­ющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимо­действие», - пишет он. Следовательно, то, что переживается участниками в группе, может естественно переноситься ими во внешний мир. Члены группы получают в ней обратную связь и поддержку от людей, имеющих сходные проблемы или пережива­ния. Важнейшими условиями работы любых тренинговых групп являются принятие и доверие к каждому члену группы, активная забота и помощь друг другу. В такой атмосфере комфортности человек становится способным обучаться новым умениям, экс­периментировать с различными стилями отношений, пробовать новые способы поведения. Группа значительно облегчает про­цесс самоисследования, помогает оценить собственные чувства, установки и поступки, способствует самораскрытию, изменению, формированию «Я»-концепции и, следовательно, усиливает уве­ренность в себе.

Чтобы увидеть, как соотносятся представления человека о се­бе с мнением о нем других людей, рассмотрим модель, названную «Окно Джогари» (см. рисунок) в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма.

То, что они знают То, что я знаю То, чего я не знаю
    АРЕНА СЛЕПОЕ ПЯТНО (слепая область)
То, чего они не знают ВИДИМОСТЬ (скрытая область) НЕИЗВЕСТНОЕ (темная область)

«Окно Джогари»

Согласно этой модели каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства своей личности». Арена – пространство, содержащее общие знания человека о себе, своем «Я», то, что известно личности о себе и что знают о ней другие люди. «Ви­димость», или «скрытая область» - это то, что человек знает о себе, но скрывает от других, например, страх перед чем-то, собственная зависть или жадность. «Слепое пятно», или «слепая область» содержит то, что другие люди знают о человеке, а он не знает, не хочет принять, например, привычка перебивать собе­седника. «Неизвестное», или «темная область» – то, что скрыто от самого человека и не известно другим, включая невыявленные способности и потенциальные возможности развития. Модель «Окно Джогари» показывает, что расширяя контакты с людьми, человек увеличивает «арену», открывается навстречу другим и таким образом получает больше шансов для самосознания, пони­мания, принятия себя и решения своих индивидуальных проблем. Самое главное, что отношения взаимопомощи и доверия в группе развивают коммуникативную способность личности, т. е. ее спо­собность быть самой собой в контакте с окружающими. В этом, по сути, и заключается психологическая помощь тренинговой группы личностному становлению ее участников.

3. Самостоятельная психологическая помощь – это забо­та человека о себе и своем личностном росте. Она проявляется в развитии самосознания, т. е. в отражении себя в своем сознании, в знании о себе, переживании своей индивидуальной неповтори­мости. В психологическом контексте самосознание выступает прежде всего как отношение к своему «Я», которое формирует­ся через осознание своих желаний, мыслей, чувств и действий. Человек в процессе самосознания начинает лучше понимать и принимать себя, что является необходимым условием самораз­вития. Терпеливое внимание открывает возможность гибкого осмысления как прошлого, так и нового опыта, использования его для построения планов на будущее и самостоятельной помощи в каждый конкретный момент собственной жизни.

Уровень сформированности самосознания определяется по­требностью личности в самовыражении и самоактуализации, си­лой ее стремления к нахождению своего предназначения, а также способностью взять на себя ответственность за свою жизнь. Са­мосознание проявляется и развивается в самопознании (самона­блюдении и самоанализе), самооценке (эмоционально-ценностном отношении к себе) и саморегуляции.

Наши рекомендации