Причины конфликтов по сорокину.
Первая причина социального конфликта: осознание противоположности интересов.
В современной социологической литературе вопрос о связи между противоречием и конфликтом рассматривается известным английским социологом Э. Гидденсом.
“Под конфликтом, — пишет он, — я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. В отличие от конфликта понятие противоречия относится к некоторой структуре. Оба эти понятия весьма близки между собой, так как противоречие выражает уязвимое место, слабое звено в конструкции социальной системы. Вместе с тем противоречие указывает на разделение интересов между различными группами и категориями людей, в том числе и между классами”.
Э. Гидденс далее подчеркивает, что социальные противоречия связаны с различиями в образе жизни людей, принадлежащих к разным социальным группам, и неравенством их жизненных шансов, которые, в свою очередь, определенным образом влияют на формирование картины мира. Но противоречия далеко не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликты необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения. Пока противоположность интересов не осознана, конфликт еще не наступает. С этой точки зрения конфликт выступает, прежде всего, как осознанное, осмысленное противоречие несовпадающих или противостоящих друг другу интересов сторон, готовых предпринять или уже предпринявших определенные действия, основанные на указанном противостоянии.
Вторая причина конфликта: неудовлетворенные базовых потребностей.
Несколько иной ракурс проблемы конфликта выявляется при попытках вывести социальную напряженность из уровня удовлетворения базовых потребностей людей и социальных групп. Именно такой подход к проблеме демонстрирует Питирим Сорокин при выяснении вопроса о причинах социальных конфликтов и революций. “Непосредственной предпосылкой всякой революции, — пишет он, —всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения… Если пищеварительный рефлекс доброй части населения “подавляется” голодом, то налицо одна из причин восстаний и революций; если подавляется инстинкт самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами, то налицо другая причина революций… Если “подавляется” собственнический инстинкт масс, господствуют бедность и лишения и, в особенности, если это происходит на фоне благоденствия других, то мы имеем еще одну причину революций”.
Питирим Сорокин
(1889—1968)
Среди подавленных инстинктов, потребностей и рефлексов, которые вызывают социальное напряжение, взрыв и конфликт, П. Сорокин выявляет, помимо перечисленных выше, потребности коллективного самосохранения (семьи, религиозной секты, партии), потребность в жилище и одежде, половой рефлекс, инстинкт самовыражения и интерес к соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта, потребность в свободе. Как мы видим, указание на связь неудовлетворенных потребностей и нарастающих конфликтных ситуаций, рассмотрение источника конфликтов в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, позволяют ближе подойти к анализу конкретных социальных конфликтов. С этой точки зрения всякий конфликт характеризуется прежде всего неудовлетворенной потребностью и стремлением найти средства для того, чтобы эту потребность удовлетворить. Многомерная неудовлетворенность потребностей и интересов, депривация значительных масс населения составляет, по Сорокину, главный источник революционных потрясений в обществе. Предотвращение революции, развитие общества по пути реформирования возможно тогда, когда власти предержащие отслеживают меру удовлетворения потребностей различных социальных слоев и находят средства для их удовлетворения или компенсации, когда они не допускают кричащих антагонизмов в мере развития и удовлетворения потребностей, поддерживая социальное неравенство на уровне социальной нормы.
Третья причина социального конфликта: неравенство людей.
Следующий шаг по пути конкретизации конфликтов связан с разработкой вопросов социального равенства и неравенства. Положение людей и вытекающий из него уровень социальных притязаний определяется не вечными инстинктами, а сопоставлением с другими людьми. То, что является приличным уровнем жизни для одних людей, другими может рассматриваться как бедность и нищета. Важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп. Как показал опыт советского общества, само по себе стремление к всеобщему равенству не может рассматриваться в качестве блага; оно часто приводит к уравнительности, к угасанию стимулов творческой деятельности и инициативы. Неравенство, в том числе и социальное, неустранимо. Более того, оно имеет положительное значение для общества в целом, так как оказывается важнейшим источником состязательности, конфликтности, стимулирующим жизненную энергию человека.
Неравенство, как и социальный конфликт, содействует мобилизации жизненной энергии, влечет за собой необходимость социальных изменений, в том числе и в организации общественной жизни. Применительно к социальному конфликту неравенство социальных положений означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. Поэтому в определение природы конфликта включается и проблема ресурсов как средств достижения социальных целей.
Ральф Дарендорф
(1929—2009)
Однако здесь возникает центральный вопрос, на который указывает Р. Дарендорф. Кто и каким образом распоряжается ресурсами? Иными словами, в чьих руках находится власть? Этот вопрос, безусловно, связан с определением самой власти, которая представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе людей распоряжаться деятельностью других групп людей. Именно здесь заложен центральный конфликт в любой системе общественных отношений. Люди делятся между собой не только на богатых и бедных, не только на тех, кто обладает недвижимостью, и тех, кто живет на зарплату, но и на тех, кто участвует во власти и кто не участвует в ней.
Точнее говоря, все названные деления существуют и имеют определенное значение, в том числе и для формирования конфликтов, но в сравнении с признаком участия или неучастия во власти иные признаки имеют второстепенное или третьестепенное значение.
Помимо трех названных подходов к объяснению социальных конфликтов, существует и четвертый, который может быть охарактеризован как нормативно-ценностный подход.
Четвертая причина социального конфликта: несовпадение целей и интересов людей или соответствующих групп.
Согласно этой точке зрения, которая идет от Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, несовпадение целей и интересов людей или соответствующих групп есть главная причина конфликтов. “Социальный конфликт, —утверждает Луис Крисберг, — существует в том случае, когда две или большее количество сторон убеждены в том, что цели их деятельности несовместимы”. Все выделенные выше позиции имеют в своем основании некий общий фундаментальный теоретический вопрос: о природе интереса и о способе его осознания действующим субъектом. И в самом деле, в любом определении конфликта так или иначе мы сталкиваемся с вопросом о несовпадении интересов, целей, борьбы за жизненные ресурсы и т.д. Поэтому при рассмотрении конфликта вполне уместно вновь задаться вопросом: что же такое интересы как побудители социальных действий? В литературе долгое время существует спор относительно того, являются ли интересы некой объективной данностью или же они представляют собою некоторые характеристики сознания людей и различных социальных сообществ. Позиция автора этой книги по этому вопросу была сформулирована еще в 1964 г. и позже развита в более основательную теоретическую конструкцию. Вслед за Гегелем можно сказать, что интерес — это момент субъективности во всяком объективном деле. Интерес — это стремление чего-то достичь, что-то изменить или сохранить, он не просто осознается в качестве некоторой объективной данности наподобие закона природы или сложившегося порядка вещей.
Интерес — это внутреннее отношение действующего субъекта к действию, которое он производит; это переход субъективности, сложнейшей внутренней мотивации в некоторый результат, который фиксируется как нечто объективное, уже совершенное, сделанное. Такое определение интереса позволяет понять главную дилемму, сформировавшуюся при обсуждении проблемы мотивации человеческой деятельности и человеческих поступков: почему получается так, что люди, руководствуясь собственными интересами, совершают ошибки личностного и социального плана? Ответ на этот вопрос таков: интерес не есть нечто стабильное и неподвижное. Интересы подвижны, изменчивы, и главным источником изменений интересов оказывается сам опыт человеческой деятельности. По мере развертывания социального действия происходит изменение отношения к нему или в направлении углубления заинтересованности в самом процессе действия и его результате, или же в направлении ослабления интереса и переключения его на. те аспекты последствий деятельности, которые ранее не были заметны и очевидны. Такое толкование интереса включает в себя и динамику сознания субъекта действия, распространяет сферу заинтересованности не только на непосредственные выгоды меркантильного характера, но и на нравственные аспекты сознания. Вместе с тем оно позволяет по-иному взглянуть и на известную дилемму взаимоотношения интереса и долга, ответственности, нравственных оснований социального действия.
7 Составляющие конфликтной ситуации
Важнейшими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, их стратегии и тактики поведения, а также восприятие конфликтной ситуации.
Мотивы сторон. Мотивы в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Базисным побудителем активности оппонента являются его потребности, представляющие собой состояния нужды в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития. Мотивы оппонентов конкретизируются в целях. Целью в конфликте является представление его участника о конечном, предвосхищаемом полезном (с точки зрения этого человека) результате конфликта. Выделяются общие (конечные) и частные цели оппонентов.
Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение можно разделить на стратегию и тактику. Стратегия рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, ее установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество).
8 Классификация конфликтных стратегий
В основе классификации конфликтных стратегий лежат следующие основания:
1) характер действий (наступательные, оборонительные и нейтральные);
2) степень активности в их осуществлении (активные – пассивные, инициирующие – ответные);
3) направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).
Избранная стратегия (генеральная линия) реализуется через конкретные тактики. Тактика поведения – совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Выделяются следующие виды тактик воздействия на оппонента (по А. Я. Анцупову, А. И. Шипилову):
1) жесткие:
а) тактика захвата и удержания объекта конфликта (применяется в конфликтах, где объект материален);
б) тактика физического насилия (уничтожение материальных ценностей);
в) нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности и т. п.;
г) тактика психологического насилия (оскорбления, грубость, негативная личностная оценка, клевета, обман, дезинформация, унижение и т. п.);
д) тактика давления (предъявление требований, приказов, угрозы, шантаж, предъявление компромата);
2) нейтральные:
а) тактика демонстративных действий (привлечение внимания к своей персоне путем публичного высказывания жалоб на состояние здоровья, невыход на работу, демонстрация суицидальных действий и т. п.);
б) санкционирование (воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения нагрузки, отказ от выполнения требований и т. д.);
в) тактика коалиций (образование союзов, увеличение групп с целью повышения своего ранга в конфликте);
3) мягкие:
а) тактика фиксации своей позиции (использование логики, фактов для подтверждения своей позиции в форме высказываемых суждений, предложений, критики и т п.);
б) тактика дружелюбия (подчеркивание общего, выражение готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи и т. п.);
в) тактика сделок (взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями).
Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением – с другой, выступают образы конфликтной ситуации – своеобразные идеальные карты, которые включают следующие элементы:
1) представления участников противоречия о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.);
2) представления участников конфликта о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. д.);
3) представления каждого из участников относительно того, как его воспринимает оппонент;
4) представления конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.
Почему необходим анализ образов конфликтной ситуации? Это определяется двумя обстоятельствами:
1) именно субъективная картина конфликта, а не реальность противоречия, сама по себе, непосредственно определяет конфликтное поведение;
2) существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта за счет изменения этих образов, которое осуществляется посредством внешнего воздействия на участников конфликта.
Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая, или наоборот.
Искажение конфликтной ситуации может заключаться в следующем:
1) искажается вся ситуация в целом – ситуация упрощается, воспринимается в черно-белых (полярных) оценках, происходят фильтрация информации, ее неверная интерпретация и т. д.;
2) искажение восприятия мотивов поведения в конфликте – например, приписывание себе социально одобряемых мотивов, а оппоненту – мотивов низменных, подлых;
3) искажение восприятия действий, высказываний, поступков – фиксируется в следующих высказываниях по отношению к себе: «я вынужден так делать», «все так делают»; и по отношению к оппоненту: «он делает все мне во вред», и т. д.
4) искажение восприятия личностных качеств: здесь срабатывает эффект поиска соринки в глазу другого, преуменьшение негативных качеств у себя и преувеличение у соперника. В 1972 г. К. Томас и Р. Килменн выделили пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
1) сотрудничество – попытку совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон. Сотрудничество эффективно в том случае, когда:
а) есть возможность (время, желание) глубоко разобраться в причинах, вынуждающих стороны придерживаться своих позиций;
б) можно найти в разногласиях компенсирующие элементы;
в) нужно разрабатывать различные варианты решений;
г) конструктивно удается решать возникающие противоречия;
д) стороны готовы обсуждать варианты выхода из конфликта;
2) конкуренцию, соперничество – бескомпромиссную борьбу за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции. Наиболее острая форма разрешения конфликтных ситуаций. Ее использование оправдано в том случае, когда:
а) есть уверенность в правильности и правомерности своей позиции, и есть средства ее защиты;
б) конфликт затрагивает область принципов и убеждений;
в) оппонентом является подчиненный, предпочитающий авторитарный стиль управления;
г) отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями;
д) в случае поражения произойдет потеря авторитета и товарищей.
Эта стратегия требует подбора весомых аргументов для дискуссии и адекватной оценки позиций оппонентов, а также наличия ресурсов для отстаивания своих позиций;
3) уклонение, игнорирование – попытку выйти из конфликта, уклоняясь от него. Опасная стратегия. Использовать ее можно, если:
а) источник конфликта настолько тривиален, а последствия столь ничтожны, что ими можно пренебречь;
б) конфликтующие стороны могут разобраться без вашего вмешательства;
в) есть уверенность, что время ослабит напряженность ситуации и все разрешится само собой;
г) конфликт никак не влияет на производственные проблемы;
д) вовлеченность в конфликт не позволит решить более важные задачи.
Игнорирование конфликта может привести к его неконтролируемому росту;
4) приспособление – стремление сгладить противоречия, часто за счет изменения своей позиции. Это эффективно в случаях, если:
а) есть желание разрешить конфликт любой ценой;
б) конфликт и его результаты мало затрагивают личные интересы;
в) налицо готовность пойти на односторонние уступки;
г) отстаивание своей позиции может занять много времени и отнять много сил (когда «игра не стоит свеч»).
5) компромисс – решение конфликта путем взаимных уступок. Компромисс эффективен в тех случаях, когда:
а) аргументы конфликтующих сторон достаточно убедительны, объективны и правомерны;
б) необходимо разрешить конфликт путем принятия приемлемого для сторон решения в условиях недостатка времени;
в) стороны готовы разрешить конфликт на основе частичного решения проблемы;
г) путем небольших уступок можно сохранить важные деловые или личные контакты.
Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода:
1) полное или частичное подчинение другого;
2) компромисс;
3) прерывание конфликтных действий;
4) интеграцию.
9 Функции конфликтов